Девять лет назад молодая мама из Тюмени Полина Бахарева начала печь макаронс дома на кухне. За последние пять лет она построила успешный бизнес, обрела статус трижды мамы и не сдалась перед трудностями, которых было немало. Начинающий предприниматель действовала по наитию, эмоционально и с любовью. Сейчас любимое дело Полины знают тысячи тюменцев и жителей других стран — это Paola macaron. Раскрываем секреты старта и развития этой сладкой истории.
Многие из вас привыкли называть изящные десерты макарунами, но правильно говорить «макаронс» или «макарон» (если речь идет об одном пирожном).
Как маленькая красная сумка стала большим стимулом
Впервые Полина Бахарева попробовала макаронс в 2012 году, а настоящий французский десерт — год спустя во время поездки в Лондон. Ее очаровали роскошные витрины универмага Harrods и нежный, ни на что не похожий вкус печенья-пирожного по рецепту Пьера Эрмэ.
— Тогда это был единственный десерт, который я в принципе ела: придерживалась правильного здорового питания. Я до сих пор помню вкус первого настоящего макарон. После мне даже снилось, как я его готовлю. Но всё ограничивалось тем, что я просто открывала рецепт, изучала его и закрывала. Граммы, градусы, всё должно быть идеально точно. Меня останавливало и пугало, что макаронс — одни из самых сложных в приготовлении десертов в мире, — вспоминает Полина.
Когда первой дочке Полины было два месяца, ей хотелось купить маленькую сумочку Michael Kors, а муж в этом отказал.
— Я тогда впервые услышала отказ. Сказала ему: «Если не купишь — начну печь макаронс на заказ и сама себе буду покупать по одной брендовой вещи каждый месяц». Он испугался, что я начну делать дома десерты, чужие люди начнут приходить к нам за заказами, и сумку всё-таки купил. Эту красную сумочку я храню до сих пор, — говорит наша собеседница.
Но от желания делать макаронс девушка не отказалась. На 8 Марта попросила у супруга в подарок ручной миксер, который совершенно не подходит для приготовления этих нежных десертов (но Полина тогда об этом еще не знала).
— Со второго раза макаронс у меня всё-таки получились. Я создала страничку в соцсетях, придумала название. Меня зовут Полина, а мою старшую дочку Паулина. Мне всегда нравилось и нравится это имя. Так в Тюмени появились Pauline macaron, которые потом превратились в Paola macaron (это название пошло от имени моего третьего ребенка — дочери Павлы). Первой заказчицей стала Мария Екимова, у которой на тот момент были тысячи подписчиков. Я привезла ей набор и сказала, что это подарок, денег не нужно. Она рассказала обо мне в своем профиле, и всего за сутки на меня подписалась тысяча человек. С 9 апреля 2015 года моя жизнь изменилась, перевернулась. До этого я немало времени посвящала тренировкам в зале, а с того момента начала круглосуточно печь: пошел огромный поток заказов, — с улыбкой вспоминает Полина.
Уже на старте Полина решила, что будет выбирать ингредиенты только премиум-сегмента.
— Я всё делала интуитивно, из-за стрессов и недосыпов за полгода набрала 15 килограммов. Очень волновалась и не считала деньги: если бы у меня в команде тогда был финансист, он бы, наверное, повесился: зачастую творю то, что не поддается логике. Для меня было главным, чтобы клиент был довольным. Такой же позиции придерживаюсь и сейчас, — признается создательница тюменских макаронс.
Время раздвигать рамки: из домашней кухни — в цех
Постепенно количество бытовой техники на домашней кухне множилось: появилась вторая духовка, большой холодильник, планетарный миксер. К слову, ниша авторских макарунов уже тогда не была в Тюмени свободной, но эти печенья-пирожные были совсем другими: из натуральных качественных ингредиентов, которые не могут стоить дешево.
— Сарафанное радио работало: заказы продолжали поступать. Пекла день и ночь, а с грудным ребенком на руках это было очень сложно, — продолжила наша героиня.
Дома она проработала четыре года. Даже перестала приглашать гостей, потому что кухня уже напоминала настоящий производственный цех. К уже имевшемуся набору добавились пароконвектоматы, большой производственный миксер, огромные холодильники.
— Я поняла, что вышла на объемы производства, которые некомфортно делать дома. Долго искала подходящее помещение: мне была важна близость к дому. Еще одним важным критерием было отдельно стоящее здание с хорошей мощной электропроводкой (профессиональное оборудование потребляет много энергии. — Прим. ред.). В апреле 2019 года я заехала в свой цех на Елецкой, 1, — с гордостью говорит Полина.
Тогда у нее уже была первая помощница. Полина продала машину — нужны были деньги на открытие и обустройство производственного цеха. Тогда это было пространство в 40 квадратных метров.
— На первых порах меня поддерживали блогеры, например, Света Захарова. Для меня это был определенный уровень. Это сейчас я общаюсь свободно и легко, уверенна в себе, а тогда всё было совершенно иначе. Вообще, мне каждый шаг дается тяжело. Когда нанимала своих первых сотрудников, меня трясло сильнее, чем соискателей. Я будто пыталась себя продать. Бывает сложно до сих пор. Я не человек-бизнес. Красиво всё придумала, приняла решение, руководствуясь эмоциями. К счастью, у меня появилась управляющая Светлана, она очень спокойная, уверенная. Всегда может успокоить, если надо, и убедить, что всё хорошо, — с теплой улыбкой делится Полина Бахарева.
Команда мечты и звездные поклонники: что помогает в минуты грусти
У каждого начинающего предпринимателя случаются моменты отчаяния, когда кажется, что всё идет не так и совершенно не имеет смысла. В такие моменты спасают забота близких и теплые отзывы благодарных клиентов.
