Продолжаем нашу рубрику «Бизнес в декрете». Это честные рассказы тюменских мам, которые параллельно с заботой о детях и семье решили запустить свое дело. Пробовали, сталкивались с неудачами, попадали в различные передряги, но всегда оборачивали непростые ситуации в свою пользу.
Недавно мы познакомили вас с Анастасией Софроновой, которая после рождения ребенка осуществила свою детскую мечту и открыла ателье-шоурум свадебных и вечерних платьев. А прямо сейчас мы поделимся с вами историей многодетной мамы Марины Островской. В начале бизнес-пути у нее было 8 тысяч рублей, маленькие сыновья-погодки и большое желание никогда не возвращаться на офисную работу со скромной зарплатой.
Офисные будни, послеродовая депрессия и спасительные платья
В Тюмень из Югорска Марина Островская переехала в 2008 году, год спустя вышла замуж. До свадьбы она работала секретарем в фирме по установке пластиковых окон, после — в компании по продаже электронной отчетности. В 2011 году родился первенец, начались декретные будни.
— Тогда я полноценно погрузилась в материнство и заботу о сыне. Когда ему было 10 месяцев, я узнала, что снова беременна, что оказалось для нас с мужем полной неожиданностью. В 2012 году на свет появился второй сын, а я начала искать способы убежать от послеродовой депрессии. Было очень непросто в то время. Муж уходил на работу, а я сидела и плакала, иногда навзрыд. Понимала, что нужно чем-то себя занять. Первое, что пришло в голову, — дропшиппинг (перепродажа одежды. — Прим. ред.), — вспоминает Марина Островская.
По ее словам, в начале 2010-х годов заказ платьев из Украины с их последующей перепродажей было в Тюмени очень развитым направлением. Именно этим и решила заняться мама двух маленьких сыновей. Но для закупки товара, как ни странно, нужны были деньги. А их особо не было. Как и четкого понимания, как все правильно организовать.
— В моей семье вообще никогда не знали, что такое бизнес и как он устроен. Папа работал водителем в одной организации, мама была домохозяйкой. Стартового капитала, каких-то накоплений у меня не было. Когда решилась закупить платья на продажу, потратила на это 8400 рублей — детское пособие, которое пришло на второго сына. Перепродала платья с наценкой, закупила снова, вновь продала и так далее. Так все начиналось, — говорит наша героиня.
Молодая мама занималась реализацией одежды на дому. Квартира была и складом, и пунктом выдачи заказов. Марина создала странички своего магазинчика в VK и «Одноклассниках», вела переписку с потенциальными покупателями: отвечала на вопросы, консультировала, оформляла заказы. Все это делала в основном поздно вечером и ночью, когда дети уже спят, а муж накормлен вкусным ужином.
— Тогда в меня практически никто не верил. Так получилось, что ни у кого из моего окружения не было подобного опыта. И мне говорили: «Вот ты просидела ночь за компьютером, кто-то у тебя купил какое-то платье?» Мне было обидно. Не хотелось просто сидеть, как домашний тапочек. А приход покупателей — это было событие, к которому я готовилась. Так продолжалось 1,5 года, — вспоминает тогда еще будущая владелица настоящего магазина.
Она не стала дожидаться, когда декретный отпуск закончится. Уволилась с найма и сняла небольшое помещение в БЦ «Нобель», чтобы там встречаться с покупателями, передавать заказы. Это стало дополнительным стимулом: нужно было не только накраситься, но и красиво одеться, дойти до офисного здания вместе с детьми. Сыновей она катила на двойной коляске.
Маникюрный столик и первые подчиненные
Чуть позже Марина Островская поняла: она хочет заниматься чем-то еще помимо продажи платьев в небольшом офисном помещении. И начала осваивать профессию мастера маникюра. Прошла обучение (что далось непросто) и начала принимать первых клиентов там же, в арендованном пространстве, за маленьким столиком. Как правило, клиентками были покупательницы, пришедшие забирать свои платья.
— В «Нобеле» я перебралась в другой кабинет. Спустя время обучила первую девочку, которая стала моей помощницей, потом вторую, третью. И спустя 1,5 года мы переехали на третий этаж. В студии было три стола, четыре работающих мастера, там же была и школа: я получила три инструкторских образования и развивалась не только как мастер, но и как инструктор — тот, кто может обучить других искусству маникюра и ногтевого дизайна. Магазин, который уже приносил неплохую прибыль, и ногтевая студия развивались параллельно, — объяснила наша героиня.
Следующим шагом стало открытие торговой точки в ТЦ «Пять звезд». На этом этапе Марина делегировала часть своих обязанностей, нашла продавцов. В 2018 году магазин переехал в ТРЦ «Премьер», где просуществовал около года. Аренда этого помещения стоила 55 000 рублей в месяц. Она окупалась, правда, были иногда проблемы с персоналом: не все сотрудницы ответственно относились к своей работе.
