Агрессивное привлечение денежных средств населения в депозиты уже зимой может сказаться на стабильности банковской системы. По словам аналитиков, в январе-феврале у основной массы вкладчиков заканчивается срок размещения денежных средств, и если граждане предпочтут не пролонгировать вклады, а забрать деньги из банков, неминуемо начнется очередная волна финансового кризиса.
Отзыв депозитов может стать причиной третей волны финансового кризиса. Вторая же волна может накрыть отрасль уже этой осенью и во многом будет связана с недостатком банковской ликвидности и ростом безработицы в стране.
Игроки рынка отмечают, что рискованные действия по привлечению денежных средств под высокий процент помогли небольшим банкам вернуть клиентов и даже привлечь новых, однако в скором времени подойдет срок, когда и вкладчикам необходимо будет вернуть деньги и высокую доходность предлагаемых депозитов как-то окупить.
В последнее время ситуация на рынке вкладов складывалась следующим образом: если в ноябре у банков России был зафиксирован основной отток средств, то в декабре вкладчики находились в ожидании того, как поведет себя рынок в дальнейшем. На рынке депозитов долгое время царила неизвестность, и вкладчики метались между высокими процентными ставками в банках, которые могут подвергнуться негативного влиянию кризиса и государственными кредитными организациями, предлагающими вклады под менее высокий процент, но гарантирующие их сохранность. Мнения разделились. В итоге приток депозитов происходил в два этапа: в январе население активно приносило свои сбережения в государственные и крупные коммерческие банки, входящие в топ-30, а уже с февраля «проснулось» доверие и к средним и мелким банкам, предложившим вкладчикам более высокую доходность по депозитам. При этом население в основном размещало свои сбережения в долгосрочные депозиты сроком на один год и более. Именно поэтому, по словам аналитиков, первые месяцы 2010 года могут стать решающим для многих коммерческих банков.
Однако, по словам заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова, ситуация на рынке такова, что, как только она начнет ухудшаться, часть вкладчиков будет стремиться перевести свои сбережения в государственные банки – там спокойнее. Но стоит обстановке улучшиться – вкладчики активнее идут в средние банки, предлагающие более высокие процентные ставки.
Старший аналитик рейтингового агентства «РусРейтинг» Виктория Белозерова считает, что максимальные и минимальные процентные ставки по вкладам, представленные сегодня на рынке, отличаются практически в два раза. При этом высокая ставка – большой риск, о котором в гонке за деньгами некоторые банки забывают.
Директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов говорит, что летом заканчивается срок размещения денежных средств у тех вкладчиков, которые открывали депозиты в феврале на полгода, то есть всего лишь часть клиентов. При этом есть клиенты, которые открывали вклады в январе и на более короткие сроки, то есть клиенты, у которых депозиты уже закончились. «Большинство этих средств осталось в банках, и никакой волны отзыва депозитов нет, – уверяет эксперт. – В текущей ситуации для большинства клиентов, которые хотят разместить временно свободные средства, отсутствует альтернатива банковским вкладам, поэтому оттока не предвидится».
Заместитель управляющего Челябинским филиалом Промсвязьбанка Олег Гриценко также уверен в том, что большая часть вкладов будет пролонгирована. «Во-первых, бизнес остается под большим влиянием кризиса, и поэтому для крупных вкладчиков депозит по-прежнему остается привлекательным инструментом для инвестирования, – рассказывает он. – Особенно актуальны в данном случае депозиты, позволяющие управлять собственными ресурсами, например, мультивалютные вклады, вклады, по которым возможно совершать расходные операции». Кроме того, фондовый рынок, рынок недвижимости, по его оценкам, по-прежнему крайне рискован с точки зрения инвестирования, между тем процентные ставки по вкладам в настоящий момент достаточно привлекательные, особенно с учетом того, что инфляция по итогам года ожидается невысокая.
Достаточно оптимистично смотрит в будущее и руководитель группы страховых и инвестиционных продуктов BSGV Кристина Буганова. По ее словам, сегодня у вкладчиков нет объективных причин для недоверия банкам. «Объем негативной информации в СМИ о банковской системе в целом гораздо ниже, чем, скажем, осенью прошлого года, когда наблюдался отток. Случаев массовых банкротств банков и отказов в выплате вкладов не фиксируется, поэтому оснований для паники просто нет», – говорит Кристина Буганова.
Однако если же осенью будет повторение прошлогодней ситуации, тогда, по словам Дмитрия Орлова, возможен значительный отток вкладов, что будет опасным не только для банков с разбалансированной базой фондирования, но и для системы в целом.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин отмечает, что отток средств с вкладов может привести к еще одной волне кризиса. «В таком случае наибольшей степени рискам подвергается финансовое состояние мелких и средних банков, лишенных возможности привлекать на рынке достаточный объем кредитных ресурсов по сравнительно низким ставкам. Определенный отток средств может произойти в пользу инвестиций на сегменте ценных бумаг», – добавляет он.
«Банки повышают ставки по вкладам не потому, что у них есть возможность вложить привлеченные средства куда-то с большой доходностью, а из-за своего тяжелого положения, – отмечает Олег Гриценко. – Высокие ставки по долгосрочным вкладам могут еще больше ухудшить положение банка в дальнейшем и стать дополнительной нагрузкой на Агентство по страхованию вкладов в случае банкротства таких кредитных организаций».
