Цирк — это не только шоу, но и сложный бизнес, где важны не только яркие выступления, но и грамотное управление. Миллиардер и предприниматель Ильдар Хусаинов, известный своим нестандартным подходом к улучшению проектов, побывал на спектакле «Снежная королева» в Тюмени. В своей колонке он делится идеями о том, как циркам повысить доходы, улучшить сервис и адаптироваться к современным запросам зрителей. А также объясняет, почему пора отказаться от животных в программе. Далее — от первого лица.
Перед новым годом сходили в цирк. На самом деле очень достойное шоу «Снежная королева». Не стал уж сильно большое видео делать, фокусы не включил даже и клоунов, хотя они были на очень высоком уровне! Но, думаю, примерно картина станет понятна.
Но что меня поразило — это точки роста в монетизации. Что можно точно порекомендовать?
1. Цирку надо срочно заключать контракт по обслуживанию по еде с кем-то из сетей, должен быть и онлайн-заказ на место, и не по одному продавцу в антракт, да и ассортимент может быть в 5 раз больше. В общем, на мой взгляд, цирк теряет на этом процентов 30 выручки. Когда ходишь на матч НБА или НХЛ, просто поражаешься, как они хорошо используют такой длинный контакт с потребителем услуги.
2. Нужно вводить фотографирование с главными героями — это мировая практика таких шоу. Были в Макао как-то раз на подобном мероприятии, и после все главные герои выходят, и фото 50 долларов — очередь на 30 минут стояла! Также нужно заключать контракты с фотографами, чтобы потом по ссылке можно было найти фото и купить. В общем, на фото, по моим оценкам, еще теряется 10–15% выручки.
3. Что-то надо делать с маркетингом, заходил на сайт несколько раз, и ни разу меня потом реклама не догоняла, я уже молчу, что надо продвигаться в коротких видео, хотя, поверьте, есть очень крутые номера, но продвижение слабое! Да и с ценообразованием бы подумал, сколько раз уже видел, как раскупается хорошо 1-й и 8-й ряд, а противоположные места полупустые. И самое важное — там надо перепозиционировать цирк как не только место, куда сходить с детьми, а как очень серьезное шоу и искусство, согласитесь, молодая пара редко сходит в цирк одна, хотя мероприятие очень качественное и интересное!
4. Все-таки мне кажется, что животных надо убирать из программы, я думаю, запредельно дорого их обслуживать, выращивать, перевозить, лечить, более того, это откровенно негуманно. Все-таки они рождены жить в природе, и, по ощущениям, в цирк бы ходило даже больше людей, если бы там не было животных.
5. Что-то надо делать с логистикой, зря там не открывают два входа, они есть, из-за этого скапливаются большие очереди на входе в мороз.
6. Цирк расположен в самом центре города на очень проходном месте, если бы такое было где-то в Азии, там бы давно на будни полностью меняли назначение заведения, а в выходные снова бы всё превращалось в цирк. На этом, думаю, можно делать дополнительно еще 100–150% от текущей выручки.
7. Точно можно делать экскурсии внутри, но таких услуг нет, думаю, многие бы с удовольствием сходили. Можно было бы обучать, например, жонглированию или фокусам, то есть тут бесконечное пространство для маневра.
Кто-то скажет, что я перечитал бизнес-книг. И будет прав! Но! Ведь это еще и сервис, и добавочная ценность для экономики, за любым пунктом стоит еще практическая польза для посетителей и общества, будь то эмоции от фотографии, или вкусная трапеза в антракте, или возможность сходить в цирк по более дешевой цене, а тем, кто привык всё делать с комфортом, также его получить.
И еще был как-то в Лас-Вегасе, ходили на «Цирк дю Солей», и поразился, там было очень много актеров из бывшего СССР, так случайно пообщался с ними — почему они там, а не в родной стране, многое стало понятно. Поэтому важно и качество шоу, но и качество управления в целом также имеет огромное значение!
Из всех цирков, где бывал, конечно, на первом месте Цирк Юрия Никулина! На втором — Цирк в Мюнхене, а на третьем — цирк Гии Эрадзе!