«Если очень долго сидеть у реки, увидишь проплывающие трупы врагов», — таков девиз Chevrolet Cobalt — автомобиля, который я тестировал ровно восемь лет назад. С тех пор он уходил, возвращался, уходил снова и возвращался опять. И дождался момента, когда «поплыли трупы врагов», например, близкого по концепции Nissan Almera. Правда, появлялись и враги новые, куда более грозные, — с Lada Vesta во главе. В этом году Chevrolet Cobalt исполняется десять лет, и возникает вопрос: как такой «старовер» смотрится на фоне более современной оппозиции?
Краткая предыстория: Chevrolet Cobalt второго поколения был разработан General Motors для бразильского рынка и дебютировал в 2011 году, а через два года добрался до нас в адаптированном виде, причем сразу узбекской сборки. В 2015 году General Motors минимизировал свое присутствие в России, а его партнер GM-Uzbekistan попытался самостоятельно продвинуть несколько моделей, включая Cobalt, под маркой Ravon. Успеха не было, и дело не в самих моделях — поставки Ravon буксовали так долго, что оценить их маркетинговый потенциал теперь уже невозможно. В 2020 году предприятие начало с чистого листа: узбекская сторона выкупила у GM долю, договорилась об использовании бренда Chevrolet, наладила досборку машин в Казахстане и поставила во главе предприятия бывшего (и крайне успешного) гендиректора «АВТОВАЗА» шведа Бу Андерссона.
В 2013 году Chevtolet Cobalt позиционировался как бюджетный седан, а в качестве козырей имел повышенную вместимость на уровне рекордсмена среди лоукостеров Nissan Almera. Сегодня само понятие «бюджетный седан» потеряло смысл — цены приблизились к миллиону рублей, — но в любом случае Cobalt конкурирует с наиболее доступными моделями: по цене он ближе к Lada Vesta, чем к более дорогим Hyundai Solaris или Škoda Rapid.
Как и раньше, его главная проблема — неумение себя преподнести. Ни дизайн, ни качество отделочных материалов не рождают в душе волшебных чувств, а эргономика явно отстает от стандартов класса: руль не регулируется по вылету, посадка в кресле высокая, крыша — низкая, передние стойки — широкие. Вызывают вопросы и маркая отделочная ткань, и скромное оформление багажника.
И тут уже один шаг, чтобы поставить дизлайк не глядя, но не спешите. Распробовать Cobalt проще всего в движении, причем интенсивном, причем по плохим дорогам. Как и в прошлый раз, мне понравилось сочетание 1,5-литрового двигателя (106 л. с.) с 6-ступенчатым «автоматом», который, как настырный тренер, выдавливает из двигателя всё до последней «лошади». Иногда коробка работает резковато, зато темп разгона по меркам класса хорош во всех диапазонах, включая обгонные 80–120 км/ч. К тому же, это не робот и не вариатор, а более привычная гидромеханическая коробка.
А еще у Cobalt отличная подвеска, напоминающая таковую у Renault Logan, разве что более внимательную к мелочам. На разбитом асфальте и грунте он вынослив, как мул, и даже на откровенные провокации вроде замурованной в асфальт трубы (сельский лежачий полицейский) реагирует сдержанно, без стонов и жалоб.
При длине без малого 4,5 метра в 2013 году он был откровенным переростком В-сегмента, да и сейчас крупнее большинства конкурентов, кроме Škoda Rapid. Он сравнительно просторен на втором ряду, а по объему багажника (545 литров) является рекордсменом класса, опережая даже упомянутый лифтбэк Škoda Rapid, традиционно лидирующий в этой категории. Другое дело, что оформление грузового отсека у Rapid лучше и функциональней, но и разница в цене существенная.
Стоимость Chevrolet Cobalt стартует от 830 тысяч рублей за версию без кондиционера, которая вряд ли будет пользоваться спросом. Более реальной является вторая комплектация — за 897 тысяч рублей, в которой есть кондиционер, аудиосистема, подогрев сидений, две подушки безопасности, АБС, противотуманные фары. При этом Cobalt лишен ряда опций, которые в наше время привычны для В-сегмента, например, у него нет системы стабилизации, парктроника, мультимедийной системы и круиз-контроля. Версия с «автоматом» обойдется в 941 тысячу рублей, а топовая комплектация за 956 тысяч отличается в основном мелочами (задние электростеклоподъемники, литые диски и чуть иная отделка салона).
В 2013 году Cobalt с кондиционером стоил менее 500 тысяч, и от нынешних цен, конечно, темнеет в глазах. Но подорожали и все конкуренты: например, в том же 2013 году Solaris можно было купить за 485 тысяч рублей, а сейчас он вдвое дороже (машина сменила поколение). Благодаря этому Cobalt сместился вниз по ценовой лестнице, например, версия с «автоматом» на 4 тысячи рублей дешевле, чем близко оснащенная Lada Vesta (у нее, правда, сразу есть ESP и парктроник, но нет противотуманок). Renault Logan с «автоматом» в близкой по смыслу комплектации Life обойдется на 30 тысяч дешевле, а ушедшие на повышение Hyundai Solaris, KIA Rio, Škoda Rapid и Volkswagen Polo дороже Cobalt на 100 тысяч и больше.
Впрочем, Rio, Solaris и Polo он вряд ли конкурент — после смены поколений все они избавились от следов бюджетности и оккупируют сегодня ту же нишу, что восемь лет назад занимали автомобили гольф-класса. Поэтому соперники Cobalt — это всё же Logan и Vesta. На их фоне он старше и грубее, но есть в этом и плюс: если выбирать седан именно для суровых условий, выносливый и шустрый Cobalt может стать альтернативой.
Купить новый автомобиль сегодня непросто: почти все дилеры предлагают машины с большими наценками. Это связано с дефицитом новых машин, который возник из-за нехватки автокомпонентов. Опасайтесь и слишком заманчивых предложений: нередко это лишь приманка, которой «серые дилеры» заманивают к себе клиентов.