Данил Чащин родился и вырос в Тюмени. Это сейчас он работает с именитыми российскими актерами, ставит спектакли в Москве и снимает сериалы. Но рос он в проблемном и неблагополучном районе нашего города. Как и все мальчишки гонял с пацанами в футбол, прыгал по крышам гаражей и никогда не интересовался театром. Туда он попал абсолютно случайно, выучив один из самых коротких стихов Пушкина. Теперь его график расписан вплоть до 2026 года. Его сериал «Райцентр» с Кристиной Асмус и Иваном Добронравовым высоко оценили зрители. В работе еще несколько проектов. В этом эксклюзивном интервью для 72.RU поговорили с Данилом о его жизни в разбитых общежитиях у Рощино, культуре в Тюмени и российском кино и театре.
Жизнь в Тюмени, как «Интерстеллар»
— Давно не были в Тюмени?
— Зимой был, у меня у отца был юбилей, приезжал на три дня, сейчас так же.
— Какие вообще эмоции испытываете, когда в Тюмень возвращаетесь?
— Ностальгия, конечно. Я же еще жил в районе Рощино. Когда с аэропорта едешь, там общежития стоят, вот одно из них мое. То есть я приезжаю в Тюмень сразу же в дом, где я провел 18 лет. Сейчас у меня родители живут в другом месте, но я до сих пор прописан в той квартире, и в паспорте у меня написано: «Улица Олега Антонова».
— Там же ужасное общежитие.
— Ужасное, кошмарное, поэтому чувства двоякие. С одной стороны, это мой дом, а с другой — уже думаю, когда его снесут наконец-то. Потому что оно еще и аварийное к тому же. Я сам внутрь боюсь заходить. Вот я сегодня как раз проезжал, смотрю и пытаюсь что-то вспомнить. Такое очень странное ощущение. Воспоминания не всегда светлые, они такие светло-горькие.
— Как мы плавно подошли к вопросу о вашем детстве. Какие у вас яркие воспоминания связаны с Тюменью?
— Мое детство было в 90-х, это было непростое время. Отец ездил на вахты, помню, что привозил сникерсы прямо коробками, и это было какое-то невероятное счастье. Рос я во дворе и как выжил, не очень понятно на самом деле. На одной из репетиций нового спектакля с Тимуром Родригезом, который родом из Пензы, и Мишей Башкатовым, который из Томска. Мы пришли к выводу, если дожили до 35, значит, мы справились.
В принципе, если нам удалось выжить и не спиться, значит, всё-таки у нас что-то получилось.
Еще у меня такое вспоминание. Возле моего дома есть такая труба, и там постоянно сидят пацанчики. Каждый раз, когда я приезжаю, вижу, что они постоянно сидят на этой трубе. Как будто бы такой «Интерстеллар», когда время остановилось. Если и есть какое-то постоянство, то оно у меня возле дома, на этой трубе.
— Почему вы думаете, что вы прям выжили?
— Да мы какие-то делали эксперименты страшные, прыгали с крыши на крышу, через какую-то армату, кидались камнями, ели гудрон, повисали на перилах балкона. Такое было суровое на самом деле детство. Я вообще как бы гопник. То есть то, что сейчас мы общаемся, это большая удача в том смысле, что я в свое время поступил в театральный. Моя жизнь делится на «до поступления» и «после поступления». Мой мастер Марина Владимировна Жабровец, которая взяла меня на режиссуру, по сути, открыла мне дверь в мир искусства. Потому что я до поступления не прочитал ни одной книги, не был ни на одном спектакле. И каким-то чудом поступил в театральный.
Но там тоже странная история. Не было вариантов куда поступать, потому что у меня в 11-м классе аттестат троечный. Я кое-как сдал ЕГЭ. И у меня выбора особо не было. Мне сказали: иди в театральный, потому что туда в основном девочки идут, и мальчиков, охотнее принимают. Я просто шел наугад. На вступительных выучил стих «Я вас любил», потому что он был короткий и получилось за ночь его разучить. А Марина Владимировна просто во мне что-то разглядела, видимо, интуитивно, потому что особо там не за что было зацепиться. А дальше уже я стал читать, смотреть и напитываться.
