Больше недели у стен Тобольского кремля под открытым небом играли классическую музыку и исполняли оперы. Закрыли фестиваль «Лето в Тобольском кремле» в эти выходные исполнением оперы Глинки «Жизнь за царя».
Фотограф 72.RU Ирина Шарова провела два дня в Тобольске. Чем ее впечатлил 13-й музыкальный фестиваль и что бы, по ее мнению, стоило поменять — в авторском репортаже (тут много музыки, культуры и красоты).
«Концертный зал» фестиваля произвел смешанное впечатление. Величественные стены Тобольского кремля и красивое предзакатное небо соседствовали с пластиковыми стульями, как из летних кафе 90-х, и импровизированными стенами-баннерами.
Но об этом забываешь, когда на сцену выходят звезды вечера — это солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, Тюменский симфонический оркестр и хоровая капелла Тюменской филармонии. Они держали внимание зрителей до конца исполнения.
Несмотря на то что фестиваль, в первую очередь, приобщает нас к музыкальной культуре, без политики не обошлось. Несложно провести параллели между историческими событиями, на которых строится сюжет, — русско-польская война — и текущей ситуацией в России. Мы видим, как народ радуется победам над врагом — поляками, — восхваляет восшествие на престол первого царя династии Романовых и как героически отдает жизнь за него Иван Сусанин.
Этого не отрицают и организаторы фестиваля.
— Опера «Жизнь за царя» Глинки как нельзя кстати сейчас, когда пытаются запретить русскую культуру, — говорит главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ), режиссер-постановщик оперы Вячеслав Стародубцев.
По его словам, Глинка для музыки — это то же самое, что Пушкин для литературы. Он считает, что в период обострения взглядов на русскую культуру нам нужно исполнять музыку Глинки как можно чаще и даже в школах давать ее.
— Опера «Жизнь за царя» выбрана неслучайно, как и другие представления фестиваля. При формировании программы мы хотели показать роль знаковых личностей в истории государства и региона, поэтому включили спектакли «Декабристы», «Екатерина Великая» и другие. Это особенно важно в современный период, когда русскую культуру пытаются отторгать и не принимать. Мы верим, что она имеет огромное значение, и будем формировать нашу программу с таким подходом, — говорит директор Департамента культуры Тюменской области Елена Майер.
Вячеслав Стародубцев сказал, что он в восторге от Тобольска и фестиваля «Лето в Тобольском кремле».
— Эту идею [фестиваля] можно развивать и дальше — Тобольск может стать новым Зальцбургом. Сюда будут стремиться за русской культурой и русской классической музыкой, — считает он.
За два коронавирусных года, когда фестиваль прекращал свою работу в привычном формате, зрители по нему явно соскучились. В Тобольск съехались гости из разных регионов, в гостиницах не было свободных мест. За 8 дней фестиваля его посетили более 10 тысяч любителей классической музыки и оперы.