Ирина Баржак долго «убегала» от своего образования — по окончании вуза получила диплом режиссера. Она несколько лет посвятила профессии, которую совмещала с журналистикой, потом ушла в пиар, маркетинг, стала управленцем, но знания неожиданно пригодились вновь. Женщина использовала их для создания методики обучения ораторскому мастерству и публичным выступлениям. И добилась успеха. Сейчас она учит людей правильно говорить, как выступать, рассказывает, что провоцирует конфликты и как их избежать. Среди клиентов — чиновники, силовики, компании нефтегазовой отрасли. Что помогло Ирине Баржак стать известной, как она неожиданно оказалась в бизнесе и кто помог ей обосноваться в Москве, она рассказала нам, а мы — вам!
Из телевизора в бизнес
Получив диплом режиссера, Ирина Баржак устроилась на телевидение, где работала не только по специальности, но и корреспондентом. Отсюда ее переманили в сеть ресторанов «Максим» пиарщиком. Оттуда ушла в автосалон элитных авто.
— Там узнала, что я должна быть не пиарщиком, а маркетологом. Нас активно обучали, я начала изучать маркетинг и влюбилась в него. Можно сказать, что маркетологом я стала случайно. Люблю его до сих пор, — рассказала Ирина Баржак.
В маркетинге женщину привлекает беспрерывное создание нового, бесконечные эксперименты, способность понять потребителя, чего он хочет и как его привлечь. Особенно ей по душе малобюджетный маркетинг, когда специалист сильно стеснен в бюджете, но должен показать результат лучше хорошего. Это задача не из легких, а из интересных.
— На самом деле маркетологи делятся на два вида: маркетологи с бюджетом и маркетологи без бюджета. Я побывала и тем, и тем. Когда я работала в автосалоне, у меня был неплохой бюджет, моей задачей было продавливать, находить нужные цены. Задача не особо творческая, но хорошо прокачивает навык переговоров. А когда ты маркетолог без бюджета, тебе нужно что-то придумывать. Зачастую это были проекты, за которые я не получала денег: либо помогала друзьям, либо раскручивала новый продукт, как например, первое антикафе в Тюмени. После режиссуры для меня малобюджетный маркетинг — это самое интересное занятие.
Ирина развеяла и мифы о маркетологах. В воображении обывателей это человек, который занимается продвижением. Но это правда отчасти. На самом деле маркетолог целыми днями считает. Средний чек, выработку на квадратный метр, сколько каждый работник приносит компании, смотрит динамику среднего чека, количество звонков, посещаемость сайта, просчитывает, стоит ли открываться в том или ином месте.
Из маркетинга Ирина Баржак ушла в управленцы, но не из любви к профессии.
— Еще со времен работы на ТВ я считала, что из меня очень плохой руководитель, что я не умею управлять людьми. Думала, что больше не пойду на руководящие должности. В кризис я ушла из клуба IT-директоров и искала новую работу. Сходила на собеседование в группу компаний Thai Lotus. Рекрутер и директор предложили мне стать директором. Я не хотела, сопротивлялась, но позволила себя уговорить. Именно здесь я влюбилась в управление.
После Ирина ушла в собственный бизнес.
Ушла в бизнес, имея 30 рублей в кармане
Тренинги Ирина Баржак начала вести случайно. Когда работала с руководителями IT-компаний, поняла, что они практически все интроверты и выступления на публике для них стресс. Предложила помочь — провести тренинг, применив знания, полученные на факультете режиссуры.
— Все отнеслись поначалу скептически, но согласились. Занимались по вечерам, по выходным. Им понравилось, они делились с друзьями, и ко мне начали обращаться люди. Всё приходилось совмещать с основной работой. Первым крупным клиентом стало IT-подразделение «Сургутнефтегаза». Я никогда не думала, что это превратится в дело жизни. Сейчас с момента первого тренинга уже прошло 6,5 лет.
Бизнес начался как хобби, и несколько лет им и оставался — рабочий день Ирина Баржак проводила в офисе, а по вечерам и выходным учила людей, как не бояться говорить на публике и четко выражать свои мысли.
— После сети спа-салонов я совсем недолго поработала с одной тюменской общественной организацией. Это был проект, и они мне задержали зарплату. У меня было 30 рублей в кармане, и там был такой «тюремный режим»: я должна была приходить и не выходить, даже в обед нельзя было выйти куда-то. Меня это так раздражало, и когда они не заплатили в срок, а у меня ипотека тогда была, я ушла. К тому моменту я уже вела тренинги по вечерам, у меня были заказы на них. Я начала регулярно по четвергам проводить встречи для руководителей и маркетологов в одном из кафе, сейчас их стали называть кейсрумами.
