Тюменские кинотеатры после объявленных санкций претерпевают непростые времена: мировые премьеры отложены на неопределенный срок, содержание оборудования растет в цене, а платежеспособность зрителей снижается. Как будут выпутываться из такой непростой ситуации кинотеатры? Читайте в нашем материале.
На «Бэтмене» потеряли почти миллион
Крупнейшие киностудии — Warner Bros и Walt Disney, а также Universal, Paramount и Sony Pictures — объявили о запрете проката своих фильмов в России. О таком решении стало известно всего за день до премьеры «Бэтмена». Кинотеатрам пришлось экстренно искать замену трехчасовому фильму, который по условиям студии должны показывать 20 раз за день. К этому моменту часть билетов уже была раскуплена — кинотеатрам пришлось возвращать деньги зрителям. Но это не единственные потери.
— Каждый раз перед выходом какого-то крупного блокбастера мы берем так называемый референс, то есть сравниваем фильм с его предыдущими частями или подобными релизами студии. К примеру, «Бэтмена» мы сравнивали с «Чудо-женщиной» и ожидали примерно таких же кассовых сборов — чуть больше миллиона рублей в «Атмосе» и чуть меньше миллиона — в «Премьере». На самом деле, это не самые грандиозные сборы. У DC (американская медиафраншиза с фильмами о супергероях. — Прим. ред.) своя, своеобразная публика (Marvel — для всех, а DC — нет), — рассказала Марина Вороная, менеджер репертуарного планирования кинотеатров «Атмос Синема» и «Премьер». — Понятно, что, когда не получаешь блокбастер в релизное расписание, кинотеатр начинает нести убытки. Их несет и прокатчик — только потому, что он уже доставил контент в регион. А еще рекламные материалы: постеры, стенды и прочее. У нас тоже есть свой финансовый план. Но сейчас крупных ставок сделать не на что.
После отмены «Бэтмена» расписание пришлось экстренно менять. Под этот фильм было отдано пять залов, в оставшихся трех допоказывали предыдущие фильмы. Если бы «Бэтмена» не сняли с проката, то в кинотеатре «Премьер» был не настолько разнообразный выбор фильмов, как сейчас.
— Нам пришлось добирать очень много фильмов у независимых кинопрокатных компаний, которые выкупили права на эти фильмы и не зависят от студий, где их снимали. Причем это тоже фильмы категории А (крупнобюджетная кинокартина со звездным актером). Например, фильм «Наемник». Такие фильмы менее раскручены, потому что их рекламу не показывают по телевизору каждые 15 минут. Их рекламные бюджеты ограничены. Но всё равно даже десять таких фильмов не смогут заменить один блокбастер, — добавила Марина Вороная.
Но тюменцы не увидят не только «Бэтмена», но и другие кассовые фильмы, на которые так надеялись кинотеатры. Речь о мультфильме «Я краснею», боевиках «Операция Фортуна» и «Морбиус», «Соник-2» и другие. В марте ожидалось много премьер, которые могли вернуть кинотеатры по сборам к «допандемийным цифрам».
Время экономии
На прокате старых фильмов, считают в «Премьере», много заработать не получится. Скорее, даже наоборот.
— Под санкции попали не только фильмы, но и всё кинопроекционное оборудование (его в России не производят). Некоторые из кинопроекторов работают на определенных лампах, которые мы закупали в Европе, а сейчас не можем. Выработка у лампы — 400 часов. Потом ее нужно менять, — рассказала Марина Вороная. — По этой причине мы сейчас сокращаем время работы ламповых кинозалов. Еще есть залы с лазерным оборудованием — надеемся, что ничего не сломается. Конечно, у нас есть ламповый запас, его нам хватит примерно до середины лета. А дальше, если ситуация в мире не стабилизируется, то не только мы, но и другие кинотеатры начнут останавливать свою работу. Почти 90% кинотеатров работает на лампах.
