В Тюмени много лет обсуждают серию пропаж детей. Эти преступления остаются нераскрытыми, несмотря на все старания силовиков. В 1997 году пропал Коля Иванов, которому было всего полтора года. В 1997 году ушла из дома и не вернулась 16-летняя Люба Симонова. В 1998 году исчезла 13-летняя Ирина Касьянова. В 1999 году не вернулась домой 13-летняя Алена Имамова. В 2007 году пропал Кирилл Петров, мальчик из небольшого села Киево. В 2008 году пропал восьмилетний Эдик Алимбаев. В 2009 году исчезла 12-летняя Настя Ложкина, девочка жила в селе Луговом в Тюменском районе. Она вышла из дома за хлебом и не вернулась. В октябре 2010 года по пути в школу потерялась 11-летняя Аня Анисимова.
Некоторые из этих случаев следователи даже объединили в одно дело, предполагая, что в Тюмени мог орудовать маньяк. Но найти детей или преступника, который мог их похитить, никто не смог. Возможно, это и стало поводом для распространения различных версий и любительских расследований. В последнее время их стало особенно много. Мы обсудили с психиатром такой феномен.
Время теорий
Буквально за месяц в нашем поле зрения появились три «расследования», якобы раскрывающие правду о пропавших в Тюмени детях. Один человек связывал их с профессиональными праздниками и политикой, другой — с арматурами в поле, а третий и вовсе сообщил, что видит лица людей, и даже обозначил места, где пропавшие дети могу быть закопаны. Разберемся в теориях подробнее.
Убийства связаны с праздниками
Один из читателей нашего сайта связал пропажи детей с различными праздниками. Человек уверен, что даже вычислил виновника этих преступлений, правда, он уже умер. Якобы это мужчина, работавший с детьми и знакомый с кем-то из власти, для кого и совершались эти похищения. К таким выводам человек пришел, проанализировав информацию в открытом доступе и даже якобы нашел предполагаемое место захоронения. Осознав масштаб своего открытия, человек обратился к правоохранителям.
Маленькие лица — могилы детей
Вторую версию читатель прислал в редакцию сайта 72.RU.
«Провела свое расследование по спутниковым снимкам. Сообщите в Следственный комитет места возможных могил тел на двух пустырях возле ул. А. и за домом № на улице Б., в котором живет убийца. Я давно исследую поиск тел, закопанных тайно, по спутниковым снимкам, но метод не хотят принимать полицейские. Я же нахожу на снимках отображение лиц. Дети — это маленькие лица. Взрослые — лица большие. Так вот на №№ доме лицо большое розоватое, значит, живой человек. Но почему он отображен? Потому что там убивал, в доме или в сарае. А закапывал на пустыре за домом. Второй пустырь с лицами детей и лицом этого же мужика в темных очках отобразилось на пустыре за домом улице А., там надо искать путем раскопок и проверить дом №№ на улице Б. в Тюмени».
На могилах вкопаны арматуры
Третья теория появилась в общественном пространстве. В общественную организацию «Безопасное детство» прислали карту с координатами захоронения пропавших много лет назад детей. Якобы их тела закопаны в поле недалеко от села Горьковка. Автор указал точки с местонахождением тел Эдика Алимбаева, Алены Имамовой, Любови Симоновой и Иры Касьяновой. Еще он предупредил, что одна из могилок фейковая, а остальные указывают как раз на места, где могут быть дети. Общественники выехали на место и нашли там самодельные могильные памятники из бутылок и прутьев.
После на указанном месте работали сотрудники Следственного комитета. Никаких останков там не нашли. Тем временем фото и видео с места захоронений разлетелись по интернету.
Что об этому думают специалисты?
Мы решили спросить у врача-психиатра, почему некоторые люди начинают заниматься собственными расследованиями, выдвигают теории (иногда очень странные или, наоборот, очень убедительные) и так уверены в своей правоте и бессилии силовиков. По словам специалиста, чаще всего людей на это толкает страх.
— Я так думаю, что людей заставляет заниматься такими вещами чаще всего страх. Скорее всего, события вокруг их пугают, и это заставляет их обдумывать разные вещи. Хочется ведь всё упорядочить, найти смысл в событиях, которые беспокоят, — рассказала Роза Надирова, врач-психиатр тюменского кардиоцентра. — Мое личное мнение, что людей беспокоят пропажи детей, да и зачастую преступления в отношении несовершеннолетних больше задевают, чем в отношении взрослых. Такое восприятие связано с тем, что общество относится к детям как к невинным и беззащитным. Они же не могут за себя постоять, и их легко ввести в заблуждение.
Также, по словам врача, одной из ошибок нашего мышления может быть стереотипизация. Многие думают, что следователи недостаточно погружаются в дело, не стараются его раскрыть, да и вообще ко всему относятся безразлично. Одна из причин может крыться и в этом — думая так, человек начинает собственное расследование и, как ему кажется, вдруг его раскрывает благодаря своим способностям. Плюс людям свойственно быть самоуверенными, доверять своим компетенциям.
— Но не всегда люди самокритичны и рассуждают логически. Человек может не осознавать, что цепочка причинно-следственных связей в его рассуждениях разорвана. Допустим, в ходе рассуждений мы можем думать о реальных фактах, но прийти к нелогичным и неистинным выводам из суждений. Или они могут быть не совсем взаимосвязаны, могут строиться на основании недоказанных фактов, — пояснила Роза Надирова. — В целом если человек захочет найти подтверждение своим догадкам, то он всегда найдет. Это когнитивные искажения, которые мы не замечаем. В какой-то момент нам сложно признать свою неправоту в чем-то, свои ошибки, так устроена психика. Поэтому люди и верят в свои теории и домыслы. Нужно постоянно отслеживать, как ты мыслишь, ну и себя достаточно сложно поймать на таком искажении или заметить его. Чтобы не попадать в такие психологические ловушки, всем нам важно и нужно развивать навыки критического мышления.
Вместе с психологом мы разбирались в ситуации, как уберечь своего ребенка и, возможно, предотвратить его неожиданную пропажу. Если у вас пропал близкий человек, в том числе ребенок, то нужно действовать оперативно. Если вы не знаете, что надо делать в такой ситуации и куда бежать в первую очередь, то воспользуйтесь нашей простой и понятной инструкцией. В ней мы рассказали, куда надо звонить, к кому обращаться за помощью и как надо правильно составлять ориентировку, чтобы скорее найти пропавшего человека.
Если вам что-либо известно о пропавших детях или обстоятельствах их пропажи, обратитесь в полицию по телефону 02 или 102 (с мобильного). Родные и близкие продолжают надеяться и верить, что их близкие живы и когда-нибудь они вернутся домой.