— Я оказалась снова беременна: на этот раз ждали девочку. И я поняла, что заниматься одновременно и магазином, и ногтевой студией не получится: беременность была сложная, мучил сильный токсикоз. Пришлось выбирать, и я выбрала ногтевое направление. Магазин одежды закрыла в мае 2019 года, а в октябре родила дочку. К этому времени я подготовила нескольких инструкторов, которые могли полноценно делиться знаниями с учениками, пришедшими на базовый курс по маникюру, — продолжила рассказ Марина Островская.
Так началась история школы ногтевого сервиса Zanoza, которой мама троих детей успешно руководит сейчас. Но обо всем по порядку.
Самая главная инвестиция и команда единомышленников
Возможно, в это трудно будет поверить, но у молодой мамы не была каких-то дополнительных поступлений денег.
— Многие думают, что для запуска бизнеса нужны какие-то большие вложения. У меня не было денег, богатого мужа и обеспеченных родителей. Все как началась с тех 8400 рублей, так и шло по цепочке. Первые года два я ни копейки с выручки не брала себе. Да, могла что-то купить, себе какую-то вещичку оставить, но у меня не было денег, чтобы инвестировать в развитие своего дела. Вот сейчас, да, я могу сказать мужу: «Мне надо 100–200–300 тысяч вложить в бизнес» и мы решим сообща. А раньше у нас не было таких денег. Обычная семейная пара с зарплатами по 15–20 тысяч рублей. Мой путь от замысла до открытия школы ногтевого сервиса занял 9 лет, — откровенничает Марина Островская.
В прошлом году вместе с мужем она искала объект недвижимости для покупки с целью инвестирования денег. И нашли нежилое помещение в центре Тюмени, неподалеку от ЦУМа. Там работал какой-то адвокат, но он переезжал из города, была срочная продажа. Это был август 2020 года.
— Помещение купили за 4 миллиона — это были частично семейные накопления и то, что принес бизнес. Ипотеку не брали, что очень круто. Коммунальные платежи: свет — 5–7 тысяч, управляющей компании (дворник, капремонт и т. д) — около 2–3 тысяч. Итого — около 10 тысяч в месяц, — говорит мама-предприниматель, — наша команда сейчас — два инструктора и четыре мастера маникюра, которые арендуют здесь помещения. Мы сдаем места мастерам, которые принимают клиентов. Это не конечный этап развития, дальше — больше. Хотим масштабироваться, создать студию, в которой инструкторы и мастера будут рассредоточены по разным помещениям.
Сейчас Марина Островская работает по три дня в неделю, а остальное время посвящает семье. Да и рабочие дни проходят в сокращенном формате: максимум до 14–15 часов. После этого — домашние дела, развивающие занятий с детьми, готовка, подготовка к следующему дню. Удается и выкроить время на себя: сходить в спортзал, салон красоты.
— Первые мои инструкторские курсы стоили 200 тысяч рублей, проходили в Москве. Мы копили на отпуск в Турции, сказала мужу, что очень хочу поехать за знаниями в Москву. Думала, покрутит пальцем у виска, а он ответил: «Я полечу с тобой». С детьми на неделю осталась свекровь, все очень удачно сложилось. Сейчас у меня есть свое помещение в центре города и работающие инструкторы, которые обучают людей. Когда ты понимаешь, что не просто чего-то достиг, а стал полезен людям, — это дорого стоит, — уверена наша собеседница.
Борьба с рутиной и новые горизонты
— Декрет — это время возможностей, а не период, когда нужно раскисать дома. Необязательно заниматься бизнесом, можно посвящать себя мужу и ребенку, но разнообразьте свое время, и оно будет течь по-другому. Если вы чувствуете, что хочется запустить свое дело — значит, нужно попробовать. Даже неудачная попытка — это все равно шаг вперед, это круто. Просто сделаете работу над ошибками и попробуете снова, но уже как-то иначе. Осознаёте, что погрязли в рутине? Действуйте, чтобы изменить свою жизнь. Мы — кузнецы своего счастья, — подытожила трижды мама Марина Островская.
О каких еще бизнес-мамах мы вам уже рассказывали
Предлагаем вам прочитать ещё несколько историй о тюменских мамах, которые превратили своё увлечение в небольшой бизнес. Татьяна Абдрузакова открыла в Тюмени частный детсад, Наталья Примакина заработала больше миллиона рублей на пошиве шуб, а Екатерина ушла с руководящей должности в страховой компании и стала продюсером актрисы местного драмтеатра.
Валентина Кох делает перманентный макияж и избавляет всех желающих от неудачных татуировок. Еще одна наша героиня, Марина Трубникова, шьет эксклюзивные сумки из кожи лосося (что? да!). Еще больше историй найдете на нашем сайте по тегу «бизнес в декрете».