Работу Червишевского рынка, за который заступились жители Тюмени, продлили пока до конца весны. Потом продавцам овощей, фруктов, мяса и сладостей придется искать себе новые места работы. Еще в первую волну закрытия, когда работникам давали срок съехать до 20 февраля, часть продавцов подыскивала себе новые торговые площади. Мы вернулись на рынок спустя полтора месяца, посмотрели, что изменилось и с каким настроением дорабатывают люди.
Яркое весеннее солнце подтопило лед у входа на рынок. На улице было оживленно: у ворот к торговым рядам стояла машина, которая больше напоминала поминальную клумбу из искусственных цветов, а по левую сторону женщины караулили еще прошлогодний урожай и закрутки. Покупателей — не густо.
Магазины стали съезжать
Известный рыбный магазин, что тоже был в первых рядах Червишевского, уже съехал. На его месте сейчас пустое помещение. А через стенку небольшая лавка героини из предыдущего репортажа — Азизы Нормухамедовой. Она работает здесь уже 25 лет. Местные жители ее хорошо знают: здесь можно выбрать ароматные помидоры, привезенные из Киргизии, прикупить зелени в салат или запастись картошкой. Но полюбили пенсионеры эту лавку и по другой причине — отовариться здесь можно в долг. У Азизы Нормухамедовой целая тетрадь с неоплаченными покупками бабушек. Долгов в ней на полтора миллиона.
— Все покупатели, как увидели репортаж, стали искать ваш телефон. Подходили, говорили: «Где эта девушка-журналист? Где эта девушка?». Все хотят бороться за рынок. Он нужен людям, — рассказывает Азиза Нормухамедова. — Нам пока сказали, что работаем до 1 июня. Что потом делать — не знаю. Вот магазин «Первый рыбный» уже всё, переехал через дорогу. Они испугались, что потеряют место, вдруг в этом районе уже негде будет работать. А что я буду делать? Ой, вообще не знаю.
Женщина живет недалеко от этого рынка, ездить в другой район не может — не разбирается в местности, да и транспорта своего нет. В России она живет одна, вся ее большая семья находится в Киргизии. Сюда Азиза переехала больше двух десятков лет назад, чтобы заработать и поставить на ноги сыновей. Всю тяжелую работу делает сама: привозит огромные ящики с товаром на такси, потом сама их таскает и красиво раскладывает из них овощи и фрукты. Женщина пыталась нанимать грузчиков — мужчин, кому нужна подработка. Но одни попадались без документов, а с такими работать нельзя, другие не раз подводили: отработают день, потом два пьют.
Долговая книга становится только толще. Отказать пенсионерам, которым не хватает денег на овощи, женщина не может. Вот и вырисовывает длинные списки из людей, что обещают заглянуть к ней после очередной получки.
«Пенсия 13 тысяч рублей... хоть тыщенку заработаю — уже хорошо»
К слову, пенсионеры на рынке не только набирают продукты в долг, есть и те, что пытаются заработать лишнюю копейку. Среди таких Татьяна Ивановна.
— Я всю жизнь проработала в гастрономах. Вышла на пенсию, стала на рынке продавать свою молочку. Посмотрите на эти руки — видно, как много я работаю. Я приезжаю сюда из поселка Московский, держу свою корову. Кормилица она моя. Что-то из молочного отдаю детям, остатки продаю здесь. Хоть тыщенку заработаю — уже хорошо, — рассказывает Татьяна Ивановна.
Женщина приезжает к рынку днем с небольшой сумкой, куда вмещается всего шесть полуторалитровых бутылок молока и несколько пластиковых контейнеров свежих сливок. И все продает по сто рублей.
— Пенсия 13 тысяч рублей, на дом и хозяйство уходит где-то тысяч семь. На остальное — живем. Как тут не подрабатывать-то? Помощи у детей не прошу. Какая там помощь, они сами все в кредитах! — рассказывает женщина. — Нельзя сносить этот рынок. Это единственное место, где простой народ может хоть копейку заработать, купить вкусный домашний продукт. Сюда ведь из деревень ездят закупаться. Сломать рынок нетрудно, а людей-то куда? Об этом кто-то подумал? Если рынок все же снесут, заколем свою корову и съедим. Держать ее дорого.
Аренду продавцам продлили, а покупатели исчезли
Мы зашли на крытый рынок. Часть прилавков уже опустела. Продавцы говорят, что некоторые съехали, потому что еще в феврале испугались скорого закрытия — а вдруг потом места не найти будет? Теперь жалеют — выручки-то нет, а постоянные покупатели остались на Червишевском тракте.
