Инцидент на видео интересен тем, что виновник в нем не очевиден. С одной стороны, чаще виноват тот, кто наезжает сзади, с другой… В общем, смотрите видео.
Как видите, конфликт начался с того, что водитель минивэна Hyundai Matrix попытался перестроиться в правый ряд, где в этот момент ехал Nissan Primera. В этом эпизоде правота была на стороне водителя «Примеры», который имел приоритет и не обязан был уступать дорогу автомобилю, который менял рядность (п. 8.4. ПДД).
Но дальнейшие события противоречивы. Водитель «Примеры» стал учить оппонента, оттормозив его до полной остановки, а затем, улучив момент, перестроился с резким торможением, в результате чего Matrix протаранил «учителя».
Кто впереди – тот и прав: это мы усвоили как аксиому. Ее любят учителя всех сортов, поскольку в случае ДТП этот принцип делает виновным того, кто сзади. К слову, само по себе экстренное торможение запрещено правилами (п. 10.5 ПДД), но водитель автомобиля впереди всегда может сослаться на стремление избежать некого ДТП, условно, наезда на птицу. А вот на втором водителе лежит безусловная ответственность выдерживать дистанцию, которая исключает ДТП (п. 9.10).
Однако ситуация меняется, когда первый водитель внезапно перестраивается, совмещая это с торможением. Сценарий распространен не только в конфликте «учителей» и их жертв, но и в обычной жизни. Скажем, перестраиваясь в плотном потоке, нередко приходится сразу тормозить, «подставляя» таким образом тех, кто позади.
Избавляет ли это задних от ответственности при наезде? Комментирует автоэксперт Юрий Панченко:
– При перестроении есть требование уступить дорогу тем, кто движется без смены рядности, а оно означает, что участник движения не должен осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих преимущество, изменить направление или скорость. Таким образом, при перестроении дистанция до позади идущего автомобиля должна быть безопасной, и если водитель вынужден был тормозить, следовательно, автор перестроения нарушил п. 8.1. в той части, которая требует, чтобы маневр не создавал опасности для движения и помех другим участникам движения.
Юрий Панченко также поясняет, что решение о том, была ли дистанция в момент перестроения безопасной, делается на основе заключения автотехнической экспертизы.
– Просто для понимания приведем следующий упрощенный расчет: пусть первый едет со скоростью 40 км/ч, второй 50 км/ч. Стоп-сигналы зажглись практически одновременно, поэтому время реакции в данном случае учитывать не будем. Тормозной путь меняется пропорционально квадрату скорости, поэтому если первый проедет до остановки около 10 метров, то второй – более 15. Значит, если дистанция между машинами до начала торможения не превышала пять метров, наезд неизбежен, что мы и наблюдаем на видео. Следовательно, в данном столкновении вина лежит на первом водителе.
Впрочем, если первый водитель все же оставил достаточно места, в обязанности второго входит торможение вплоть до полной остановки (п. 10.1). Другими словами, ответственность с того, кто сзади, снимается в случае технической невозможности избежать столкновения.
Разбор таких ДТП усложняется без записи видеорегистратора, потому что доказать факт перестроения, как правило, проблематично. Вот и в данном случае водитель Nissan впоследствии утверждал, что ехал прямо без перестроений. И чтобы признать справедливой версию его оппонента, владельцы Hyundai Matrix, сотрудники ГИБДД потребовали видеозапись. К счастью, автор видео сумел передать видео водителю Hyundai, поэтому, надеемся, решение по этому делу будет справедливым.
Редакция благодарит автора видео, пользователя с ником Меридиан, за неравнодушное отношение к ситуации.
Кто является главным провокатором ДТП?
Артём Краснов
Фото: пользователь Меридиан
Фото: Видео: читатель Меридиан