Недавно в Тюмени открылся крафтовый кластер «Конюшня», около которого появился красный трехметровый конь. Жители города восприняли эту скульптуру неоднозначно: одни радуются арт-объекту в современном стиле, а другие посчитали его нелепым. Уличное искусство всегда вызывало смешанные чувства у неискушенного зрителя. Мы решили пообщаться об этом с создателем того самого коня, известным российским художником Дмитрием Аске. Он рассказал нашей редакции об опыте работы в Тюмени, о меняющемся отношении к граффити, о проблемах молодых художников и своих самых любимых произведениях.
Дмитрий Аске — известный российский художник. Свою карьеру он начинал в нулевые с граффити. Сегодня он создает многослойные фанерные рельефы, занимается монументальной графикой, а также исследованием и популяризацией уличного искусства. Художник сотрудничал с такими мировыми брендами, как Nike, Reebok и Sony PlayStation. Его произведения появлялись по всей стране, в том числе на стенах Ленинградского вокзала в Москве. Работы художника хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Новой Третьяковке в Москве.
— Как вы оцениваете опыт работы в Тюмени?
— Сергей Колесник [инвестор и предприниматель] обратился ко мне с этим проектом еще в 2019 году. Но до прошлого года я думал, что он не состоится. Сначала был 2020-й со всем известными событиями, потом были долгие поиски производства с приемлемым бюджетом. Но в целом процесс общения с Сергеем и его коллегами был достаточно гладким. Мне понравилось, и я рад, что в итоге всё получилось.
— А как вам город с творческой точки зрения?
— Судя по тому, сколько у вас в городе строится новых зданий, у Тюмени обширный потенциал для развития искусства в общественных пространствах. Я давно знаю про фестиваль «Морфология улиц» и знаком с двумя тюменскими художниками: Герой IX и Артемом Овером. А больше 10 лет назад моя знакомая Полина Борисова несколько раз организовывала фестиваль Others (проходил в Тюмени в 2009 году. — Прим. ред.), на который приезжали уличные художники из Москвы, Петербурга и других городов России.
— Если вернуться к трехметровому коню, то почему он такой?
— Красный цвет коня — это отсылка к картине Петрова-Водкина «Купание красного коня». Я подумал, что если его сделать более натуральных цветов, то он не будет таким запоминающимся, не будет бросаться в глаза. Это полигональная скульптура высотой в 3,4 метра на максимальной точке. Сидящая девушка сделала бы объект еще выше. Залезть на коня очень сложно, но, скорее всего, жалеющие найдутся.
— Как вы считаете, хватает ли российским городам уличного искусства?
— Искусства в российских городах может быть больше, ведь работы художников можно рассматривать как новые достопримечательности. Но тут важно уделять большое внимание качеству произведений и местам их размещения. Больше всего в этом плане мне нравится Нижний Новгород. Там приятная атмосфера, много работ художников на улицах, в том числе есть и мои. А главное — там есть инициативные люди, которые занимаются искусством и целенаправленно развивают его в своем городе. Например, Никита Номерз, который сам рисует на улице, с коллегами организует фестиваль «Место», снимает фильмы, проводит экскурсии, а недавно выпустил энциклопедию нижегородского уличного искусства
— С какими проблемами сегодня сталкивается молодой художник? Чем ему можно помочь?
— Сейчас многие думают о том, как стать известными и монетизировать свое творчество. Помочь может понимание того, что эти вещи второстепенны. Нужно просто получать удовольствие от рисования или создания чего-либо, верить в себя, побольше практиковаться и рассчитывать только на свои силы — это мой основной рецепт. Ну и, конечно, сегодня нужно прилагать усилия для того, чтобы всеми возможными способами рассказать о том, что вы делаете.
— А по вашему мнению, изменилось ли за последние 10–20 лет отношение к граффити? Стали ли люди воспринимать его серьезнее и соотносить с искусством?
