Хроники дорожных происшествий пестрят фотографиями аварий с машинами «Яндекс.Такси»: 19 декабря машина с логотипом компании попала в аварию на Ялуторовском тракте, 12 декабря наглый водитель на авто с такой же наклейкой хамски нарезал круги по «зебре», 1 декабря таксист повез тюменку через гаражи и грозился «закопать».
Очевидцы и участники ДТП делают такой вывод, замечая маркированные автомобили, но не учитывают, что водитель такой машины может не только выполнять заказ, но и ездить на машине по своим делам. Какие ещё заблуждения поселились в головах пользователей и что о них думают представители компании — говорим о наболевшем со специалистами пресс-службы «Яндекс.Такси».
О работе такси
— Таксопарк, агрегатор — что всё это значит? И что из этого «Яндекс.Такси»?
— «Яндекс.Такси» — это и есть агрегатор или информационный сервис, он связывает пассажира и партнёра (таксопарк или ИП). Сервис работает с таксопарками по договору, где прописывает все условия работы. Этот документ и обеспечивает доступ к приложению.
— Кто отвечает за работу таксиста: таксопарк или «Яндекс.Такси»?
— Ответственность за работу водителя несет его работодатель — таксопарк. Со стороны «Яндекс.Такси» для водителей и пассажиров во всех городах действует программа страхования жизни. Все пассажиры и водители застрахованы на время поездки, заказанной через сервис. Каждый — на два миллиона рублей.
— Какие требования предъявляются к автомобилю таксиста? Обязательно клеить логотипы «Яндекс.Такси»?
— Каждая машина проходит обязательную дистанционную проверку внешней исправности и чистоты машины. Брендировать автомобили необязательно.
— Есть ли ограничения по стажу и состоянию здоровья водителей?
— У компании нет собственных водителей — все они устраиваются в таксопарки, где проходят собеседования. Опыт работы водителя должен быть не менее трёх лет.
— Водитель продолжает работу в «Яндекс.Такси» после аварии?
— После аварии во время заказа водитель блокируется в сервисе до установления обстоятельств ДТП. Если авария серьёзная и вина водителя установлена, то блокировка не снимается.
— Сколько часов в день имеет право работать таксист? Работодатель узнает, если водитель чересчур долго находится за рулём?
— За режим работы водителя отвечает его работодатель — таксопарк. Алгоритмы «Яндекс.Такси» отключают водителей, подключенных к сервису, от заказов «Яндекс.Такси», когда они слишком долго на линии.
Спорные ситуации
— Я вызвал такси, но у меня сел телефон. Кто отменит заказ и сколько меня будет ждать водитель?
— Водитель будет ждать пассажира 10 минут и, если не сможет связаться с ним, отменит заказ. Когда у пользователя появится возможность, то нужно связаться со службой поддержки, чтобы отменить списание денег с карты за несостоявшуюся поездку.
— В приложении показана одна марка и номер машины, а приезжает другая. Это сбой или мошенничество?
— В этом случае нужно сразу же обратиться в службу поддержки — она работает круглосуточно и без выходных.
— Что делать, если водитель приезжает позже указанного времени?
— В приложении указано ориентировочное время подачи машины, оно меняется в зависимости от дорожной ситуации.
— Когда таксист имеет право высадить пассажира?
В правилах сервиса таких условий нет. Именно таксопарки и индивидуальные предприниматели, которые занимаются наймом водителей, перевозят пассажиров. Согласно федеральным законам, перевозчик вправе отказать пассажиру, если маршрут и поведение пассажира создают угрозу жизни. Запрещено перевозить опасные вещества и оружие, багаж, если его габариты препятствуют закрытию багажника машины. Существуют правила перевозки животных в салоне автомобиля, которые должны соблюдаться.
— Что делать, если в такси остались мои вещи?
— В приложении сохраняется история поездок водителей. В ней указаны все маршруты, время заказов, номер машины и данные водителя. В течение суток ему можно позвонить прямо из приложения. Также можно обратиться в службу поддержки.
Ценообразование
— Как складывается стоимость поездки? Почему в снег и мороз уехать на такси дороже, чем в обычный день? Пример: в тридцатиградусные морозы, которые ударили по Тюмени на этой неделе, стоимость поездки на такси подскочила в 2–3 раза.
