Получил травмы. Эта фраза из сводок ДТП явно недооценена, поскольку может означать все что угодно. Для органов, ведущих статистику, считается, что день прошел спокойно, если никто не погиб. Между тем в Тюменской области до 20% тяжелых травм заканчиваются смертью. Да и выжившим не всегда удается вернуться к прежнему качеству жизни. О том, почему в любой непонятной ситуации нужно снижать скорость, и чем может обернуться неаккуратный маневр, корреспонденту 72.ru рассказали врачи второй областной клинической больницы.
Травма головы
Над этим словосочетанием даже шутят, если речь идет о виновнике аварии. Мол, она у него с детства. Вопрос о том, корректно ли желать зла тем, кто и так наказан, требует отдельного обсуждения. Но в том, что человеку, получившему черепно-мозговую травму, придется вытерпеть сполна, сомневаться не приходится.
Черепно-мозговая травма – наиболее частая в автомобильных авариях. Если водитель не пристегивается ремнем безопасности, то при прямом столкновении он может удариться головой о лобовое стекло или руль, а во время бокового – о боковую стойку или дверь. В результате – разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, кровотечение. Наиболее опасна для жизни открытая черепно-мозговая травма, когда нарушена целостность костей черепа, а обломки этих костей повредили головной мозг. Такая травма может повлечь за собой тяжкие последствия: есть вероятность, что человек останется инвалидом. Закрытая травма несколько менее опасна, но и к ушибу, сотрясению головного мозга нельзя относиться легкомысленно. У человека, перенесшего сотрясение мозга, может развиться посттравматический невроз или другие, более серьезные осложнения.
С современными возможностями медицины врачам удается сохранить жизнь более 80% пациентам с тяжелой черепно-мозговой травмой. При этом медики отмечают, что такие случаи трудно поддаются лечению, период выздоровления и реабилитации может быть длительным – от нескольких месяцев до нескольких лет. «Черепно-мозговые травмы могут давать о себе знать на протяжении всей жизни пациента в виде быстрой утомляемости, частой головной боли, головокружения и других симптомов», – предупреждает заведующий нейрохирургическим отделением взрослого стационара ОКБ №2 Дмитрий Воробьев.
Обезопасить себя от получения тяжелой черепно-мозговой травмы просто: достаточно не пренебрегать ремнем безопасности даже при передвижении на короткие расстояния.
Перелом позвоночника
Не менее тяжелое повреждение при ДТП – это травма позвоночника. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Он происходит из-за резкого кивка головы, когда во время удара по инерции тело водителя подается вперед, а потом за доли секунды откидывается назад. Уберечься от такой травмы может правильно отрегулированный подголовник. По словам Дмитрия Воробьева, примерно в половине случаев пострадавшим в ДТП везет, и они получают изолированные повреждения позвоночника, когда спинной мозг остается целым. В обратных случаях пациентам, как правило, на полное восстановление рассчитывать не приходится: переломы позвоночника с повреждением спинного мозга могут привести к тяжёлой пожизненной инвалидности.
Травма живота
Травмы при дорожно-транспортных происшествиях разнообразны и связаны не только с повреждениями черепа, спинного и головного мозга, но и с многочисленными переломами, вывихами, порезами и разрывами внутренних органов. И как ни печально, к летальному исходу может привести даже ушиб живота, когда видимых повреждений нет. «Тупая травма живота может иметь достаточно серьезные последствия, если повреждения внутренних органов спровоцировали обильное внутреннее кровотечение. Спасти пациента в таких случаях может только экстренная операция», – рассказал врач-травматолог ОКБ №2 Сергей Марченко. Еще одна характерная и опасная травма для водителя – перелом ребер и грудины вследствие удара о рулевое колесо.
Перелом, отрыв конечности
При дорожных авариях наиболее часто встречаются ушибы и переломы костей рук и ног. Современные методики лечения переломов позволяют врачам существенно улучшить качество жизни пациента и достаточно быстро вернуть его к привычному образу жизни. К примеру, после операции металлоостеосинтеза пострадавший уже через пару дней может самостоятельно передвигаться на сломанной конечности.
Но о полном излечении можно будет говорить только после того, как кости срастутся, а это зависит от характера перелома и индивидуальных особенностей организма к восстановлению. Реабилитацию также никто не отменял – нужно будет заново приучать обленившиеся за время лечения мышцы к нагрузкам.
Изредка в результате ДТП у пострадавшего происходит травматический отрыв конечности. «Это повреждение несет в себе большую угрозу для жизни пострадавшего, прежде всего, из-за острой кровопотери. В такой ситуации главная задача – спасти жизнь человеку. Выполнить реимплантацию, попросту говоря – пришить руку или ногу обратно, достаточно проблематично, поскольку данное повреждение сопровождается серьезными изменениями мягких тканей», – пояснил Сергей Марченко.
Отметим, что в большинстве случаев пострадавшие в ДТП получают политравмы, то есть когда имеет место быть комбинация повреждений, которые затронули сразу несколько анатомических областей. В таких случаях сроки восстановления пациента значительно увеличиваются. Врачи также отмечают, что тяжесть травм, полученных тюменцами в ДТП, с годами растет. Современные автомобили с ремнями и подушками безопасности имеют положительный эффект, но не такой, чтобы сгладить эффект от увеличения скоростей. А в том, что, чем выше скорость, тем тяжелее травмы, медики знают не понаслышке.