Театр в Тюмени
— Как думаете, что вам вообще позволило реализоваться? Вы не раз говорили о том, что Тюмень — это такая отличная стартовая площадка. Если бы вы здесь остались, смогли бы как-то дальше развиваться или условия не позволяют?
— Сложно как-то сослагательно мыслить. Не знаю, честно, не знаю, но я не могу вспомнить пример, кто остался в Тюмени и поставил спектакль в профессиональном театре. А в кино могу вспомнить. На этой неделе я встречался с Андреем Зубовым в Москве. Вот они как раз, наверное, смогли доказать, что можно и в Тюмени делать кино. Сняли «Папаша в бегах», причем это такой дебют в кубе. У меня, например, был дебют с «Райцентром», но я был там единственный дебютант. Остальная команда была очень опытная, они меня подхватывали, подстраховывали, консультировали.
А «Папаша в бегах» это дебют всех: режиссера, сценариста, оператора, которые только попали в большое кино. И все тюменские. Это круто. Я надеюсь, что это фильм, который создаст экосистему, пространство для кино в Тюмени. Если говорить про театр, то тюменский театр сейчас хорошо знают в России.
— Кстати, да, про театр. У вас были постановки и в Тюмени, и в Москве. Чем отличается публика, если вообще отличается.
— Мне часто задают вопрос по типу: «А как вам челябинский или саратовский зритель?» Я же вижу премьерные спектакли, а потом уезжаю и дальше я не знаю, кто приходит на спектакли, а премьерная публика — всегда театральная. Это те, кто заранее покупает билеты, которые знают, читают, и это всегда прекрасная публика. Вообще, даже на одном спектакле публика разная. Это не территориальный вопрос.
Театр vs кино?
— Вы успели поработать и с Богомоловым, и с Серебренниковым. Какие у вас вообще впечатления от них как от людей? И чему лично у них научились, может быть, что-то смогли перенять?
— Это было так давно на самом деле. Не то что я у них учился, скорее это были мастер-классы, лаборатории. Я был у них на репетициях, мы общались. Серебренников — это такой режиссер, как я это называю, донор. Он фонтанирует идеями, он сам как художник придумывает какие-то решения, сочиняет декорации, чертежи делает. Такой тотальный человек искусства, и он больше делает театр перформативный, когда спектакль является арт-объектом в целом. А Богомолов очень подробно, очень досконально, до наноатомов разбирает персонажей с актерами. И он меня, скорее, влюбил в это. До этого я так подробно не вникал. Благодаря ему я понял, что театр театром делает работа с артистом. Ты можешь классно продумать пространство, но это интерес на 15 минут. Главный спецэффект на сцене — это артисты.
— Как раз про артистов и их образование. Вы же в Тюмени учились и как бы оценили в целом ту базу, которую здесь дают?
— Как старт — очень хороший, потому что как раз много кто дальше поступает и успешно работает. Есть Сережа Тонышев, который сейчас активно ставит в Современнике и в СТИ у Сергея Женовача. Андрей Маник тоже ставит, Наташа Шурганова, Никита Бетехтин, который сейчас в Берлине делает постановки. Все мы ученики одной кафедры, не говоря про актеров, которые на других курсах учились. Лев Зулькарнаев, который сейчас выстрелил после «Слова пацана», но до этого у него были и другие прекрасные работы в театре и в кино, например фильм «Экспресс».
— Как раз плавно перешли к Льву Зулькарнаеву. Он как-то говорил о том, что театр, по сути, не дает ту нужную базу, которая позволит тебе еще и играть в кино. Что думаете по этому поводу? Учат ли в театре играть в кино?
