Бизнес Елена Еремина, директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени: «Конца света мы не ждем»

Елена Еремина, директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени: «Конца света мы не ждем»

В последние годы тюменцы не успевают подсчитывать количество вновь открываемых предприятий торговли – будь то крупные торговые сети или магазины шаговой доступности. В перспективе у жителей областного центра – приход на рынок новых крупных игроков.

По каким законам развивается торговля и чего нам ждать от будущего года – в интервью с директором департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Еленой Ереминой.

– В последние годы отмечается большой интерес крупных ритейлеров к Тюмени – «Окей», «Ашан», «Метро», «Лента»... Кто на очереди?

– На очереди как раз «Ашан», и мы ждем прихода этого крупного оператора продовольственной сети на тюменский рынок. Он еще не открылся, однако здание у них уже есть.

– Какие плюсы и минусы для региона и областного центра в частности вы усматриваете в этом процессе?

– В этом масса плюсов, которые состоят в том, что крупные компании делают серьезные вложения в рынок продовольственных товаров, что позволяет в итоге снизить цены на товары социальных групп, и сделать их стоимость более конкурентной. В связи с этим потребитель, голосуя кошельком, безусловно, увеличивает товарооборот продовольственных сетей. Отмечу серьезную тенденцию к развитию нашего города, поскольку в настоящее время безостановочно вводятся новые площади, что говорит о том, что Тюмень расселяется, как территориально, так и за счет прироста населения города. В данном случае речь идет и о внешней миграции, и о переселении с Севера, то есть покупатель есть.

Напомню, что в Тюмени один из самых крупных товарообротов среди других российских городов, и мы продолжаем строиться и развиваться. Наряду с крупными объектами торговли, такими как «Ашан», напомню, что в этом году был выстроен крупный рынок универсально-розничной торговли «Михайловский», который, по сути, работает как сельскохозяйственный рынок.

Кроме этого, заложен еще один подобный объект, и могу отметить, что общий концепт отвечает принципу торговли сельскохозяйственной продукцией, от чего опять же выигрывает тюменский потребитель. Он получает свежую, выращенную на тюменских полях продукцию по очень доступным и конкурентным ценам.

– Помимо крупных игроков в Тюмени работает и такой формат торговли, как традиционные ярмарки выходного дня. В нынешнем году они впервые были тематически разнесены. Оправдала ли себя такая форма работы?

– Те основы проведения сельскохозяйственных ярмарок, которые были заложены в предыдущие годы, сохранились. Мы изменили только один адрес проведения – перенесли площадку от торгового центра «Фаворит» к рынку «Порт». Это вызвано тем, что мы имеем специально выделенный земельный участок с возможностью организации дополнительной парковки на территории объекта. Ярмарка оказалась весьма востребованной жителями. А если говорить о последней ярмарке, которая прошла в минувшую субботу, на 177 торговых мест на всех четырех площадках ее товарооборот составил полтора миллиона рублей – это очень серьезная цифра.

– Словом, на нашем тюменском «базаре» каких только игроков нет. Как вы оцениваете уровень тюменской торовли в целом?

– Как чиновник хорошо оцениваю, но хотелось бы, чтобы оценку уровню торговли давали горожане. Повторюсь, если бы не рос товарооборот, не увеличивалась проходимость этих объектов, то можно было бы говорить о том, что оценка носит отрицательный характер, поскольку потребитель голосует кошельком. А раз товарооборот растет, причем значительно – от трех до пяти процентов в год, мы можем сказать, что идет стабильное и поступательное развитие торговли.

– К вам как к директору департамента потребительского рынка администрации Тюмени наверняка обращаюся горожане. Что их не устраивает или беспокоит в процессе организации торговли? Какие пожелания высказываются?

– Естественно, подобного рода обращения поступают. Если рассматривать по сегментам торговли, то у нас их три. Это формат ритейл, с которого начался наш разговор, формат магазинов у дома и рынков. Что касается крупного ритейла, то здесь основная претензия потребителей – это несоответствие ценника на товаре, представленном на полке, цене товара на кассовом терминале. Каждый раз ситуация объясняется тем, что сетевые ритейлеры работают через единые загрузочные терминалы, которые «двигают» цену на кассы, и перезагрузка происходит, случается, до трех раз за день. Ценники при этом менять не успевают.

