Всё больше мировых производителей останавливают поставки и производства в России. Об отказе работать заявили Jaguar Land Rover, Volkswagen, Mercedes-Benz и другие крупные концерны. Мы решили проехать по автосалонам и узнать, что сейчас происходит в точках продаж авто: есть ли запасы машин, как растут цены на машины.
Российские автомобили
В автосалоне LADA — не много покупателей, зато много машин. Интересовались (именно так) машинами только два человека — пожилой человек и мужчина средних лет. Первый обхаживал классическую «Ниву», а второй присматривался к X-Ray. Сумма на него — от 1,3 миллиона рублей.
Продавцы уверили, что в наличии есть автомобили — не только выставленные в салоне, но и на складе. Поставок им пока никто не прекращал.
— Можете посмотреть, купить почти любую марку. Много покупателей пока нет — народ к ценам привыкает, — пошутил продавец автосалона.
Самый дешевый ценник на автомобиль в этом салоне — 750 тысяч рублей. За него предлагают купить Granta в классической комплектации. В ней есть такие «плюшки» как ABS, EBD, подушки безопасности водителя и подголовники.
Иностранные автомобили
В автосалоне Nissan привычных ценников нет. Рядом на стойке — только комплектация автомобиля. В магазине представлены кроссоверы и внедорожники — легковые автомобили в Россию не приходят.
— Наши цены меняются каждые два часа. Поэтому и ценников нет, — объясняет продавец. — Например, модель X-trail стоит 4,5 миллиона рублей. Есть варианты и подешевле — Qashqai можно взять от 3,5 миллиона рублей. При сдаче своего автомобиля — еще дешевле. Заказать автомобиль — в теории можно, но когда он придет в Россию и за какую цену, — непонятно.
В автосалон люди приезжали только на обслуживание автомобиля. Покупателей, которые вот-вот должны были разорвать продавцов с криками о покупке автомобиля, не было.
Вторичный рынок
Сразу на двух авторынках, которые торгуют подержанными автомобилями, покупателей нет. Между автомобилями можно спокойно погулять — продавцов на улице тоже не видно. Поражают цены — Largus стоит чуть дороже миллиона (!) рублей. Причем это один из самых дешевых вариантов.
Если не брать премиальные марки, то внедорожник УАЗ «Патриот» в этом автосалоне на уровне Largus. Чуть дешевле — модели Volkswagen Polo — счастливому обладателю этой машины нужно отдать около 900 тысяч рублей.
Подорожают ли автомобили?
В целом обстановка в автосалонах спокойная, люди в дневное время не оккупируют салоны по продаже машин. А что в целом происходит с рынком?
Мы поговорили с редактором раздела «Авто» Артемом Красновым по поводу того, что сейчас может произойти на автомобильном рынке, встанут ли производства машин в России и есть ли смысл продавать автомобиль прямо сейчас:
— На рынке царит неопределенность. Самая первая проблема, даже по машинам, которые стоят на складах — нет понимания, по каким ценам их отдавать. Автомобили, даже российского производства, даже с высокой локализацией, всё равно зависят от курсов валют. У «Гранты» валютная составляющая порядка 20%. Поэтому, чтобы назначить цену, надо понимать, по какому курсу мы будем делать следующую закупку. Как мне кажется, такого понимания нет сейчас ни у дилеров, ни у заводов, ни у импортеров.
У нас и так был логистический кризис, связанный с нехваткой микропроцессоров и некоторых компонентов. Дефицит машин был и до украинских событий. Сейчас наслоилась новая проблема — санкции. Какая компания сейчас приостанавливает работу из-за санкционного давления, а у какой просто сбои в логистике — сказать сложно.
Рынок, по сути, встал на паузу. С небольшой определенностью можно сказать, что когда продажи машин возобновятся, цены будут совсем не те, что в феврале — они будут значительно выше. Предположу, что скачок марта будет самым большим за историю авторынка.
Из живых примеров — LADA. Бренд, изначально российский — с первого марта поднимает цены. «Веста» прибавит 170 тысяч рублей. Такого никогда не было — они повышали цены на 5–20 тысяч, по 3–4 раза в год. Сейчас — сразу 170. При этом у них были наценки в декабре и январе по 40 тысяч. Так, чтобы за один раз и такую сумму — я не помню такого. От иностранных брендов мы тем более такого ждем.
Будут ли машины производить в России?
Пока это сложно предсказать. Автомобили собираются из разных компонентов, которые могут привозиться со всего мира. Даже АВТОВАЗ для выпуска машин закупает компоненты у «Рено», а потом уже распределяют по заводам. Как именно идут эти логистические цепочки — мы не имеем никакого представления. Думаю, что на каких-то рубежах поставки будут тормозиться. У заводов может быть работа по факту — пришла фура, ее разгрузили и машину сделали.
В принципе, в прошлом году примерно заводы так и работали, там тоже были проблемы. Сейчас такая ситуация может усилиться. Могут быть перебои в производстве.
Что будет с рынком поддержанных авто? Сейчас в принципе ситуация ажиотажная. Ровно два года назад, когда начинался коронавирус, люди скупали всё подряд. Это не очень показательная ситуация в долгосрочной перспективе — в апреле уже может быть всё по-другому. Люди стараются потратить деньги, у них есть ощущение, что рубль обесценится. Я сам звонил по салонам — мне из наличия предложили Hyundai Solaris и Kia Rio за 1,5 миллиона рублей. Причем сказали, чтобы я бежал быстрее в салон, потому что могут остановить продажи.
Когда нет новых машин, люди кидаются на вторичку. Там цены уже поджаты повышенным спросом прошлого года, когда были перебои с производством. Особенно хороши на рынке почти новые машины — сейчас они очень ликвидны и цены на них значительно выросли.
Ранее мы рассказывали, стоит ли опасаться большого повышения цена на продукты. Ответы продуктовых сетей мы собрали в одном материале.