— Стоимость поездки рассчитывает алгоритм, и на это влияют многие факторы. Основные — это количество свободных машин вокруг и пробки по маршруту, который указал пассажир. В плохую погоду спрос вырастает в несколько раз и значительно превышает количество машин на линии. Тогда алгоритм самостоятельно повышает коэффициент, чтобы те, кому нужно уехать максимально срочно, смогли это сделать.
В такие моменты таксопарки стремятся выпустить как можно больше водителей на линию, чтобы повышающий коэффициент как можно скорее исчез.
— Когда появляется высокий спрос на такси? И как этого избежать?
— Спрос появляется, когда жители добираются на работу и домой на такси. В предпраздничные дни пользователи оставляют машины. Для многих вечер пятницы — это тоже праздник.
Спрос на такси самый высокий:
утром и вечером по будням в часы пик;
в предпраздничные и праздничные дни;
в плохую погоду;
по пятницам с 22:00 до 03:00.
Есть лайфхак: час пик можно обмануть, если сделать заказ за 10–20 минут до наступления «горячих часов».
О контроле качества
— Отслеживает ли «Яндекс» количество аварий и причины, по которым в ДТП попали их водители?
— Так как у сервиса нет собственных водителей, «Яндекс» не отслеживает эти данные. За работу каждого водителя отвечает таксопарк. Сервис не ведет статистику ДТП, но следит за сообщениями в СМИ и соцсетях об авариях с участием такси. С водителями связываются, чтобы узнать, был ли он на заказе. Если да — связываются с клиентами, которые в это время находились в машине.
На фото может быть виден госномер машины, в этом случае компания проверяет, зарегистрирована ли она в сервисе и была ли на заказе. Машину могут найти по бортовому номеру и цвету.
— Что делать, если таксист курит за рулём, грубит и неверно рассчитывает стоимость поездки?
— Стоимость рассчитывается автоматически, если по ней возникли вопросы, то нужно обратиться в службу поддержки сервиса. В остальных случаях следует оставить свой комментарий в приложении и оценить поездку. Все оценки влияют на рейтинг водителя.
— Куда звонить, если во время поездки водитель ведет себя неадекватно?
— В приложении во время поездки нужно зайти в историю поездок, выбрать текущую поездку, затем пункт «Попал в экстренную ситуацию». Там же указан номер для связи: +7 499 705-88-88.
— Как ещё контролировать безопасность пассажиров «Яндекс.Такси»?
— Сервис занимается тестированием мониторинга скоростного режима водителей по GPS-треку. Перед первым выходом на линию каждый водитель проходит дистанционный фотоконтроль машины и удостоверения, где проверяется соответствие данных из профиля в приложении с реальностью.
Мнение автоюриста
Как юридически регулируются отношения между водителем, пассажиром и «Яндекс.Такси», рассказал автоюрист, руководитель общества защиты прав автомобилистов «АвтоСоюз.72» Александр Воронов.
— Информационный сервис — это агрегатор. Верховный суд в прошлом и этом году неоднократно указывал, что ничего от этого не меняется. Потому что водители управляют транспортным средством не по своей воле, а выполняют задания агрегаторов. То есть, грубо говоря, они являются работодателями. А в силу нашего действующего законодательства ответственность несет работодатель.
По словам юриста, есть неоднократные постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. Они давно разъяснили, что агрегатор несет ответственность наравне с причинителем вреда. Так как водитель действует не по своей воле, а выполняет задание, то ответственность несет именно агрегатор.
— Что касается таксопарков из других городов, которые работают в Тюмени, — если филиала нет в нашем городе, всё общение с ними ведется посредством почтовой связи. То есть обращаемся в любой город, в головной филиал, и всю переписку ведем с ними. Единственный минус — судебные заседания будут проходить там. Но если мы докажем, что нарушены права потребителя, можно будет судиться по месту жительства, закон это подразумевает. У меня есть клиенты, где виновато «Яндекс.Такси», но клиенты не просили с сервиса какого-то взыскания. Страховщики производят выплату, и этого достаточно. ОСАГО покрывает все расходы на ремонт машины.
Яна Шулика