Напомним, в конце прошлого года массовое снятие вкладов со счетов крупнейших региональных банков Екатеринбурга привело к немалым потерям – возникновению финансовых трудностей в Банке24.ру и «Северной казне». На тот момент беспокойство клиентов банков вызвала спам-рассылка о якобы пошатнувшейся финансовой устойчивости кредитных организаций, содержавшая призыв срочно снимать деньги со счетов, руководителям крупных предприятий и должностным лицам поступали анонимные телефонные звонки с «предупреждением» о скором крахе банка. В отделениях банков сразу возникли очереди; в итоге банки, имеющие прежде репутацию надежных игроков рынка, вмиг оказались не способны выполнить свои обязательства перед клиентами.
Стоит отметить, что для того чтобы выплатить вкладчикам доход в 18% годовых, банкам нужно найти соответствующие инструменты, которые бы обеспечили доходность на уровне как минимум 22-25% годовых. При этом обеспечить возврат денежных средств клиентам, да еще и с выплатой высоких процентов при фактическом отказе от выдачи новых кредитов, по словам аналитиков, смогут далеко не все банки.
«В последнее время ужесточились правила предоставления кредитов, повысились требования к заемщикам, но таковы текущие условия рынка, и банки вынуждены эти условия учитывать, чтобы своевременно выполнять обязательства перед вкладчиками, кредиторами банков, акционерами, – говорит Олег Гриценко. – Банки – это посредники, которые работают на рынке привлечения и размещения денег. Поэтому те из них, которые не выдают кредиты, не имеют возможности зарабатывать, а, следовательно, у них нет возможности и выплачивать проценты своим вкладчикам».
По словам Дмитрия Орлова, банкам высокие процентные ставки по вкладам при условии невыдачи новых кредитов грозят отсутствием доходов и быстрым сворачиванием бизнеса, поскольку кредиты – фактически основной бизнес кредитных организаций. «Другое дело, что у банка уже есть кредитный портфель, который приносит доход, тогда временный отказ от кредитования может быть оправдан, – отмечает он. – Если же банк активно привлекает вклады, при этом не кредитует частных лиц, то, возможно, он кредитует малый или корпоративный бизнес, что может быть не так заметно для частного лица».
Если же брать крайний случай, когда проценты старым вкладчикам выплачиваются за счет новых вкладов, то это, по его оценкам, может свидетельствовать о построении финансовой пирамиды. Однако среди крупных и средних банков таких, по оценкам Дмитрия Орлова, нет.
Александр Осин отмечает, что в данной связи весьма понятной является позиция Банка России, ограничившего недавно размер максимальной банковской ставки по вкладам на уровне 18% годовых, а также действий правительства страны, осуществляющего административное давление на кредитные организации в целях повышения их активности на кредитном рынке. Он уверяет, что привлечение средств населения под высокий процент и одновременный отказ от выдачи новых кредитов грозит кредитным организациям банкротством.
«Это строительство финансовой пирамиды, – говорит Кристина Буганова, – но в сегодняшних условиях такая деятельность со стороны банков, имеющих лицензию Банка России, невозможна благодаря жёсткому контролю со стороны регулятора. Поэтому если банк вообще не кредитует ни частных, ни юридических лиц, что простому обывателю проверить на деле достаточно сложно, то он либо не имеет на это достаточно свободных средств, либо размещает их в непрофильные активы, что, безусловно, может быть более рискованным, чем размещение денег в кредиты под твердые залоги».
Кроме того, по мнению Александра Осина, в последние недели отмечается увеличение оттока средств банков на депозиты зарубежных финансовых структур, развивающихся вопреки благоприятным в целом процессам, доминирующим на финансовых рынках России. «Складывается впечатление, что сравнительно небольшие кредитные организации, существенно увеличившие в период кризиса свои депозитные ставки, и не планируют вкладывать данные средства в экономику, – размышляет эксперт. – При разрастании подобной тенденции российским регуляторам, вероятно, придется прибегнуть к ужесточению мер контроля над финансовой активностью подобных структур».
По словам Андрея Мельникова, сегодня есть определенная группа заемщиков, с которыми крупные банки предпочитают не работать, потому что масштаб операций не соответствует их уровню. «На региональном рынке, где представители бизнес-сообщества знают друг друга много лет и степень прозрачности принципиально выше, партнерские отношения устанавливаются быстрее», – отмечает он. Кроме того, по его оценкам, в текущей ситуации некоторые региональные банки привлекают средства под конкретные инвестиционные проекты, которые позволяют «отбить» высокую стоимость привлекаемых вкладов.
«Контроль за уровнем рисков внутри каждого коммерческого банка со стороны Банка России достаточно серьезен, особенно на протяжении последнего года, и кредитная организация, допускающая превышение рисков при недостаточном количестве резервов, может очень скоро стать кандидатом на отзыв лицензии», – уверяет Кристина Буганова.
Между тем в сегодняшней ситуации все же есть потенциальные заемщики, нуждающиеся в деньгах. По оценкам экспертов, сегодня они поделились на две категории. Одни сумели скорректировать свой бизнес в соответствии с новыми реалиями и достаточно устойчиво себя чувствуют, ищут новые возможности для развития. А другие просто «выживают в моменте», пытаясь преодолеть проблемы с гипердолговой нагрузкой. Причем первые еще не определились, сколько новых заемных средств им нужно, их смущает стоимость денег, небольшие сроки, на которые сегодня предлагаются кредиты (до года). Поэтому они пока выжидают и в банк не обращаются. А вторая категория предприятий, которые готовы занимать на любой срок и по любой ставке, – это слишком рискованные клиенты.
И в такой ситуации банки пока не могут найти сбалансированную политику, которая бы смогла минимизировать риски при выдаче новых займов и гарантировать выплату доходности по депозитам вкладчикам. Вероятно, уже в ближайшее время приманка может подействовать против самих банкиров, и втихую решить возникшие трудности уже будет не так уж и легко.