Все случилось по классическому сценарию: остановился на светофоре, и тут хрясь… Изнутри автомобиля удар всегда кажется преувеличенным, но отделался я сравнительно легко: «вражеский» авто разнес задний бампер моей машины, но промахнулся мимо крыла, фонаря и крышки багажника.
«Ну что, – говорю. – Вызывай гаишников». Второй водитель, Павел, говорит: «Не, не, не, тут такое дело, давай без гаишников. У меня ОСАГО нет».
По чесноку, в силу незначительности ДТП я тоже не горел желанием ждать наших доблестных часа четыре, тем более был час пик и мороз (случилось 10 февраля). В общем, сговорились на ремонт.
Виновник аварии в целом повел себя порядочно, не терялся, организовал ремонт в автосервисе. В цвет, понятно, не попали, но подустав от этой темы, я решил отнестись по-европейски – в Старом Свете ведь бамперы считают расходниками.
После аварии я звонил официальному дилеру: за бампер с окраской попросили 23 тысячи рублей (но в цвет бы, скорее всего, попали). Виновнику все обошлось примерно в два раза дешевле – где-то в 12 тысяч рублей, но к этому нужно добавить затраты времени на поиски деталей и прочие организационные моменты.
Вот и думаешь: так все-таки нужно ОСАГО с заглавной буквой О (обязательное) или нет? Например, моему вынужденному знакомому годовая страховка обошлась бы в 8 тысяч рублей (а с КБМ – до 4 тысяч). И деньги со страховой получал бы уже я без его участия, а если бы мы оформили Европротокол, то не стали бы ждать ГИБДД. Определенно, он наскреб себе головной боли, а за ремонт своего аппарата даже не брался, да там и последствия посерьезнее.
«Прикинь, первый раз вообще ДТП по моей вине», – объяснял он, пока мы решали, что делать. Все бывает в первый раз, и страховка рассчитана на случаи, которые никто и никогда не предвидит, потому что если бы предвидел – не допускал бы.
Можно, конечно, спорить, что лет за десять он отдал бы страховым, скажем, 30-40 тысяч (тарифы выросли недавно), но давайте смотреть правде в глаза: если делать машину по уму, то сумма была бы свыше 25 тысяч (с учетом мелочевки, вроде брызговика). И это, наверное, самые легкий вариант ДТП, ведь пару сантиметров левее – пострадал бы задний фонарь и металл кузова, и сумма ремонта выросла бы в геометрической прогрессии. Плюс у меня все-таки не премиальная марка: напомню, парадоксальные счета за мелкие ДТП – отнюдь не редкость.
Даже с учетом всех изъянов ОСАГО, коэффициента износа и возможного занижения выплат те 50-60% от полной суммы – это серьезная помощь в критической ситуации. Тем более на ремонт в конторе среднего уровня обычно хватает даже «изношенного» ОСАГО.
Некоторые надеются, что в случае чего у пострадавшего будет страховка каско, но для безосажных водителей есть плохие новости. Если вторая сторона воспользуется своим каско, впоследствии страховая ссудит у виновника всю сумму по суброгации, и не исключено, сумма эта будет завышена. Аналогично, если бы у меня была допстраховка на случай отсутствия у виновника ОСАГО, страховая бы компенсировала убытки по регрессу.
В общем, с моей позиции ОСАГО нужно сохранять в той или иной форме. В конце концов, никому из нас автомобиль не обходится бесплатно, и в общем балансе годовых расходов на него ОСАГО – далеко не самая большая трата. И не самая бесполезная (в списке бесполезных лидирует мойка).
Впрочем, ОСАГО не должно стоить космических денег, и, кроме того, я весьма подозрительно отношусь к инициативе замены денежных выплат направлением на ремонт (так называемое «натуральное ОСАГО»).
Так, меня беспокоит, каковы будут критерии качественности ремонта. Ведь, например, один спокойно относится к мелким изъянам, а другой хочет, чтобы было идеально. Скажем, непопадание в цвет – это существенный дефект или простительный? Где граница между обоснованными требованиями клиента и откровенными придирками? И сколько может длиться ремонт, если машину делают не на специализированном сервисе, а значит, будут проблемы с поставкой запчастей?
Напомню, что «натурализация ОСАГО», скорее всего, ждет нас с начала 2018 года, а для отдельных регионов, включая Челябинскую область, – уже в ближайшее время.
Фото: Фото автора