Разница между ламповым и лазерным оборудованием только в потреблении мощности. Те кинотеатры, что хотят сэкономить на энергии, берут ламповые проекторы. Запчасти к ним тоже раздобыть немного проще. Чаще всего кинотеатры устанавливают оборудование в соотношении 50 х 50.
Это же подтвердили и в «Киномаксе». Там тоже уже ощутили последствия введения санкций.
— Экономическая ситуация в плачевном состоянии, но это касается всего — не только киноиндустрии. Наблюдается отток посещаемости. Мы на себе ощутили недостаток финансов у людей. Куда люди потратят деньги прежде всего? На еду. Развлечения всегда уходят на второй план. Поэтому мы стараемся сделать доступными цены на билеты, чтобы семьи могли позволить себе сходить в кино, — прокомментировала 72.RU Светлана Дульцына, директор АО «Киномакс». — Содержание оборудование — это самая затратная часть. Да, лампы в залах имеют свой срок, поэтому мы ведем переговоры сейчас с разными поставщиками. Решение этой проблемы точно есть.
Что будут дальше показывать в кинотеатрах?
Так как же все-таки будут работать кинотеатры? Рассказываем, что осталось в их репертуаре, помимо выкупленных прокатчиками фильмов.
— На сегодняшний день мы ждем премьеру: 31 марта, «Ампир V» — на него c самого начала была сделана большая коммерческая ставка. У него довольно большой бюджет и звездный актерский состав (будет даже рэпер Oxxxymiron). Скоро стартует еще «Доктор Свисток» — и на этом, наверное, всё из российского кинопроката, — рассказала Марина Вороная, менеджер репертуарного планирования кинотеатров «Атмос Синема» и «Премьер».
— Все уже знают, что на большие экраны выходят картины Балабанова «Брат», «Брат-2». Также мы расширяем линейку по театральному направлению — будем показывать спектакли, выставки. Стараемся поставить больше фильмов, пока не удается так быстро, как хотелось бы, получить прокатное удостоверение. Но мы же россияне! Мы всегда должны искать альтернативы и не опускать руки. Мы должны жить и развиваться дальше, — рассказала Светлана Дульцына, директор АО «Киномакс».
Займет ли региональное кино место на экране
В некоторых регионах России у кинотеатров постановлена на поток работа с местными режиссерами. Есть ли шанс у тюменских команд повторить такой успех? Мы решили узнать мнение у Андрея Зубова — продюсера студии baza.media.
— Почему мы так редко видим афиши с тюменским кино? Всё начинается со сценария, идеи и ее реализации. Это, на мой взгляд, нужно развивать. Для этого необходимо, чтобы были местные авторы и появлялись локальные истории, которые будут производиться на тюменской земле. Но у нас даже исторически нет производственных ресурсов для этого. Ближайшая киностудия и необходимое оборудование находятся в Екатеринбурге. У нас не воспитываются кадры. Нет понятных механизмов поддержки отрасли и так далее, — рассказал он. — Мы упираемся в то, что производство кино в Тюмени — скорее, исключение из правила. Но у нас есть два прецедента — это фильм «Тобол» и «Елки» из нового. Из прошлого времени — «Бегство рогатых викингов» по Крапивину. Эти прецеденты, скорее, лежат абсолютно на разных полках и в разных категориях. Они не являются какой-то рыночной закономерностью.
В кинотеатрах же журналисту 72.RU заявили, что они готовы поддержать местных создателей. По мнению представителя «Премьера», в Тюмени довольно благодарный зритель, который любит региональные картины. В первую очередь потому, что на экране он может увидеть себя, своих знакомых или родные места.
Тюменцы периодически слышат о попытках местных режиссеров снять свое кино. Несколько лет назад очевидцы были напуганы инсценировкой убийства. Тогда снимался фильм «Пистолет». Потом стало известно о работе тех же авторов над другим проектом — фильме «Панчер» (в свет он вышел только недавно, хотя снимался несколько лет).