На юге Тюменской области фермеры столкнулись с проблемой убоя скота. По новым правилам забивать животных можно только в специализированных цехах. В ряде районов таких мест просто нет. Возить животных за 100 километров в другие районы невыгодно. Люди начинают сокращать поголовье скота. Рассказываем, что происходит в районах и помогают ли предпринимателям местные власти.
Приходится сдавать перекупщикам по низкой цене
Летом 2018 года в России начали действовать новые правила убоя скота. Согласно требованиям Таможенного союза, частного подворного забоя больше не должно быть. Животных необходимо доставлять на специализированные предприятия. В Абатском районе Тюменской области нет ни одного действующего убойного цеха. Об этом нам рассказал фермер из села Быструха Шаймерден Мектипбаев. В его хозяйстве сейчас несколько десятков коров, но заниматься скотоводством в новых условиях совсем невыгодно.
— Сейчас, чтобы продать скот, его нужно забить промышленным способом. У нас в Абатском районе было две бойни: одной уже просто нет, а на второй устарело оборудование, она недействующая. Администрация района хочет, чтобы была построена новая бойня, но до сих пор даже земля не выделена под производство. А если в течение полутора-двух лет бойня не появится, то забивать уже будет нечего. Люди просто перестанут держать скот. Местные власти только отписками занимаются, не помогают сельскому хозяйству, оно просто угасает, — сетует Мектипбаев.
Сейчас в деревнях Абатского района гораздо проще продать коров живьем. Это уже отдельный вид бизнеса, когда в деревни приезжают скупщики, берут животных по низкой цене и увозят их. Выручка у фермеров падает, потому что, по словам Мектипбаева, расчеты идут «на глаз», — скот даже не взвешивают.
— Раньше у нас был подворный забой. Мы привозили мясо на ветстанцию, ставили клеймо, а потом увозили на рынки в Тюмень. Проблем не было. Я обращался к главе района, ну, раз уж у нас нет бойни, так оставьте возможность забивать подворно. Хотя бы пока бойня не появится. Даже губернатору писал и в областную думу, но ответов не получил, — рассказывает фермер.
К сожалению, забивать подворно в России больше нельзя. Главный ветеринарный инспектор Тюменской области Вадим Шульц отмечает, что в стране должна быть выстроена контролируемая и прозрачная система убоя.
— Мы направили информацию в муниципалитет (в Абатский район. — Прим. ред.), потому что это и их обязанность тоже — обеспечить благоприятные условия для поставки мяса, в том числе и городскому населению. Есть законодательство — регламент Таможенного союза, который предписывает проводить убой животных в специализированных местах. В Абатском районе строительство убойного пункта отчего-то зависло. Но забивать подворно разрешить мы не можем, таково законодательство, — отметил Шульц.
Обещают построить в течение года. Но это не точно
В администрации Абатского района отсутствие убойного цеха объясняют нехваткой средств у сельхозпроизводителей. Старый цех уже не проходит по санитарным нормам, а на новый — пока не хватает денег.
— Построить его могут либо кооперативы, либо предприниматели. Государство не должно строить убойные цеха, бюджетное финансирование на это не выделяется. Договариваемся. Уже выбрали участок земли на территории одного из местных кооперативов, в ближайшее время собственник будет заказывать оборудование. Предусматриваем и муниципальную поддержку. Надеемся, что в течение этого года появится, может, осенью поставим убойный цех небольшой мощности, чтобы не так дорого было, — рассказывает Валерий Соловейко, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Абатского района.
Тем временем поголовье скота в Абатском районе сокращается, это признают и местные власти, заниматься животноводством становится невыгодно.
Не так давно мы писали, как ялуторовскому фермеру пришлось забить на мясокомбинате двух больных лошадей. В начале 2018 года в одном из тюменских районов произошла вспышка африканской чумы свиней, ветеринары отмечают, что промышленный забой скота как раз поможет избежать таких случаев.