Владимир Зятьков, или просто Зятек — один из строителей могущественной империи воровского мира, возникшей на обломках Советского Союза. Он, выходец из Ишима, централизовал власть и капитал в руках выходцев из криминалитета в Югре, которая входит в число самых богатых регионов России, и извлекал прибыль в самые жирные годы повышения нефтедоллара. Владимира Зятькова минула участь смерти в разборках и переделах сфер влияния, но гибель вора в законе была поистине нелепой — пьяная авария на катере.
Зятьков родился в Ишиме 24 ноября 1954 года. С детства Вова отличался крутым нравом, тягой к дракам и разбоям. По данным издания Primecrime.ru, уже в 19 лет он получил первую судимость на два года колонии за хулиганство, тогда же он связал свою жизнь с Сургутом — отбывал срок в колонии № 11. Чуть больше чем через год он вышел на свободу досрочно, но практически сразу снова был задержан уже за кражу государственной собственности в Омутинском Тюменской области, в декабре 1973-го его осудили на два года.
Зятек прокатается по тюрьмам Тюменской области за кражу госсобственности до 1977 года. Тогда же ему предъявят обвинение и осудят за нанесение тяжких телесных повреждений на 12 лет строгого режима — Зятька снова переводят в ИК-11 Сургута, где он заработает репутацию бесспорного авторитета, или попросту пахана. Он был уважаем среди сидельцев, но совсем не хотел работать и часто устраивал драки.
По другим данным, Зятек отбывал наказание в одной из самых страшных колоний СССР и современной России — «Полярная сова» в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2004 году она стала лагерем для осужденных на пожизненный срок.
Освободился он в 1991 году почти сразу после развала Союза и связался с очень влиятельным дальневосточным кланом «Общак» под предводительством Евгения Васина или, как его называли в криминальных кругах, Джема.
— Я познакомился с ним после отбытия срока, уже в Ишиме, они часто приезжали с югорскими авторитетами решать дела, много шума делали всегда. Зятек успевал держать и местных тут, и в Югре порядки наводить. Без его участия не решалось ничего, — говорит собеседник издания из окружения Зятькова.
«Коронация» Зятька и путь в криминальном мире
«Коронован» Зятек был лично мастодонтом криминального мира Югры Владимиром Чернышевым из Нефтеюганска (Черным) и Джемом, тогда воровские династии Дальнего Востока и Западной Сибири были одним целым и вершили дела зачастую вместе. После «коронации» Зятьку отошла вотчина в ХМАО, также он приглядывал за Тюменской областью в целом — был авторитетом в Ишиме, Заводоуковске, Ханты-Мансийске и Тобольске, другие города области были под его друзьями. В истории криминальных разборок Зятек особо не светился, он был достаточно непубличным человеком, также на скамью подсудимых после 12-летней отсидки не попадал, его задерживали максимум за участие в сходках, а их было великое множество в Москве, Краснодаре, Тюмени и даже Арабских Эмиратах.
Последний из девяти старых воров в законе
В 90-е годы в Сургуте насчитывалось не менее девяти криминальных авторитетов: Дато (Давид Чхиквишвили), Тамаз, Паата (Паата Твалчрелидзе), Федора (Вадим Федорченко), Богдан (Зиявутдин Кадиев), Сухач (Алексей Сухочев), Сапог (Анатолий Темников), Бяша (Николай Баранов) и Зятек. С апреля 1994 года начались расправы с лидерами криминальных группировок в Сургуте — в ночь на 1 мая возле своего подъезда были расстреляны из трех автоматов Бяша Николай Баранов и трое его охранников. После этого убили в Москве выстрелом в голову и брата Бяши — Михаила Баранова. Алексей Сухачев погиб 8 ноября 1999-го при взрыве в подъезде в Сургуте. Темников умер своей смертью от перенесенных заболеваний.
В 2001 году произошло самое громкое убийство в сургутском криминалитете — Зиявутдин Кадиев был расстрелян в палате больницы железнодорожников ночью из автомата, киллер проник в медучреждение через окно, подставив лестницу, и расстрелял Богдана и его телохранителя. Со временем Зятек остался единственным классическим авторитетом в Западной Сибири. Имеет ли он отношение к убийствам — доподлинно неизвестно, но силовики предполагали, что Бяша был убит именно из-за передела сфер влияния.