— После репортажа аренду с нами продлили до 1 июня. Но покупатели слышали только про закрытие. Вот к нам все и перестали ходить. Посмотрите, покупателей-то нет, одни продавцы, — рассказывает одна из работниц рынка. — Бабульки на улице даже удивляются, что из рынка кто-то выходит, спрашивают: «Так, а вы что, работаете что ли?». Всего с рынка предпринимателей шесть или семь уехали. Кто куда. Но мы созваниваемся. Они говорят, что продаж на новых местах нет. А возвращаться — тоже страшно, не сегодня завтра закроют и всё. Нам в управляющей сказали подождать апреля, а там видно будет, может, еще на полгода продлят.
В этот момент распахнулась тяжелая дверь и на пороге показалась видная женщина в шубе, на ее голове красовался «кандибобер». Продавцы ее узнали и сразу подозвали к нам. Оказалось, неспроста. Елена Александровна — одна из постоянных покупателей.
— Он хоть задрыпанный рынок, но всё равно все его любят. Отремонтируйте. Но оставьте! — громко твердила женщина с алыми губами. — Посмотрите, сколько кругом домов, все жители сюда ходят. А еще из деревень едут. Мы вот тоже приехали из Друганова, а подружки мои ездят на Червишевский рынок из Червишево, Черной речи, Тараскуля. Куда нам далеко ездить-то? Вот тут с трассы едешь и сразу сюда. Удобно, недалеко. Даже из Кургана едут закупаться, — рассказывает женщина. — У нас в деревне в магазинах такой колбаски нет, тут и рыбка, и фрукты. Всё.
Но женщина оказалась не только постоянным покупателем, но и одной из тех, кто продает там свой урожай. Елена Александровна вместе с мужем выращивают картофель, смородину, клубнику, морковь и зелень.
— У нас свой огород 20 соток, высаживаем там всё для себя. Нравится нам! Сами едим и излишки продаем. Дети у нас, слава богу, обеспечены, а вырученные деньги мы на ремонт дома тратим, удобрение участка, лекарства... Видели, какие цены сейчас в магазинах? Неужели пенсионерам некуда денег девать — не поверю, — говорит пенсионерка.
Дальше мы отправились по лестнице наверх. На втором этаже крытого рынка безлюдно. А оставшиеся магазины либо закрыты, либо пустуют.
Швея: я уже говорила девочкам, что там такие же люди живут. Они тоже будут всё покупать
Среди распахнутых дверей — вход в ателье. Туда местные жители приносят на починку сапоги, старые куртки или брюки. А некоторые просят мастера сшить что-то по рисунку. Когда мы зашли в помещение, там играло радио, швейная машинка стучала в такт, а над столом склонилась женщина, которая над чем-то старательно работала. На настенной полке в ряд стояли фото с изделиями швеи. Бросилось в глаза белое свадебное платье со шлейфом. Это был частный заказ.
— Я работаю здесь с 1999 года. Когда-то это место было очень нахоженным, людей было много. Чем только не занимаюсь — и ремонтом, и пошивом одежды. Как случилась пандемия, люди стали больше приносить вещи, которые когда-то увозили на дачу, видимо, решили дать им второй шанс. Особенно шубы и дубленки. И платья свадебные я шила — было дело, в начале 2000-х где-то. Девочка приносила картинку и просила у меня платье-безешку, — рассказывает Елена Калинина.
Вообще, тюменка всегда работала за швейной машинкой. В 2000-х женщина решила открыть свое ателье. Говорит, что тогда в городе был пик предпринимательства, все старались сделать что-то свое. Вот и она рискнула. Елена одна из немногих, кто не протестует против сноса рынка. Женщина уверена, что ее клиенты пойдут за ней в любое место, куда бы она не переехала. Вот и приметила себе рынок «Южный».
— Я уже говорила девочкам, что там такие же люди живут. Они тоже будут всё покупать. Плохой рынок? Так мы вдохнем в него новую жизнь. Просто я думаю, что люди привыкли к Червишевскому рынку, ему больше 20 лет, вот и переживают. Привычка все-таки. Покупателям, в основном пожилым, было очень удобно: зашел и купил всё в одном месте, поднялся, отдал на починку что-то из вещей, еще что-то по пути сделал и спокойно домой пошел. Теперь нужно искать новые места, вот и сопротивляются, — говорит Елена Калинина.
О том, что рынок, простоявший на этом месте столько лет, снесут, беспокоятся и обычные жители района. Многие из них там, возможно, и не бывали никогда. Но они переживают за другое — что построят на этом месте? Люди объединились и стучат во все двери, чтобы власти пересмотрели эти планы. Они уже обратились в администрацию и к депутатам. Но ответ пока один: земля немуниципальная и выделена под застройку домов, еще часть территории уйдет под дорогу.
Почитайте колонку тюменки, которая готова была найти родителей Моора, чтобы спасти рынок, оказалось, мама и папа губернатора сами живут на «Червяке».
Ранее мы публиковали информацию о планах застроить участок под Червишевским рынком — читайте, что там будет и когда.
Снести рынок или оставить?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.