После начала частичной мобилизации сотни тюменцев отправились на полигоны, оставив свои рабочие места. Мобилизация коснулась практически каждого предприятия: от маленького магазина до огромного завода. И это при том, что с начала спецоперации в России и так начались экономические проблемы. Возникает немало вопросов, как вся нынешняя ситуация, включая мобилизацию, повлияет на бизнес. По мнению президента торгово-промышленной палаты Тюменской области Ольги Езикеевой, уже в ближайшее время можно ожидать спад в экономике.
— Думаем, что, скорее всего, будет спад к концу года. Он не столько от спецоперации зависит. С ней напрямую связан только один фактор — экспорт наших товаров и услуг. В частности, потому что сотрудничаем только с дружественными нам странами. Если предприятие ориентировано на внутренний рынок — с ним ничего пока не происходит. Как повлияет этот спад на бизнес — никто не знает. Когда кризис экономический, сценарий можно предсказать. Совсем «малышам» ничего не грозит, они и дальше будут получать свою выручку. Средний сегмент пострадает больше, но это всегда так. А крупный бизнес страдает из-за ряда экспортных показателей. Сегодня в промышленности у нас пока проблем не вижу, — считает Ольга Езикеева.
По мнению президента ТПП, мобилизация не коснется крупных предприятий: на место ушедших сотрудников временно придут другие. Своими мыслями по этому поводу поделился и уральский экономист Константин Селянин.
— Несмотря на то что наши власти объявили, что мобилизуют 300 тысяч человек и это всего лишь один процент от резерва, если посмотреть внимательно, а именно группу мужчин до 35 лет, мы поймем, что это в разы больше. Именно от этой работоспособной категории граждан. Мы видим, что по-разному проходит мобилизация. Есть перегибы на местах, где в деревне призвали всех 59 мужиков. В каждом регионе по-разному, — рассуждает Константин Селянин. — Повестка, которая пришла мобилизованному, пришла всей его семье. Мобилизация коснулась порядка миллиона человек. Как правило, это молодые мужчины, у которых только появилась семья и они являются одним кормильцем в семье. Гораздо больше людей уехали из России. Точных цифр нет, но я думаю, что, если оценить в 500 тысяч человек, это самая нижняя планка. Это не только люди трудоспособного возраста, но и люди креативного кластера. Поэтому вопрос не в количестве, а в качестве.
Эксперт считает, что мобилизация в большей степени ударит по малому бизнесу.
— На больших корпорациях сказывается не так значительно. Там много людей и есть возможность заменить. Но на уровне малых и средних предприятий, когда призываются ключевые сотрудники, — заменить невозможно. Если это индивидуальный предприниматель, то я не представляю, как можно тут же из автомата стрелять и платежки подписывать. Когда люди ждут чего-то плохого, они начинают меньше тратить, больше сберегать. Когда доходы растут, об этом не задумываются. Поэтому уменьшатся и располагаемые доходы, и желание их тратить, — добавил экономист.
Рынок недвижимости в конце сентября пережил очередное потрясение. Мы делали краткосрочный прогноз от экспертов и выяснили, что сейчас самое удачное время продать квартиру. А вот желающим купить стоит немного подождать. Но что ждет рынок в долгосрочной перспективе и стоит ли покупать жилье на этапе котлована? Задали эти вопросы тюменским и российским риелторам и строителям.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.