26 февраля в прямом эфире Первого канала были выбраны талисманы зимних Олимпийских игр, которые пройдут в Сочи в 2014 году. Олимпийскими символами стали Леопард (набравший 28% голосов телезрителей), Белый медведь (18%) и Зайка (16%). Несмотря на то, что процедура голосования проходила абсолютно открыто, и каждый житель России мог отдать голос за полюбившегося ему героя, троица победителей вызвала шквал критики.
Создателей новых олимпийских символов обвинили в плагиате: мол, среднеазиатский леопард, который внешне гораздо сильнее напоминает снежного барса, слишком уж похож на героев мультфильмов «Кунг-Фу панда» и «101 далматинец», а белый медведь – «творчески переосмысленная» версия бурого Мишки – легендарного талисмана «Олимпиады-80». Зайка же и вовсе – детский неумелый рисунок.
Недоумение и нескрываемое разочарование по поводу выбора символов зимней Олимпиады в Сочи высказали и эксперты в сфере рекламы и продвижения брендов: талисманы не отражают ни гордости за страну, ни масштабности Олимпиады, ни спортивного азарта, ни русского характера. При этом сам факт того, что в ходе всенародного голосования был выбран не один, а три символа Олимпиады, эксперты считают правильным решением: это позволит повысить продажи сувенирной продукции. К слову, на лицензионной сувенирной продукции с изображением талисманов игр, которая появится в продаже уже в этом году, оргкомитет зимней Олимпиады «Сочи-2014» рассчитывает заработать около 30-40 миллионов долларов. Необходимо отметить, что для Олимпийских игр в Ванкувере и Пекине также было выбрано несколько символов. Так, талисманами Олимпиады в Пекине стали «дети удачи»: каждое из имен героев, представлявших одно из пяти олимпийских колец, напоминало уменьшительно-ласкательное имя ребенка, а если соединить их, получится фраза: «Пекин приветствует вас».
В русском фольклоре три – символичное число, это нашло отражение почти во всех народных сказках, былинах, во многих пословицах и поговорках. Но синергетического эффекта от олимпийской троицы ждать не приходится: усмотреть единую концепцию невозможно при всем желании и на ум приходит лишь сравнение с Лебедем, Раком и Щукой из басни Крылова.
И все же маховик запущен. Компания «Ингосстрах» застраховала результат интеллектуальной деятельности создателей талисманов, разрабатываются макеты сувенирной продукции. Даже финансовый сектор не остался в стороне: Банк России заявил о намерении отчеканить в 2011 году монеты из драгоценных металлов с олимпийской символикой. Самым дорогим сувениром станет монета из килограмма золота номиналом 10 тысяч рублей с изображением переднеазиатского леопарда.
На фоне скандалов с талисманами зимних Олимпийских игр в Сочи выбор символов Паралимпийских игр прошел без лишней шумихи: ими стали Лучик и Снежинка. Мороз и солнце, символизирующие жаркие пляжи и покрытые снегами горнолыжные склоны самого известного российского курорта, детскую радость и задор. Ну что ж, на Паралимпийских играх в Ванкувере российская сборная, не избалованная вниманием госчиновников и прессы, показала блестящие результаты, настоящее мужество и волю к победе, а еще – любовь к спорту, без примеси политики и больших денег...