В 2020 году по всем ударили пандемия и кризис. Ограничения из-за коронавируса нанесли сильный урон тюменскому бизнесу. На себе рестораны и кафе почувствовали падение ещё до введения запретов на работу. Ситуацию они описывают как форс-мажорную.
Чтобы поддержать местных предпринимателей, мы запускаем рубрику «Маленький, но гордый бизнес». Каждую неделю по средам мы будем рассказывать о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний. Это не будут глянцевые истории успеха. Это будут истории людей, которые нашли себе занятие по душе и развивают его, несмотря ни на что.
В первом выпуске хотим познакомить вас с молодым тюменским предпринимателем Владиславом Джуровичем. В свои 24 года он владеет сетью бургерных в нашем городе и планирует выйти за его пределы. С чего начинался тернистый путь и какие сложности встретились на пути за семь лет работы, он рассказал вам, читателям 72.RU.
Заграничный шеф-повар и провальный бизнес-план
Первое заведение сети бургерных Tesla Burger появилось в Тюмени в 2013 году. Владислав арендовал 48 квадратных метров на втором этаже офисного здания, нанял несколько курьеров, позвал своего знакомого работать поваром. Привез шеф-повара из Сербии для запуска проекта. И таким небольшим составом (буквально шесть-семь человек) запустил ресторан доставки. Но всего этого бы, возможно, не случилось, если бы не одна поездка.
— Когда мне было 17 лет, ездил в Сербию, на свою вторую родину. Увидел, что там очень популярен формат общепита, чем-то похожий на точку с шаурмой, только с бургерами. Меня впечатлило, что местные такие заведения предпочитали популярному McDonald’s. В принципе, никогда не хотел стать предпринимателем. Но когда вернулся в Тюмень, начал думать, почему бы не запустить что-то похожее.
«Знакомые сербы сказали: "Идея классная!" Попробовал через них привлечь повара, но не получилось. Я нашел его в соцсетях»
Постепенно начал вынашивать идею, придумал название, прошел курсы предпринимателей. Всё поэтапно было в течение примерно восьми месяцев — от идеи до того, как получилось запуститься.
Проходил курсы предпринимателей «Открой свое дело» и там составлял бизнес-план. Он был смешной, на самом деле. Не смог найти подходящее помещение и в итоге открыл доставку. На ее запуск ушло 500 тысяч рублей. Часть этой суммы — скопленные мною деньги, часть занял у знакомого под проценты, еще 20 тысяч — у одного друга, 15 тысяч — у бабушки. По чуть-чуть везде собрал.
«В бизнес-плане писал, что мне потребуется на открытие кафе 200 тысяч. Ближе к запуску понял, что этой суммы точно не хватит»
В арендованном помещении сами с друзьями делали ремонт. Поэтому полумиллиона мне хватило для того, чтобы запуститься, — так начал свой рассказ наш собеседник.
Откуда такое название?
— Многие думают, что Tesla — в честь автомобиля, но это не так. В 2013 году я еще не знал про такой электромобиль, да и никто в Тюмени не знал, наверное. Поскольку я серб по отцу и Никола Тесла (великий сербский ученый) — известная в Сербии персона, решил взять это за основу.
Изначально мы назвались Tesla Kuvar («kuvar» — повар. — Прим.ред), но после переименовались в Tesla Burger. Я понял, что людям тяжело объяснять, что такое «kuvar» и будет правильнее сменить название, — поясняет Владислав.
Подсчитайте наши убытки
Молодой предприниматель рассказал, что несколько раз за свою карьеру уходил в минус по доходам, но упорно продолжал работать даже себе в убыток. Было сложно, особенно на старте. Ну а как иначе, если тебе нет еще и 20, и ты пока не очень хорошо разбираешься в бизнес-процессах.
— Три первых проекта были минусовые. Первый — когда мы открыли доставку. Мне было тогда 18 лет, и абсолютно никакого опыта работы на управленческих должностях. Прикидывал, сколько примерно денег уходит на закупку продуктов и за сколько можно продавать готовый продукт, а остальные расходы как таковые не учитывал.