Ирина Баржак открыла и собственную компанию — Институт публичных выступлений, позже к нему добавится еще часть «и конфликтологии».
В Тюмени тренер успела поработать не только с бизнес-сообществом, но и с властями.
— Я сказала губернатору, что чиновники не умеют говорить, и предложила провести пробное занятие. Провела и получила хорошие отзывы. Мы ставили голос, изучали мою книгу «Волшебная кнопка против волнения», как выступать, как отвечать на провокационные вопросы, как проводить публичные выступления. Также работала с силовиками. Благодаря таким клиентам я начала изучать конфликтологию, у них был запрос. Так и появилось у меня новое направление, которое я безумно люблю.
После переезда в Москву пару месяцев не распаковывала чемоданы
В столицу Ирина переехала и по профессиональным, и по личным мотивом. В Тюмени она всё раздала, сдала квартиру, взяла пару чемоданов и уехала в марте прошлого года.
— Первое время было невероятно тяжело. Я каждый месяц думала, зачем я сюда приехала. Сидела и плакала. На адаптацию к городу ушло месяцев пять. Трудно было, потому что даже очень приличные люди относятся к выходцам из провинции со скепсисом, даже неким снобизмом, — поделилась Ирина Баржак. — Первое время в бизнесе много приходилось делать бесплатно. Продумывала стратегию, ставила планы, планировала четко и жестко. Шла к людям, проводила бесплатное демозанятие, они понимали, в чем прелесть, и заказывали тренинги. Клиенты рекомендовали меня друзьям, партнерам. Так со мной случился замечательный ТАСС (информационное агентство. — Прим. авт.). Потом Дальневосточный экономический форум, где я готовила участников к выступлениям. А недавно тренировала оргкомитет FIFA-2018, учила их работе с провокационными вопросами. Как сделать так, чтобы тебя рекомендовали, что заставляет людей тебя рекомендовать, я не знаю. Думаю, что просто нужно любить свое дело и делать его хорошо.
В собственном институте Ирина трудится не сама. В институте работают семь преподавателей и еще три сотрудника: бухгалтер, помощник и специалист по госзакупкам. Работает компания по двум основным направлением: проводят курсы по ораторскому искусству и конфликтологии. Также есть тренинги по продающим текстам и курсы по постановке голоса онлайн, большое внимание уделяется и исследованиям — например, Ирина Баржак в ходе исследования определила 16 типов слушателей. На регулярной основе в Москве проходят бизнес-встречи под названием caseroom — это продолжение проекта, родившегося в Тюмени. Скоро такие же кейсрумы начнут проводить в Нью-Йорке и на Кипре. К этому добавляется преподавание в Московской торгово-промышленной палате, Высшей школе экономике и Останкино.
Стоимость корпоративного тренинга, которых заказывают большинство, превышает 100 тысяч рублей за один день. В целом после переезда в столицу затраты выросли примерно в четыре раза, но и доходы не остались прежними.
— Я веду процентов 60% тренингов, остальные — мои сотрудники. В перспективе, конечно, мне бы хотелось снизить долю моего участия.
В будущем Ирина мечтает, чтобы у ее института появилось собственное здание. Несколько лет назад ей приснилось, что он базируется в четырехэтажном доме в центре Москвы. Оказалось, что в реальности это здание существует. Ирина мечтает, что однажды оно станет домом для Института публичных выступлений и конфликтологии, а в штате будут трудиться 80 преподавателей.
Про кого ещё прочитать, чтобы вдохновиться на собственные свершения
Предлагаем узнать профессиональный путь других героев нашей рубрики. IT-звезда Денис Зуев сейчас живет в Штатах, где учит сотрудников Microsoft, Apple и Google.
Наталья Львова бросила успешную карьеру маркетолога и ушла в художники, не имея никакого художественного образования за плечами. Сейчас она известная калифорнийская художница, мечтающая, чтобы ее признали в России. А известная insta-блогер Софа Броян рассказала нам, как она проснулась знаменитой: сейчас на её Instagram-профиль подписаны 1,5 миллиона человек.
Стилист Татьяна Мамаева перебралась в столицу, теперь работает со звездами и одевает героев рекламы Samsung и Philips. Как заработать миллионы на украшениях и букетах, рассказала Татьяна Либерман.
Ещё мы рассказали вам о Вадиме Толчееве, который входит в топ-100 директоров по коммуникациям России. Как ему это удалось — читайте в нашем предыдущем материале.