Межрегиональные конфликты и местечковые разборки
В апреле 1996 года между Зятьком, Вовой Черным и Мишей Пыть-Яхским (Михаилом Луневым) с одной стороны и вором в законе Мурманом Гугуцидзе (его сферы влияния были в Самаре и Москве) произошел конфликт, вероятно, на почве денег, которыми югорские криминальные авторитеты «делились» с грузинскими ОПГ. Джем организовал сходку в Москве, где было принято решение о «развенчании» Мурмана и его физическом устранении. В этом же году Гугуцидзе пропал без вести в Москве.
Поначалу Зятек был негативно настроен по отношению к кавказским группировкам и не пускал их представителей на свою территорию. В сентябре 1996 года от хронических заболеваний, приобретенных за годы отсидки, умирает Черный, после чего усиливает свое влияние вор в законе из Пыть-Яха Михаил Лунев. Воровская тусовка в Югре была тесно связана не только с бандой Джема на Дальнем Востоке, но и с московским криминалитетом, состоявшим из грузин. Югорский общак шел в том числе и на поддержание жизни авторитетов и сидельцев в Москве, что не устаивало югорскую «воровскую знать».
В январе 1997-го вор в законе из Нефтеюганска Азат Ахмадеев, Виталий Паршин (Виталик Пыть-Яхский) и Михаил Лунев попытались выйти из-под контроля московских воров. Их поддержал и Зятек. Москва отозвалась агрессией и попыткой «раскороновать» Лунева, Паршина и Ахмадеева — за коммерческие дела, что было запрещено в воровских кругах. Сходка в столице так и не состоялась — ее сорвали силовики, и перестановок в югорской верхушке воров не случилось.
Зятек решал и местечковые конфликты, в мае 1997-го в Пыть-Яхе произошла массовая драка между группировкой вора в законе Виталия Паршина (Виталика Пыть-Яхского) и азербайджанскими торговцами из-за несогласия последних с условиями оплаты и размером взносов в общак. Паршин только откинулся, он решил самостоятельно «разрулить» ситуацию и выехал со своими приближенными «вольногорцами» на стрелку, где один из группировки ударил азербайджанца, а те, используя численное превосходство, избили «общаковых». Паршин вынужден был бежать и обратился к Зятьку и другим криминальным авторитетам, которые разрешили ситуацию в пользу азербайджанцев.
По информации СМИ, у Зятька было несколько «крестников», которых он ввел в воровском мире и предпочитал наказывать за нарушение воровского кодекса самостоятельно, участвовал Зятьков и в «развенчании корон» воров в законе. Так в 1997 году был лишен статуса Михаил Лунев, с которым ранее вели дела Черный, Зятек, Джем и многие другие. Мишу Пыть-Яхского заподозри в убийстве в Омске авторитета Владимира Вебера, которого избили камнями, а затем сожгли вместе с автомобилем. Его лишили статуса и привилегий в ресторане «Рассвет» в Нефтеюганске «за действия, порочащие братский круг». В 2009 году, когда Лунь захотел вернуть себе «корону», его расстреляли возле собственного дома. Убийц так и не нашли.
Сам Владимир Зятьков, по отрывочным данным источников, в разное время был хранителем общака и распределял его между ворами в законе Югры, московскими криминальными авторитетами и другими. Поговаривают, что в последние годы он получал доход от телефонных мошенников из Курганской области.
Глупая смерть Зятька
Владимир Зятьков погиб в 2020 году, он один из немногих, кто не пал от рук конкурентов и собратьев по воровскому миру. Всё произошло 9 сентября, когда мужчина возвращался на катере из поездки по грибы со своей женой и друзьями. Судно врезалось в потемках в баржу, три человека погибли, в том числе и сам Владимир Зятьков. Его супруга и еще двое, в том числе ребенок, пострадали.
Зятьку организовали пышные проводы в Сургуте и похороны в Ишиме, а почтить память криминального авторитета в 2021 году собиралась даже «Бутырка». Поначалу в родном городе было установлено простое надгробие, но впоследствии появился памятник в полный рост.
— Когда он приезжал сюда, знали все сразу. Был он тут за некоторое время до смерти, но мы не повстречались, пьяные они были очень — думаю, ну их. Уже как-то отошел я от этого, — рассказывает знакомый Зятька из Ишима.
После смерти Зятька место смотрящего за Сургутом занял Андрей Братына, но практически сразу начались конфликты с другими претендентами на это место — Раджиком Нижневартовским, но и его вскоре постигла потеря «короны». Передел, судя по всему, не закончился до сих пор либо это тщательно скрыто от посторонних глаз.
«Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и запрещено на территории России.