— Конечно, изменилось. Во-первых, выросло поколение, которому понятно, что это такое. Во-вторых, некоторые художники, вышедшие из этой субкультуры, добились заметных результатов за её пределами. Посмотрите на Покраса Лампаса: из граффити-райтера из подмосковного Королёва он стал художником, которого знают по всей стране. Что касается отношения, то всё зависит от конкретного случая. Далеко не всё, что рисуют на улице, можно назвать искусством. Естественно, что кривые надписи на стенах будут раздражать почти каждого, а цветные и аккуратные уже намного лучше воспринимаются.
— Чего бы вам лично хотелось больше увидеть на улицах городов?
— Хотелось бы увидеть больше продуманных проектов в городских пространствах, которые наполнены смыслами, грамотно вписаны в среду и вдохновляют людей.
— А что вдохновляет вас?
— Меня вдохновляет совершенно разное искусство разных периодов и стран. Но должен сказать, что больше всего на мой стиль повлияли русский авангард, советское монументальное искусство, графика 1970–1980-х, научная фантастика, компьютерные игры 1990-х и Lego. А еще я всегда восхищался людьми, которые добились высот в своем деле. Это не обязательно художники. Например, биографии Константина Циолковского или Владимира Шухова продолжают меня восхищать.
— Какая из ваших работ на сегодня для вас наиболее значима и почему?
— Сейчас я бы назвал масштабное деревянное панно в холле Ленинградского вокзала. Для меня — большая честь, что с таким предложением обратились именно ко мне. И, несмотря на то, что проект был временный, в компании «РЖД» решили оставить моё произведение навсегда.
— Расскажите о вашем опыте работы с брендами. Сотрудничество с какой компанией запомнилось больше всего?
— Первым таким проектом была небольшая скульптура для проекта Nike в Москве в 2008 году. Тогда этот заказ был очень приятным и неожиданным, впрочем, как и другие предложения, которые я получал от разных компаний. Они всегда выходили на меня сами. Такие возможности вдохновляют максимально выложиться. Процесс взаимодействия с заказчиками не всегда оказывается простым, но с опытом приходит понимание, как всё делать так, чтобы всем было комфортно и результат был взаимовыгодным.
Одними из самых важных для меня были проекты именно с Nike. Когда мне впервые прислали предложение из их главного офиса, я глазам своим не поверил. Я делал много графики для их футболок и несколько арт-объектов для разных рекламных кампаний. Мне всегда комфортно с ними работать, потому что люди правильно понимают, какой результат можно получить от того или иного художника.
— Вы часто выступаете с лекциями и ведете канал на YouTube об уличном искусстве. Считаете ли вы это важной миссией по популяризации стрит-арта?
— Я бы не называл это таким громким словом, но, конечно, для меня важна просветительская работа. В разное время я делал печатный журнал, интернет-издание и читал лекции о граффити и стрит-арте. Думаю, чем больше людей станет хоть немного разбираться в уличном искусстве, тем лучше будет и зрителям, и художникам.
— Как вы считаете: какие перспективы есть у Новой Третьяковки? Станет ли она местом для новой культуры, или среда еще слишком консервативна?
— Я надеюсь, что перспективы хорошие, но об этом лучше поговорить с руководством музея. Для меня в первую очередь ценны произведения, которые представлены в постоянной экспозиции и на выставках, а потом уже сама Третьяковка как институция. Естественно, любой государственный музей такого масштаба не может так динамично развиваться, как частные выставочные и культурные пространства. При этом музеи такого уровня обладают очень значимыми коллекциями, которые они демонстрируют, изучают и пополняют. В этом их огромное преимущество.
— И последний банальный вопрос: почему вы всё время ходите в очках?
— Немного уточню: не всегда, а только там, где можно попасть в объектив фото или видеокамер. Дело в том, что, когда я рисовал граффити, я не показывал свое лицо. Позже, когда я стал участвовать в публичных дискуссиях и читать лекции, то полностью скрывать лицо я не стал, а ограничился темными очками. Ну а сейчас они остались как часть образа.
Если вы любите интересные интервью с творческими личностями, то почитайте материал нашего корреспондента Радика Енчу. Он смог пообщаться с солистом группы «Лигалайз» Андреем Меньшиковым: поговорили про новый острый альбом, дружбу с Децлом и выступления в провинции. Если не попали на этот зажигательный концерт в 2020 году, не беда: посмотрите наш горячий фоторепортаж с места событий.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.