— Мне кажется, театр учит и все хорошие актеры, которые снимаются в кино, — они все работают в театре. Юлия Пересильд работает в театре, Константин Хабенский работает в театре, Евгений Миронов. Причем они работают еще и как ученики: занимаются дикцией, телом. Кино — это же производство очень ограниченного времени. Ты вкидываешь какую-то идею, дальше актер должен это быстро словить.
Тем более кино зависит от ряда факторов. Например, мы репетировали в одной локации, пошел дождь, приходится сцену переносить в интерьер и снимать заново. Всё зависит от того, насколько у актера подвижная органика, подвижная психика, тело, как быстро он может перестраиваться. Конечно, это разные режимы надо переключать, потому что театр работает с энергией, он требует широкого мазка. Нужно работать так, чтобы тебя было слышно и видно на последнем ряду. А кино — это внешне более экономная работа.
— С кем бы вы хотели поработать из современных актеров?
— С Любой Аксёновой хотел бы поработать, но мы каждый раз почему-то не совпадаем по графикам. Это обоюдное желание поработать вместе, но как-то не получается. С Юлей Снигирь хочется поработать. Но это мечта, которая скоро, надеюсь, осуществится. Причем не в кино, а в театре. С Ваней Янковским тоже хочется поработать.
— А с Львом Зулькарнаевым, например?
— Мы с ним дружим. Причем он хотел ко мне пойти на спектакль «Последнее лето». Написал: «Хочу к тебе на «лето»». Смешно, что Зима хочет на «лето». Поработаем обязательно. Но тут же нужно, чтобы роль еще попала, то есть моего желания мало. Важно, чтобы сценарий подошел, а главное, чтобы это понравилось не только мне, но и продюсерам, причем продюсерам и продакшена, и платформы. Там целый процесс на самом деле выбора актера.
«Печальная страна, а в ней твое окно»
— Как так получилось, что вы переформатировались в кинорежиссера?
— У меня было давнее желание. Я не имею образования нужного, не имею такого опыта, но как-то интуитивно мне казалось, что у меня может получиться. И на спектакль «Живой Т.» пришли редакторы кинокомпании «Среда», посмотрели, им понравилось. Они со мной встретились, пообщались и сказали, что хотели бы предложить снять сериал. В кино, режиссеров больше учат правильно ставить свет, делать раскадровку, визуальную часть, которая как раз моя слабая сторона. Поэтому у меня всегда есть какой-то опытный оператор, который меня в этом смысле подхватывает. Но моя сильная сторона — это работа с артистом и кастинг.
Мы сейчас переходим в такое военное положение, когда всё решается силой, по понятиям, цена слова — смерть, цена поступка — смерть.
— Чем вдохновлялись на сериал «Райцентр»? Понятно, что Тюменью, но чем именно?
— Это такой сериал про плен прошлого, когда ты вроде стараешься его забыть, потому что для меня, например, оно было очень разным: и счастливым, и очень горьким. Но как бы ты ни старался, оно про тебя не забывает. Когда у нас были встречи с одноклассниками, с однокурсниками, появляется желание быть лучше, чем есть на самом деле. Ты будто на лбу себе написал некий статус, и все остальные должны это подтверждать, а когда это не происходит, то происходит то, о чем я рассказываю в «Райцентре».
Но при этом там много и любви, и тема семьи, и дома. Кстати, в «Улице Шекспира» будет еще больше Тюмени в этом плане. Это сериал про возвращение героя в цыганский табор, про жизнь на два дома. Когда не понимаешь, где твой дом до конца, как было у меня самого. Я вроде уже как бы москвич, но еще не москвич, но при этом уже не тюменец. И вот где этот дом? Это для меня важная тема.
Ты приезжаешь в Москву, ищешь своих новых друзей, а на самом деле ты ищешь своих старых друзей, которым пытаешься найти какие-то синонимы, но это утопия. У меня у родителей дома есть окно во двор, там ничего примечательного нет в этом окне, но как поется в песне ДДТ «печальная страна, а в ней твое окно». Это очень печальный дом, да, но это мой дом, и другого у меня нет, и там прошли мои счастливые моменты, и это часть меня.
