История 29-летнего жителя Тюмени Романа Грицаева, по словам его адвоката, напоминает события 37-го года, когда показаний одного человека было достаточно для предъявления серьезных обвинений и ареста. В октябре 2019-го молодого человека вызвали на допрос. Поводом для его проведения тогда послужило задержание двух подозреваемых в совершении краж в Тобольске. Проверяя фигурантов на причастность к аналогичным преступлениям в областной столице, оперативники стали интересоваться — есть ли у них знакомые в Тюмени. Один оказался. В последствии он сам станет фигурантом уголовного дела.
— Подозреваемых привезли на Тульскую (оперативно-разыскная часть по линии уголовного розыска областного УМВД. — Прим. ред.). Позже они заявят, что их там пытали током, выбивая показания. Один из задержанных под давлением вспомнил, что в 2013 году он находился в СИЗО с моим подзащитным Романом Грицаевым. В итоге оперативники вынудили задержанных оговорить Романа Грицаева, сказав, что одну из краж в Тюмени они совершили вместе. Всего им вменяют три кражи в областном центре. Зачем Романа вообще решили вплести в эту историю, мне непонятно. У него есть алиби. Возможно, эти парни специально его указали, чтобы потом, когда выяснится, что их слова не подтверждаются, доказать и свою невиновность, — рассказал 72.RU Дмитрий Чусовитин, адвокат Роман Грицаева.
Роман Грицаев действительно находился в 2013 году под стражей по подозрению в совершении преступления неимущественного характера и в итоге отделался условным сроком. Других судимостей у молодого человека нет. До задержания он работал фитнес-инструктором в одном из тюменских клубов.
Поводом для его задержания в октябре прошлого года, по словам защитника, послужили устные показания двух молодых людей, одного из которых Роман Грицаев вообще не знает, а второго не видел с 2013 года (время пребывания в СИЗО. — Прим. ред.).
— Они дали показания, что приехали в Тюмень 9 октября, встретились с Романом Грицаевым и с утра начали распивать спиртное, а ближе к вечеру, когда оно закончилось, решили совершить кражу. При этом Роман Грицаев, по словам подозреваемых, возил их на машине ВАЗ-2114, — рассказывает адвокат.
Защитники Романа Грицаева опровергают эту версию. По их словам, у молодого человека нет машины и днем 9 октября у него была рабочая встреча в одном из кафе в центре Тюмени.
— Девушка, с которой он встречался по работе, готова дать показания и предоставить переписку с Романом со своего телефона. Они увиделись в этот день в районе двух часов и пробыли в кафе примерно до 17:00–18:00. Роман был трезв и после уехал домой на автобусе. Все передвижения подтверждают GPS данные его телефона. Мы их тоже предоставляли следователю, — поясняет Дмитрий Чусовитин.
Несмотря на доказательства, представленные адвокатами Романа Грицаева, в декабре молодому человеку продлили срок ареста до 10 февраля 2020 года. В ходатайстве сказано, что за первые два месяца полицейским не удалось закончить предварительное расследование.
— Необходимо установить местонахождение похищенного имущества и автомобиля ВАЗ-2114, провести проверку показаний обвиняемых и запросить сведения о соединениях их абонентских номеров, приобщить ответ банка о движении денежных средств по счетам Романа Грицаева, — сообщается в ходатайстве следователя о продлении срока содержания под стражей.
За время предварительного следствия двое подозреваемых, задержанных в Тобольске, уже успели отказаться от своих показаний, связанных с кражами в Тюмени и взаимодействием с Романом Грицаевым. По словам адвоката, один из них в изоляторе несколько раз пытался покончить с собой. Это происходило каждый раз, когда появлялась необходимость снова ехать в отделение на улицу Тульскую. Защитник спортсмена говорит, что в итоге молодые люди пожаловались на пытки и признались, что их заставили дать нужные показания.
— В суде о продлении срока ареста Роману Грицаеву я говорил, что основаниями для его задержания изначально были показания двух молодых людей, задержанных в Тобольске. Они опровергаются не только нашими доказательствами, но и последующими показаниями самих подозреваемых. Нет ни вещественных доказательств, ни телефонных переговоров, нет никакого подтверждения, что они как-то связывались, общались с Романом Грицаевым. Сам он не признался в совершении кражи, хотя его тоже пытали. На данном этапе получается, что не правоохранительные органы доказывают вину Романа Грицаева, а мы доказываем его невиновность, — делится Дмитрий Чусовитин.
О том, что делают с подозреваемыми в оперативно-разыскной части на Тульской, Роман Грицаев рассказал в письме, написанном в СИЗО. Знакомые молодого человека распространили его по социальным сетям.
— Меня связали скотчем, положили на пол, надели на голову мешок из ткани, облили водой и подцепили к моему телу — ногам, паховой области и спине — электрическое устройство. Меня били током и параллельно говорили, что два человека дали показания о том, что я вместе с ними совершил кражу. Требовали, чтобы я признался в том, чего не совершал, — пишет Роман Грицаев.
В областной полиции подтвердили, что в производстве следственных органов УМВД России по Тюменской области действительно находится уголовное дело по фактам кражи имущества граждан.
— В ходе следствия получены доказательства причастности к совершению преступлений нескольких лиц. После всестороннего и полного расследования будет принято соответствующее решение. В настоящее время предоставить иные запрашиваемые сведения, являющиеся данными предварительного следствия, не представляется возможным на основании статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, — рассказала 72.RU Светлана Новик, руководитель пресс-службы областной полиции.
В середине декабря адвокаты Романа Грицаева написали ходатайство с просьбой провести дополнительный допрос их подзащитного, осмотреть его сотовый телефон и изучить историю его местоположения. Следователь его удовлетворил, но ничего из перечисленного так и не сделал. Новый год в итоге молодой человек встретил в СИЗО и продолжает там оставаться до сих пор. Его адвокаты уже обратились за помощью в прокуратуру и к уполномоченному по правам человека.