На прошлой неделе в Тюменском областном суде прошло выездное заседание Уральского окружного военного суда по делу «банды ФСБ». Прокуратура огласила обвинительные заключения на троих подсудимых: бывшего сотрудника РУ ФСБ по Тюменской области Евгения Гладких, тренера по самбо Александра Кобылина и безработного Сергея Синякова.
В основной состав банды входили трое сотрудников ФСБ: Владимир Гилев, Алексей Коротков и Евгений Гладких. Группировка действовала с 2008 года по весну 2017 года. Первые два года в банду входил опер городской милиции Сергей Зозуля, который сейчас объявлен в международный розыск. Весной 2015 года к ОПГ примкнул Александр Кобылин, тренер по самбо. В общей сложности банду обвиняют в совершении 13 преступлений, из них семь убийств. По версии следствия, группировку создали как способ легкой добычи денег. Участники вымогали деньги у предпринимателей, планировали устрашающие акции (например, обстрелы кафе), промышляли разбоями. Ради машин в 2015 году чекисты убили двух таксистов: Закиржона Холмуродова и Александра Чашникова. Следствие считает, что главарем был снайпер Владимир Гилев, он покончил с собой в следственном изоляторе. Алексея Короткова суд приговорил к 24 годам «строгача».
Пошел в отказ
После предъявления обвинения Евгений Гладких высказал свое мнение по поводу озвученного. В декабре прошлого года молодой человек после попытки самоубийства дал признательные показания. На заседании Гладких удивил всех: когда его начали спрашивать, признает ли он обвинение, тот отвечал отрицательно. Его обвиняют в 11 преступлениях. Ответы подсудимого обескуражили всех присутствующих в зале.
— Я выполнял приказы старшего по званию Алексея Короткова. Виновным себя не считаю. Никакой выгоды не получал, — заявил в суде уже бывший сотрудник ФСБ.
Об эпизоде про убийство Чашникова и угон его машины подсудимый добавил, что опасался за свою семью, поэтому и выполнял требования. Родственникам погибших Гладких выразил соболезнования.
Бывший сотрудник ФСБ частично признал свою вину лишь по хулиганству, когда он вместе с Коротковым приехал в дачное сообщество и обстрелял дом:
— В момент совершения преступления, о котором я не знал заранее, я находился в автомобиле. Не знал даже, что у другого есть оружие. Вину признаю частично.
Из характеристик, данных по месту жительства, следует, что Евгений Гладких общительный, приветливый. Это никак не укладывается с тем человеком, который на процессе сидит в клетке. Он смотрит отрешенным взглядом в стену, очень плохо формулирует свои мысли, чем вызывает насмешки присутствующих в зале. Не смешно только его родственникам. На прошлом заседании адвокат Гладких просил назначить его подзащитному психиатрическую экспертизу, но суд отклонил прошение.
Убийство в 1994 году
В убийстве девушки по фамилии Рыжкова обвиняют двух человек: неоднократно судимого 53-летнего Сергея Синякова и 51-летнего Александра Кобылина. Первый свою вину признал, а второй — нет.
Согласно обвинительному заключению, Рыжкову убили в ночь на 16 мая 1994 года. Девушка работала бухгалтером у Кобылина (на тот момент мужчина был одним из учредителей страховой компании «Альянс»).
Вечером накануне убийства Кобылин и Синяков пили, потом они поехали в клуб «Строймаш» (раньше работал по адресу: улица Максима Горького, 44/3). Там на выходе они встретили Рыжкову с подругой, все вчетвером решили зайти в гости к Рыжковой. После Кобылин и Синяков вызвались отвезти девушек по домам. Первой до своей квартиры добралась подружка.
Синяков был за рулем, Кобылин и Рыжкова сидели сзади. По пути между тренером и девушкой произошла перепалка, и тот якобы несколько раз ее ударил. Кобылин попросил Синякова отвезти их в лес, так все трое оказались на 13-м километре Червишевского тракта. Там Александр Кобылин достал девушку из машины, снова начал ее бить. Через какое-то время мужчина подошел к Синякову и сказал, что Рыжкова планирует обратиться в полицию с заявлением об изнасиловании. Опасаясь этого, они решили убить ее. Пока Синяков держал Рыжкову, Кобылин якобы наносил ей удары перочинным ножом. После тело девушки забросали хворостом и сухой травой, облили бензином и подожгли.
По этому делу Синяков проходил подозреваемым, а Кобылин — обвиняемым. Последний даже находился в федеральном розыске до декабря 2004 года. Уголовное преследование в отношении него прекратили, а постановление о привлечении в качестве обвиняемого отменили как незаконное и необоснованное.