Идеальный вариант, если ценники на полках будут в виде электронных табло, и перезагружая кассовые терминалы, электронный ценник появится на прилавке. Но пока до подобного уровня оснащенности торговые предприятия не дошли, и перепечатка ценников происходит вручную. Вы знаете, errare humanum est, человеку свойственно ошибаться и недорабатывать. Не успевают торговые сети справляться с этой ситуацией, однако все спорные моменты решаются в пользу потребителя.

Второе, что касается магазинов у дома, относится к помещениям нежилым, расположенным в жилых зданиях. Здесь основная проблема – градостроительные стандарты, технические условия по размещению данных объектов. К примеру, хлопает дверь, вечером происходит выгрузка товара, а рано утром подъезжает автомобиль, по плитке цокают каблуки, и естественно, это мешает нормальной жизни в доме. А если еще объект неспокойный, у которого есть лицензция на право торговли алкогольной продукцией, идет постоянное движение, конечно, все это очень мешает горожанам. И приходится работать с хозяйствующими субъектами с тем, чтобы они меняли график работы с круглосуточного до 23 часов, чтобы простые граждане не несли ущерба от такого соседства.

По рынкам же, как правило, обращений и заявлений не поступает. Но третья группа обращений связана с реализацией Закона о защите прав потребителей. Несмотря на то, что мы ведем постоянную консультационную и разъяснительную работу, количество обращений за консультациями по реализации этого закона у нас из года в год не уменьшается. Хорошо это или плохо? С одной стороны, плохо, поскольку потребитель усматривает нарушения, а хорошо здесь то, что покупатель становится более грамотным и понимает свои права, используя закон в качестве инструмента для их защиты.

И последнее, на чем я хочу акцентировать внимание: 99 процентов обращений потребителей решается в их пользу в досудебном порядке. Это тот показатель, которого мы добились в организации работы торговых предприятий.

– Что нас ждет в ближайшей песпективе? Может быть, какие-то торговые точки поменяют место прописки?

– Крупные объекты не переедут, но появятся новые. Уже появился «Окей», будет выстроен еще один объект «Окей». Готовятся к открытию новые форматы – «Партнер-Маркет», который откроется в 2013 году в виде супера на углу улиц 50 лет Октября и Максима Горького. Из крупных игроков помимо «Ашана» на тюменский рынок продолжает вхождение группа «Леруа Мерлен», куда как раз и входит «Ашан». Они придут с объектом «Декатлон» – это спортивные товары. Строиться будут в Заречном микрорайоне, напротив «Зеленого берега», в планировочном районе, между двумя дорогами – Профсоюзной и Мельникайте. Туда же планируют зайти операторы, торгующие строительными и отделочными материалами из этой же группы.

Кроме того, в Тюмень постоянно приходят крупные операторы с недорогими, но качественными товарами. Таким образом мы пытаемся бороться с некачественным ширпотребом и подделками. Торговые предприятия работают в соответствии с требованиями закона, и даже проводя стимулирующие лотереи, уведомляют нас об этом. В этом отношении потребители с жалобами не обращались.

Кроме того, в 2013 году на углу 50 лет Октября и Одесской откроется «Магнит», который первоначально задумывался как логистический центр, но потом было принято решение об открытии гипермаркета. Для этого района это весьма значимое событие. Такая тенденция способствует улучшению условий проживания в жилых многоэтажных домах, поскольку объекты торговли будут оттуда постепенно уходить. Как обыватель могу сказать, что это скорее хорошо – с точки зрения спокойствия жильцов удобнее, когда на первом этаже жилого дома располагается офис или стоматология.

– Коль скоро мы встречаемся в преддверии Нового года, наверное, уместно будет резюмировать, как сложился потребительский год 2012 и чего мы ждем от будущего?

– В 2013 году хотелось бы радовать тюменцев свежей и качественной продукцией, выращенной на сельскохозяственных угодьях юга Тюменской области. Будем стремиться к тому, чтобы рынки перепрофилировались в сторону сельхозпродукции, чтобы она была экологичной. Мы ждем проект федерального закона об экологически чистой продукции, которая будет производиться в соответствии с высокими стандартами качества.

А 2012 год дал устойчивый рост товарооборота, прирост торговых площадей, увеличение количества рабочих мест, стабильный рост в сфере общественного питания, это касается и среднего чека, и количества посещений. Словом, конца света мы не ждем.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем