
На старте Максиму Михееву помогла семья
Тюменцу Максиму Михееву было 18, когда он вместе с братом и отцом начал заниматься «Масломартом». Сейчас, когда прошло уже десять лет, молодой человек признаётся: очень многому пришлось учиться на ходу, набивая шишки и теряя деньги.
Сейчас тюменский «Масломарт» — гигантская сеть из 32 сервисов в 11 городах. Рассказываем без утайки, с какими неудачами столкнулся бизнес Михеева, сколько он тратит на открытие одного сервиса (спойлер — огромные деньги) и почему, несмотря на успешное дело, всё еще платит ипотеку.
А вот так вот всё выглядит внутри
Как придумали «Масломарт»
— По образованию я экономист-бухгалтер. В студенчестве работал немного по профессии и занимался мототехникой: перегонял из Владивостока и здесь, в Тюмени, сбывал. Потом был продавцом-консультантом, продавал автомасла, — рассказывает Максим Михеев.
Максим родился в семье предпринимателей: отец тоже занимается продажей масел, но в оптовом направлении. Со временем Михеевым захотелось работать не с посредниками, а с конечными покупателями — автомобилистами. Так появилась идея первого центра по продаже и замене масла.
Со стартовым капиталом помогала семья. Задумка обошлась Михеевым примерно в 1 миллион рублей: столько стоил такой центр 10 лет назад. Со временем к точке в Тюмени прибавился автокомплекс в Кургане со звучным названием «Масломаркет». Михеевы выкупили его, а название со временем трансформировалось в «Масломарт» и распространилось на всю сеть.

Максим признаётся: многому пришлось учиться на ходу
— Ценность в том, что мы работаем очень нишево в одной категории, это замена технических жидкостей. Во время запуска мы тоже на себе примеряли, почему бы не заняться и автосервисом, и мойкой. Но потом я подумал: если я хочу кофе, то иду в кофейню, где на этом специализируются, а не в ресторан. И у нас идея такая, что мы в одном, но лучшие. Мы поняли, что это формат рабочий, в принципе. На рынке такого не было, и мы начали уже сами масштабировать по другим городам, — вспоминает Максим.
Первые трудности
Чтобы привести первый купленный центр в порядок, у Максима ушло два года и много денег. Он признается: тогда ему, 18-летнему парню, очень не хватало опыта. Поэтому всё давалось с трудом.
— [Тяжело давалась] работа с людьми, с инструментарием. Трудности были и в финансовом направлении, и в маркетинге, и в закупках. Буквально на каждом шагу требовались навыки, которых не хватало, приходилось учиться на ходу. И сегодня приходится, кстати. Буквально месяц назад я закончил очередное обучение в «Сколково», и мы сейчас внедряем то, чему я научился, в компанию, — делится директор «Масломарта».

Со временем маленький сервис превратился в большую сеть
Были сложности и с сотрудниками. Как рассказал 72.RU управляющий центром «Масломарт» на Федюнинского Иван Борисенко, компания не боится брать автослесарей без опыта или с минимальными знаниями — такие обычно работали только в «гаражных» СТО и не знают многих нюансов. Их приходится обучать с нуля или переучивать.
Из маленького сервиса — в гигантскую сеть
Спустя десять лет «Масломарт» разросся до гигантской сети — у Михеева 32 центра в 11 городах России. Семь сервисов открыты по франшизе, остальными владеет компания.
По словам Максима, запуск одного центра обходится в 60–80 миллионов рублей, если нужно покупать землю и строить здание с нуля. Есть и мини-формат, к которому бизнесмен пришел около года назад: в таком случае компания арендует землю и строит на ней центр. Это стоит в разы дешевле — порядка 12 миллионов рублей.