«Продажи шли, выручка была около 10 тысяч в день, но я абсолютно не понимал, сколько мы с этого зарабатываем»
Первые полгода мы точно были в минусе, потому что затратная часть превышала. Потом появились поставщики, клиентская база, мы переделали меню, немного подняли цены, одним словом, смогли зарабатывать. После того как финансовая ситуация выровнялась, еще пару раз уходили в минус. Первые два года я вообще денег не видел. Абсолютно. Максимум, что мог, — время от времени взять 30–40 тысяч на себя: заправить машину, что-то купить.
Когда открыл первый ресторан быстрого питания на Республики, 48, уже была клиентская база, но не было профессиональной команды. Открыть ресторан на 1,5 миллиона рублей на площади 195 квадратных метров — это практически нереально (кто работает в общепите, это понимает). Потому что на эту сумму нужно закупить оборудование, сделать ремонт, купить мебель, и это только часть огромного перечня расходов
У меня были заемные деньги, но их всё равно не хватало. Брал деньги в банке под залог квартиры, часть денег взял из выручки своих заведений, которые к тому времени начали приносить доход. Запустились. Первый месяц — август 2016 года — мы отработали в плюс, и после этого из-за количества ошибок и сезонности в сентябре мы ушли в минус.
«Я не мог платить за аренду, поставщикам, вовремя закрывать обязательства по кредитам, которые у меня были. Такая была страшная ситуация»
Когда запускал ресторан, задолженность перед банком была примерно 1,1 миллиона. Через восемь месяцев работы заведения долг вырос до 4 миллионов рублей. Сначала думал, страшно не вернуть деньги, которые я взял. А после понял, что работать в убыток еще страшнее. Провел серьезную работу над ошибками. Это помогло: постепенно смог начать отдавать долги, — вспоминает Владислав.
«После пожара будет огонь»
Неприятности научили владельца Tesla Burger одной важной вещи: оборачивать досадные неприятности разного масштаба в свою пользу.
— Помню, когда в декабре 2019 года у нас горел ресторан, об этом писали СМИ, это обсуждали горожане. Когда люди видели наши вывески, говорили: «О, мы видели в новостях, там был пожар». Не скажу, что это слишком положительным образом на нас влияло, но и отрицательного влияния тоже не было. Мы всё это превращали в имиджевую историю. Рассказывали о том, что мы открываемся заново.
«Повесили баннер с надписью "После пожара будет огонь". Пообещали, что у нас станет еще лучше, и слово свое сдержали»
На восстановление помещения после пожара ушло 19 дней. Это очень долго: я хотел быстрее. Просто на носу были новогодние праздники, и все магазины толком не работали, не удавалось найти строителей. Работали всей командой до пяти утра в режиме нон-стоп, чтобы быстрее открыться. Каждый день простоя очень дорого нам обошелся, — честно признался предприниматель.
Жизнь и работа в условиях пандемии
С начала действия режима повышенной готовности, а потом и полной самоизоляции в Тюмени выручка доставки в Tesla Burger выросла на 90%, но на столько же сократилась прибыль по самовывозу, рассказывает Владислав. Вскоре бургерная этой сети откроется по франшизе в Тобольске, а потом, возможно, в городах Севера и центральной России.
— В текущей ситуации точно не нужно паниковать, расстраиваться из-за того, что в нашей жизни происходят изменения. Мы все сегодня теряем деньги — и бизнесмены, и сотрудники. Кто-то теряет работу. Мы все сейчас находимся в режиме каких-то потерь, стресса.
Любые изменения и любые утраты в этой жизни могут нас привести к большему, если мы правильно этой возможностью воспользуемся. Если вместо того, чтобы опускать руки, будем верить в свои силы, появится что-то новое, — подытожил Владислав Джурович.
Вы с ним согласны?
Если вы хотите поделиться историей маленького, но самого важного дела в вашей жизни — напишите на нашу редакционную почту 72@rugion.ru или в WhatsApp, Viber или Telegram на номер +7 919 922-88-82. Предупреждаем: количество мест на участие в нашей рубрике ограничено. Спешите!