Вопрос экономичного расхода топлива волнует каждого владельца автомобиля, ведь сегодня содержание и эксплуатация авто обходится недешево. Многие любят сравнивать расход топлива после заправки на разных АЗС, используя некорректный принцип: берут за ориентир показания бортового компьютера на определенном маршруте – заправились на АЗС и поехали из пункта А в пункт Б – получили одну цифру. В следующий раз заправились на другой АЗС, проехали из пункта А в пункт Б – получили другую цифру. И после таких экспериментов делают выводы: где расход топлива больше – там топливо хуже. Это в корне неверно. Получить настоящие сведения о качестве топлива можно при абсолютной лабораторной чистоте эксперимента. Расход одного и того же топлива может быть неодинаковым, даже преодолевая одинаковую дистанцию, при этом автолюбителю может казаться, что условия – равные.
Игорь Князев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили, конструкционные материалы и технологии» ФГБОУ ВПО СибАДИ отмечает: «Независимо от условий по законам физики существует баланс сил при движении автомобиля. Сила тяги, подведенная к ведущим колесам, расходуется на преодоление сил, препятствующих движению автомобиля, таких, как сила сопротивления качению колес, сила сопротивления подъему – если есть уклон, сила сопротивления воздуха, а при разгоне к ним добавляется еще и сила сопротивления инерции. На преодоление каждой из этих сил расходуется энергия сгоревшего топлива».
Существует перечень факторов, которые в сумме могут значительно изменить экономичность расхода топлива. Основные из них:
1. Скорость. На расход топлива чаще влияет не его качество, а качество езды. А точнее – ее скорость. Здесь как никогда подходит поговорка «Тише едешь – дальше будешь».
2. Рельеф. Субъективно это может быть незаметно, но техника тонко чувствует перепад высот. Нам кажется, что мы едем по ровной дороге, а она может представлять собой постоянный очень плавный подъем или спуск, соответственно расход топлива будет в первом случае повышенным, а во втором – пониженным.
3. Погодные условия.
Ветер – является значительным фактором, влияющим на расход топлива. Так, встречный ветер 5 м/с «увеличивает» скорость автомобиля на 18 км/ч, что при движении за городом приводит к росту расхода топлива на 5-10 % .
Осадки. Если на одном из участков пути пошел снег, то соответственно сила сопротивления качению шин увеличилась – это повлияет на расход топлива.
Температура. Снижение температуры окружающей среды приводит к увеличению времени прогрева двигателя, это также ведет к увеличению расхода топлива. Особенно это проявляется при коротких (2-5 км) поездках. Также с понижением температуры воздуха вязкость масла в агрегатах трансмиссии повышается, КПД трансмиссии падает и, следовательно, растет расход топлива.
4. Загрузка автомобиля. Чем тяжелее автомобиль, тем выше расход топлива и наоборот. При движении в городских условиях каждый дополнительный пассажир увеличивает массу автомобиля и соответственно расход топлива на 3-5 %. При равномерном движении за городом влияние массы автомобиля и пассажиров на расход топлива снижается.
5. Манера вождения. Конечно, можно придерживаться одного стиля, но даже незначительное изменение в настроении водителя отражается на стиле его управления авто. Незаметно для себя можно действовать резче или спокойнее, увереннее или наоборот, а, как известно, чем интенсивнее разгоны и торможения, чем активнее прохождение поворотов, тем выше расход.
6. Трафик. Картина на дороге переменчива, и количество обгонов, вынужденного снижения скорости из-за тихоходов и других моментов разнится. Каждый обгон, например, приводит к резкому увеличению расхода, и если ситуация вынуждает постоянно обгонять, то расход вырастет до нескольких литров на сотню по сравнению с движением по пустынной дороге.
7. Потребители энергии. Самый мощный пожиратель топлива – кондиционер. Но не только он. Фары, автомагнитола, вентилятор, дворники – все, что потребляет электроэнергию в автомобиле, влияет на расход топлива. Гидроэлектроусилитель руля – чем активнее руление (обгоны, объезд ям и прочее), тем выше расход. Причем гидроусилитель потребляет больше энергии, чем электроусилитель.
8. Скоростной режим. При повышении скорости движения сила сопротивления воздуха растет в квадрате. Это приводит к значительному росту расхода топлива при движении за городом. Например, автомобиль, расход топлива которого при скорости 80 км/ч составляет 6 л/100 км, при движении со скоростью 120 км/час будет расходовать около 9 л/100 км. Как правило, минимального расхода топлива автомобиль достигает при движении на высшей передаче с минимально возможной скоростью.
9. Углы установки колес. Наезд на какое-нибудь препятствие или попадание в яму может изменить углы установки колес, что обязательно отразится на расходе топлива.
10. Открытые окна автомобиля. Существенно увеличивают сопротивление, а следовательно и расход топлива.
Игорь Хамов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» ФГБОУ ВПО СибАДИ говорит следующее: «К сожалению, коэффициент полезного действия (КПД) даже самых современных двигателей внутреннего сгорания не превышает 50%. То есть 50-85% энергии, полученной при сгорании топлива, теряется в двигателе и трансмиссии. Причем, чем меньше загружен двигатель, тем больше потери. Это является одной из главных причин увеличения расхода топлива при движении в городских условиях. Оставшиеся 15-50% энергии сгоревшего топлива в городских условиях тратятся примерно поровну на перемещение автомобиля и питание прочих потребителей (кондиционер, электрооборудование, гидроусилитель руля). На загородной дороге энергия затрачивается в основном на перемещение автомобиля. Причем чем больше скорость движения, тем большая доля энергии тратится на перемещение».
Экономия топлива: инструкция
Чтобы сделать расход топлива экономичным, достаточно принять во внимание предыдущие пункты, и получится следующее:
Соблюдать умеренный скоростной режим, избегать нецелесообразных обгонов, сбрасывать скорость загодя и постепенно.
Аккуратнее на дороге: объезжать ямы, дорожные препоны.
Реже пользоваться кондиционером и другими автомобильными гаджетами.
Стараться не открывать окна без острой необходимости.
Контролировать интенсивность разгонов и торможения.
Продумывать перевозку багажа, вовремя выгружать его, чтобы не нарезать километраж с повышенной загрузкой. Облегченная машина умерит свой аппетит.
Ориентироваться на погоду, по возможности откладывать поездку до лучшего момента.
Своевременно заменять масляные и воздушные фильтры.
Применять моторные масла согласно характеристикам двигателя и погодным условиям.
Следить за чистотой авто.
Использовать GPS-навигатор, он экономит время, силы и горючее.
Можно забирать себе на страницу и пользоваться. Ведь экономия топлива всегда приводит к экономии личного бюджета, продлевает срок службы автомобиля, и, кстати, минимизирует вредные выбросы в атмосферу.