Запуск такого центра влетит в копеечку
Иногда проекты не получается запустить годами — это самая тяжелая часть работы. Как раз в такую ситуацию компания попала в Нижнем Тагиле: уже три года как построенный центр не запускается из-за бюрократических сложностей.
Немало синяков набили масломартовцы и на рынке Челябинска, где очень высокая конкуренция. Сейчас сервис готовится заходить в Новосибирск — там тоже предстоит пройти через многое, чтобы закрепиться на рынке.
Внутренняя кухня
Центр «Масломарт» на ул. Федюнинского — один из самых больших в сети Максима Михеева. Здесь десять машино-мест, и почти все из них с самого утра заняты клиентами. Также тут можно сделать сход-развал, но на дополнительных услугах компания акцент не делает.

Разливное масло в бочках чуть дешевле, чем фасованное
Внутри — магазин с автомобильными жидкостями: можно взять фасованное, а можно разливное масло из бочки. Второе будет немного дешевле. Справа — зона ожидания. Очередь тут электронная, по талонам. Управляющий центром рассказывает, что это очень облегчило жизнь и клиентам, и работникам: теперь никто не толпится в очереди и не ругается.

Магазин слева, а справа — зона ожидания

Услуги дорожают, но что поделать: растет стоимость всего вокруг.
— Деваться некуда, поднимаем цены. Сейчас, к счастью, нет сложностей с импортом, хотя два года назад у нас были нюансы. Но не все компании в итоге ушли, да и российский производитель тоже хорошо научился производить. Заметили, что последние пять-семь лет отношение к отечественным маслам меняется, — делится наблюдениями Максим Михеев.
Спрашиваем у клиентов, почему им нравится «Масломарт». Молодой человек Александр, ждущий свой Peugeot 308, считает, что здесь нет фальсификата, поэтому пользуется услугами сети уже полтора года. Рядом сидит Алексей с женой — он ждет, пока поменяют масло в Nissan Qashqai. Ему сервис кажется удобным и быстрым.

В центре на Федюнинского есть и дополнительные услуги. Но, как правило, «Масломарт» занимается только заменой жидкостей
По словам Максима Михеева, в последние годы у компании растет количество клиентов-женщин — сейчас их около 20%.
— Раньше как было: женщина не может приехать на сервис без мужа, ее там могут обмануть. Но сейчас мы видим, что женщины начинают нам доверять. Это хорошая тенденция, — считает он.

На одну машину у опытного сотрудника уходит всего 20–30 минут
Еще одна новая тенденция — китайские авто. С некоторыми моделями есть сложности, поэтому каждый новый автомобиль изучает технический отдел «Масломарта», сотрудники которого потом переобучают слесарей.
Сервис — прибыльное дело
В 2024 году выручка «Масломарта» составила 2,2 миллиарда рублей, рассказал нам Максим Михеев. Чистая прибыль — 7% от этой суммы. По данным «Контур Фокуса», в конце 2023 года компания заработала чистыми 16,5 миллиона рублей.
— Сейчас у нас работает примерно 400–500 человек. Мы постоянно реинвестируем в будущие объекты. В этом году поставили план по выручке в 3 миллиарда рублей, — говорит Максим.

Если покупать масло в магазине, замена будет бесплатной
Раньше бизнес отнимал у молодого предпринимателя всё свободное время, но сейчас удалось научиться делегировать, поэтому времени на личную жизнь хватает. У Максима двое детей, и он признаётся: решился на второго, когда наладились дела.
— Взял сейчас еще одну ипотеку, потому что это очень выгодный финансовый инструмент, на самом деле. Стал ли позволять себе больше? Ну, завел еще одного ребенка. Недешевое удовольствие оказывается, — шутит бизнесмен.
В скором времени бизнесмен готовится зайти в Новосибирск и Омск, а к концу года появится еще восемь сервисов — тогда их будет уже 40 по стране.

На стене в офисе — карта со всеми городами, где есть «Масломарт»
«Масломарт» — один из финалистов Народной премии 72.RU в номинации «Сделано в Тюмени». Мы расскажем про каждого, кто попал в эту десятку. Здесь вы можете узнать историю создания кондитерской Sweet Mafia, а тут — про то, как тюменцы придумали сеть магазинов «Арт-Я».