«Убить незамедлительно»
Прокурор, читая обвинительное заключение, озвучил и новую информацию касательно того, что происходило в автомобиле таксиста Александра Чашникова незадолго до убийства.
Подробнее об убийстве Александра Чашникова можно прочитать в этом материале. Коллеги таксиста и волонтеры рассказали, как искали и нашли Чашникова.
Это преступление якобы планировалось исключительно ради завладения машиной. Для этого они искали любого таксиста, Чашников просто подвернулся под руку. Транспорт планировали использовать в качестве огневой точки при обстреле кафе «Киш-Миш». Гилев, Коротков, Гладких и Кобылин думали, что владелец заведения, опасаясь за свою жизнь, обратится за помощью к тренеру. Расчет был на то, что группа потребует от предпринимателя деньги в обмен на безопасность.
Роли распределял Владимир Гилев, являющийся на тот момент сотрудником тюменской ФСБ. Он якобы решил, что убийство совершит его коллега Алексей Коротков, а Евгений Гладких и тренер Александр Кобылин будут помогать ему. Сам главарь должен был присоединиться ко всем уже непосредственно перед обстрелом кафе.
Вечером 19 сентября 2015 года троица вызвала такси, за ними приехал Александр Чашников на Ford Focus. Коротков сел за водителем, рядом с ним тренер, а на переднее пассажирское сиденье — Гладких. Они направлялись за город.
— По пути следования Чашников стал внимательно рассматривать пассажиров. Обратив на это внимание, Гладких обернулся к Короткову и Кобылину и сообщил им о том, что водитель что-то заподозрил, поэтому его необходимо убить незамедлительно. В свою очередь Кобылин также сообщил Короткову аналогичное мнение о необходимости убить таксиста, — продолжал зачитывать гособвинитель.
После Алексей Коротков попросил таксиста остановиться на обочине, тот остановился. Таксисту сразу выстрелили в спину. После Коротков и Гладких достали еще живого Чашникова из машины и оттащили в канаву, там Коротков еще раз выстрелил водителю в спину.
По пути Александр Кобылин поручил Евгению Гладких сломать и выбросить планшет, видеорегистратор и телефон таксиста. В город троица вернулась на машине Чашникова.
Тренер Александр Кобылин рассказывал совсем другую версию произошедшего. Свою вину в убийстве и угоне машины он не признает.
Кобылин предложил проверить пули на мигранте
По словам прокурора, в 2016 году банда продолжала думать о способах обогатиться. Во время одной из встреч трое сотрудников ФСБ: Коротков, Гилев и Гладких — и тренер Кобылин обсуждали способы изменения боеприпасов к огнестрельному оружию. Гилев и Коротков предложили заменить в патроне пулю. Так идентифицировать оружие будет якобы невозможно.
Коротков захотел провести испытания, обстреляв жилой дом. Но предполагаемые лидеры группировки — Гилев и Кобылин — предложили выстрелить в человека — любого трудового мигранта. Чтобы контролировать процесс расследования, Владимир Гилев решил убить в Исетском районе, поскольку именно этот район обслуживал Коротков. Кобылин его поддержал и предложил еще сообщить о местонахождении трупа в правоохранительные органы. Для убийства использовали карабин «Тигр», купленный Евгением Гладких за деньги Гилева.
Само убийство Коротков и Гладких совершили 10 декабря 2016 года, правда, вместо одного человека Коротков застрелил двух мигрантов: Тоирова и Сайфутдинова, — они оба откликнулись на предложение убрать снег на даче. Тоирова Коротков убил в машине из пистолета, тело оставили на свалке у поселка Архангельское. Труп нашли только 23 февраля 2017 года.
Сайфутдинова Коротков застрелил в лесу на 14-километре дороги Исетск — Ялуторовск. Через 12 дней после убийства, 22 декабря 2016 года, Алексей Коротков на работе распечатал письмо, сделал схему местонахождения трупа Сайфутдинова и всё лично вложил в почтовый ящик прокуратуры Исетского района.
Тренер свою вину отрицает.
Все подсудимые будут давать показания в рамках рассмотрения уголовного дела.
Если вам известны подробности данного дела или вы были знакомы с Владимиром Гилевым (родился 1 сентября 1979 года), то свяжитесь с редакцией сайта 72.RU. Можно написать в соцсети «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Telegram, Signal или Viber по номеру телефона +7 950 489-91-20 (Анна Яровая).
Анна Яровая