Когда я ставил спектакль в «Космосе» «Тюмень остаться нельзя валить», одна из последних фраз была: «Где бы я ни умер: Париж, Лос-Анджелес или другой какой-то город, в некрологе будет написано «уроженец города Тюмени»».
— Как думаете, почему сейчас вообще заходят такие сериалы про 90-е? Почему тема так популярна у тех, кто в это время и не жил, по сути.
— Мне кажется, мы сейчас переходим в такое военное положение, когда всё решается силой, когда всё решается по понятиям, когда цена слова — смерть, цена поступка — смерть. Всё очень молниеносно, мгновенно. Это очень походит на ситуацию в 90-х. Плюс это очень колоритно. Какая-то ностальгия поколения.
О сериалах
— Какие сериалы сами любите смотреть? Вот ваш топ из последнего?
— Сериал «Предложение» — про то, как снимали «Крестного отца», «Гризельда» мне понравился, сейчас смотрю «Сёгун» про японских самураев. Там своя какая-то колористика, фактура.
— А если из российских?
— Мне понравился сериал «Ласт Квест», Петр Федоров снял. Прикольный сериал, очень бодренький, визуально классный. «Фишер» интересный. Нравится, что снимают в близкой мне кинокомпании «Среда»: «Нулевой пациент», «Хрустальный», «Лада Голд».
— Вы упоминали свой новый проект сериал «Улица Шекспира». Когда его ждать?
— В этом году, но точной даты релиза пока нет. Сейчас идет активный монтаж. Половина серий уже готова, осталось еще половину сделать. Но думаю, что не раньше осени.
— В целом над какими проектами сейчас работаете?
— Сейчас вышел «Райцентр», скоро будет сериал «Улица Шекспира», где, мне кажется, будет много актерских побед, новых лиц. Сейчас я делаю кастинг на третий свой сериал. Но пока ничего про него не могу говорить, кроме того, что это будет тоже кинокомпания «Среда», и то, что мы будем делать для ОККО. И еще новый спектакль, про который я тоже пока не могу рассказать. Могу сказать про «Денискины рассказы». Это спектакль, который мы делаем с Тимуром Родригезом. Вместе с ним в нем сыграют Катя Кабак и Миша Башкатов. Про это можно сказать. А остальное пока не могу разглашать, пока не выйдет официальный релиз или от театра, или от компании. Но я расписан до 2026 года уже.
Жизнь на две семьи
— Вы сейчас и в театре, и в кино. Если бы перед вами встал выбор: или то или другое — что выбрали бы?
— Тяжело. Что-то одно я бы не выбрал, наверное, уже. Стараюсь совмещать. Я эту фразу часто в интервью говорю, что театральная сцена — моя законная жена, а киноплощадка — любовница. Когда одна надоест, ночую у другой. Сейчас получилось так, что на две семьи живу. Мне сейчас интереснее кино, потому что это что-то новое для меня. При этом в театре я могу активнее проявлять свою фантазию, работать с артистами. В кино тоже, но там очень плотные графики. У меня даже фраза такая есть: когда я читаю впервые сцену с артистами в театре, я могу ее сделать через два месяца, когда я впервые читаю сцену с артистами в кино, я должен был снять ее два часа назад. Вот в чем разница. В театре вообще можно за день всё переделать. Ты можешь прийти и сказать, мол, мне приснилась такая идея, давайте поменяем вот это местами. Когда ты приходишь на киноплощадку, это сделать гораздо сложнее.
— В одном из интервью вы рассказывали, что к вам на спектакль приходил Роман Абрамович, тогда была такая фраза, что нужно искоренять в себе раба. Если бы условно сейчас на ваш спектакль пришел Абрамович или кто-то из таких высокопоставленных лиц, как бы вы себя вели?
— Я думаю, что волнение какое-то по этому поводу я бы продолжил испытывать. Мы постоянно с артистами обсуждаем, кто сегодня на спектакле. Ой, сегодня вот этот на спектакле или вот этот. Ты будто собираешь такие трофеи.