— До слез растрогали меня однажды отзывы людей, которые ездят по миру и пробуют лучшие десерты. Истинные фанаты макаронс писали мне, что сделанные мной — это лучшее из тех, что они пробовали. Это были слова благодарности на несколько страниц. Читала с волнением, перечитывала. Ведь каждый рецепт создаю методом проб и ошибок. Пробую, делаю и переделываю до тех пор, пока не доведу до идеала. Каждая новая начинка — моих рук дело, — объясняет Полина.
Сейчас команда становится всё больше: только на производстве заняты не меньше 10 человек. Есть техник, бухгалтер, маркетолог, юрист и отдельный специалист, который координирует работу вендинговых автоматов, которые вы могли видеть в тюменских ТРЦ.
— Конечно, в самом начале я мечтала о красивом корнере, где продавец стоял и упаковывал бы макарон в стильные коробочки. Но это дополнительные расходы, из-за которых кратно выросла бы стоимость продукта. Сейчас арендую по квадратному метру в шопинг-моллах под вендинговые автоматы — мы стали одними из первых в России, кто начал таким образом реализовывать свою продукцию. Это не типовые автоматы: в них подъезжает лифт, грузит хрупкие макаронс и аккуратно отдает покупателю, — продолжает наша собеседница.
По словам Полины, ее душу греет любовь известных персон к ее десертам.
— Около полутора лет назад из нашего цеха мне прислали фотографию Алены Водонаевой, которая сама пришла забрать заказанные у нас макаруны. А недавно в лобби отеля Hilton я встретила Алексея Чумакова. Подошла к нему сфотографироваться и рассказала, что сама пеку вкусные макаронс. Курьер нам тут же их привез. Мы сидели, ели и беседовали. В канун этого Нового года был очень статусный покупатель, но его имя нельзя раскрывать, — рассказывает Полина.
Из чего модные печенья-пирожные: почему макаруны столько стоят
Сейчас стоимость одного пирожного составляет 135 рублей, хотя на кондитерском рынке встречаются цены и 170–180 рублей за штуку. Продавать еще дешевле будет убыточно. На цену влияют разные факторы, ключевой — продукты. Кроме того, всё производство полностью сертифицировано на российском и международном уровне, соблюдены все СанПиНы.
— По срокам годности мы провели все возможные экспертизы, в том числе — дорогостоящие. Экспертиза, которая позволяет определить срок хранения макаронс в холодильнике, стоит порядка 120 тысяч рублей. К нам приезжают брать пробы раз в квартал. Мы делаем это добровольно, чтобы покупатели были уверены в качестве нашей продукции. Конечно, из необходимых трат — налоги, зарплаты сотрудникам, упаковка. Красивые коробочки из мелованного картона нам делают на заказ. С осени они подорожали на 106%. Сдерживать рост цен нам помогают оптовые закупки ингредиентов. При этом мы неизменно берем лучшее из того, что могут предложить поставщики, — говорит Полина Бахарева.
Шоколад для макаронс приезжает из Франции: он ценится выше, чем растиражированный бельгийский. Сыры везут из Швейцарии, но есть и российские — камамбер и бри. Из Мадагаскара — стручки ванили. Чтобы сделать муку для макаронс, используется калифорнийский миндаль, а манго сорта «Альфонсо» едет в Тюмень напрямую из Индии.
— В закупе всё сильно дорожает, но я продолжу сохранять эстетику нашего бренда. Как писал Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Вот и в моих макаронс должно быть идеально всё. У меня прекрасная команда, мы очень дружные. Уверена в каждом, как в самой себе, — уверенно говорит Полина.
Мечты и желания, которые станут целями
Недавно цех в Тюмени расширили. Это стало необходимостью после запуска бренда в соседнем Екатеринбурге: фирменный вендинговый автомат есть теперь в универмаге «Большой». Открыть отдельный цех в столице Урала было бы очень дорого: порядка 25 миллионов рублей. Поэтому Полина закупила специальные контейнеры, чтобы доставлять в них макаронс. Одна такая емкость может стоить от 400 тысяч рублей.
Сейчас молодая трижды мама живет в Сочи: в начале пандемии она вынужденно переехала сюда ради детей-аллергиков. Думала, что это ненадолго, но в итоге решила остаться.
— Для моего любимого дела нахождение вдали от Тюмени стало хорошим толчком, на самом деле. Раньше мне казалось, что кроме меня никто не сделает так же хорошо: не примет заказ, не напишет верно курьерам, не испечет макаронс. Мне нужно было всё контролировать. После переезда я научилась делегировать. Но всё еще очень близко принимаю к сердцу каждый отзыв. Бывают и нелестные, но мы всё отрабатываем. Главное правило — клиент всегда прав, даже если это объективно не так, — убеждена Полина Бахарева.
В обозримом будущем она очень хочет расширяться и дальше, открыв производство макаронс в городе у моря.
— Хочется расширяться и показать: чтобы создавать качественный продукт, владельцу не обязательно посвящать работе все 24 часа в сутки. У меня до сих пор нет машины. Живу на съемной квартире — всё идет только в бизнес. Вы, наверное, видели, у нас на коробках надпись Made in Tyumen. Хочу, чтобы как можно больше людей знали наш город и им восхищались. Люди — моя главная ценность, — подытожила Полина.
Кондитерская Paola macaron вошла в шорт-лист Народной премии 72.RU в номинации «Сделано в Тюмени». Если вам нравится эта компания, вы можете помочь ей победить в своей номинации, до 15 апреля отдав за нее свой голос. Кстати, вы можете поддержать и бизнес из других категорий. Подробно рассказали вам об этом в нашем предыдущем материале.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.