— Кто еще из интересных людей был у вас на спектаклях?
— Боюсь, этот список будет длинный. Все, кого я видел в телевизоре, когда был в Тюмени. Ну не все, но большинство.
«Мне нравится называть себя провинцией»
— Такой финальный вопрос. За что вы любите и ненавидите Тюмень?
— Ну я банально отвечу. Конечно, нравятся мне люди, потому что много моих друзей здесь, тут моя семья, родственники. Если я приезжаю, конечно же, я стараюсь встретиться с кем-то. Люди, которые на самом деле помнят тебя еще тем подростком, который ужасно одевался, плохо говорил. Твое прозвище, твой рингтон на телефоне. И они позволяют тебе сохранить какую-то адекватность, ироничность по отношению к себе, потому что иначе можно вообще улететь. Когда ты скажешь: «Ну вы тут провинция, а мы…» У меня даже есть кофта с надписью «провинция». Мне нравится называть себя провинцией. Вот это что мне нравится. А что мне не нравится… Сложно говорить, я тут не был 10 лет. Уже не так слежу за процессами.
Почему я уехал? Потому что, мне казалось, тут недостаточно реализации творческого человека.
Может быть, любой город может не выдержать эту конкуренцию с Москвой, но мне не хватает культурных мероприятий.
Я человек, который требует постоянного коллекционирования эмоций. Стараюсь каждый день что-то талантливое посмотреть. Тюмень — в большей степени купеческий город. И так исторически сложилось. Тут развивается бизнес, предприятия, промышленность. В плане культуры как будто бы здесь не такие большие сдвиги. Вот этого мне не хватало.
Также не хватало социального лифта. Когда я окончил наш тюменский вуз и пришел в местные театры с предложением поставить спектакль, ни один не рассмотрел мое предложение. Местное образование здесь не котируется. И только когда я поставил спектакль в МХТ, я поставил в Тюменском драмтеатре.
То есть вышло так, что ты тут родился, тут учился, но не очень пригодился. Как будто бы не хватает какого-то трамплина. И поэтому многие уезжают на самом деле. Когда я уже был в Москве, здесь шел спектакль «Тюмень остаться нельзя валить» и мне писали в социальных сетях: «Был на вашем спектакле, всё правильно вы сказали, Тюмень — прекрасный город, лучше этого города вообще нет, останусь тут навсегда, спасибо за спектакль». И в тот же вечер другой человек пишет: «Спасибо вам за спектакль, всё правильно сказали, нечего здесь делать, завтра же, короче, и уеду».
Каждый для себя решает сам, но всё-таки отток существует. И я на самом деле наблюдаю, как постепенно-постепенно москвичей становится больше. Переезжают даже те, которые, казалось, никогда не сделают этого.
Что мы еще писали о знаменитостях из Тюмени?
Талантливую российскую актрису Татьяну Абрамову многие знают по роли Нади Кудряшовой из популярной мелодрамы «Всегда говори «всегда»» (12+). Но только самые преданные ее поклонники в курсе, что детство и юность артистки с рыжими кудрями прошло в Тюменской области. Сейчас в ее фильмографии больше полусотни работ. Где и как сейчас живет актриса и почему сегодня киносъемкам она предпочитает театральную сцену, она эксклюзивно рассказала 72.RU, чтобы мы поделились ее историей с вами.
Также мы рассказывали о молодом актере из Тюмени Льве Зулькарнаеве. Почитайте, как мальчик, который увлекался геологией и поэзией, стал тем самым Зимой из сериала «Слово пацана».
Знали ли вы, что Григорий Сиятвинда из сериала «Кухня» и того самого фильма «Жмурки» родился в Тюмени? Он прожил в нашем городе до 20 лет и чуть не стал инженером! Рассказываем, как от стеснительного мальчика, которого дразнили в школе, он прошел путь до народного любимца.
Недавно мы вспоминали непростую судьбу любимца миллионов Александра Абдулова, который родился в Тобольске.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.