Когда-то горный участок трассы М-5, соединяющий азиатскую часть России с европейской, был сущим адом. Им пугали молодых водителей. Его называли дорогой смерти. В один год из-за ремонта моста смертельные ДТП с фурами происходили здесь практически ежедневно в течение недели. Река возле моста через Малую Сатку напоминала поле Курской битвы. Разметка на М-5 противоречила знакам, зоны запрета обгона тянулись на километры, фуры чадили на скоростях, едва различимых на спидометре. Но в последние годы я езжу по федеральной трассе «Урал» почти с удовольствием, и причина тому – всего-то «поумневшие» знаки и разметка.
Оказывается, для водительского счастья нужно не так много. В идеале, конечно, протянуть бы магистраль с разрешенной скоростью 110 км/час через всю страну, но давайте оставаться реалистами. Даже узкая горная дорога при наличии вменяемых знаков и разметки становится на порядок менее утомительной и рискованной.
Контраст особенно заметен при въезде с Урала в соседнюю Башкирию, где горы сменяются равниной, дорога становится почти прямой, а зоны действия знаков 3.20 «Обгон запрещен» – загадочными.
В общем-то, что сделали на горном участке трассы М-5? Во-первых, добились хорошего соответствия знаков и разметки, когда участки сплошной и прерывистой линии совпадают с расстановкой знаков 3.20 «Обгон запрещен» и 3.31 «Отмена всех ограничений». Во-вторых, продублировали знаки 3.20 с обеих сторон трассы. А в-третьих, расстановка знаков, включая ограничения скорости (кроме «забытых» ремонтниками), такова, что твоя личная оценка ситуации совпадает с официальной. То есть там, где обгон запрещен, тебя и не тянет обгонять ввиду слепого подъема или крутого поворота.
Последнее особенно важно. Ну что за мука держать в памяти знак «Обгон запрещен» на протяжении многих километров, когда дорога прямая и почти пустая. Ты едешь и гадаешь, является ли это примыкание грунтовки перекрестком или его накатали стихийно, и ждать ли тебе знака отмены всех ограничений или терпеть до первого обозначенного перекрестка? Нет, один раз можно потерпеть, но если подобные ситуации происходят десятками, в какой-то момент ты перестаешь соображать, действует ли еще знак или нет.
На горном участке М-5 стало заметно проще. Видишь разметку, видишь опасный участок – спокойно едешь за фурой. Зоны запрета обгона теперь обоснованы, а потому не слишком длинны, и смысла лезть на рожон под знак нет ровным счетом никакого. А потому, несмотря на изнурительную в целом конфигурацию этой дороги, ехать по ней стало в разы проще, чем лет семь назад.
Приведение в порядок знаков и разметки – процесс пусть и не бесплатный, но на фоне глобальных строек копеечный. Экономический эффект от спасенных жизней и грузов, подозреваю, в разы превосходит инвестиции.
А еще поражает другое – магия поумневших знаков передалась водителям. Ездят теперь культурнее. У меня до сих пор стоит перед глазами картинка семилетней давности, когда «Ленд-Крузер» несется по встречной полосе в зоне запрета обгона, а при появлении машин обходит их по встречной обочине. Пример, быть может, экстремальный, но в былые годы подобных «молний маккуинов» на М-5 хватало, причем зачастую ими становились адекватные водители, озверевшие от беспросветного тошнения за медленными фурами.
Если мы видим знак ограничения скорости 40 км/час там, где все едут 100 км/час, или если запрет обгона уходит за хорошо просматриваемый горизонт, раз-два-три мы, быть может, стерпим, а потому внутри переключается рубильник, и мы перестаем доверять знакам в принципе. Даже тем, что вполне осмысленны. Бывает, не послушаешься знака ограничения скорости – а на ближайшем мосту в самом деле быстрее 40 км/час не проехать. Но ведь перед этим пять раз знак «40» обманывал.
Когда расстановка знаков резонирует с внутренней логикой водителя, появляется запас доверия и уходит избыточное желание нарушать везде, где нет камер и зеленых жилеток. Потому что в дальней дороге хочется ехать с минимумом нарушений, ведь цель чисто практическая – доехать.
Незаменимой штукой в дороге является здравый смысл, и когда знаки чрезмерно противоречат оному, перед водителем встает коварная дилемма: делать как надо или как по инструкции?
Например, в США проводились неоднократные исследования о влиянии лимита скорости на аварийность. Так вот, несмотря на кажущееся ее снижение при уменьшении лимита, на самом деле минимум аварийности приходится на скорость движения, которая самими водителями воспринимается как плюс-минус адекватная (обычно процентов на 10 меньше, но все равно). Другими словами, когда ограничения не противоречат здравому смыслу, падает и количество нарушений, и тяжесть их последствий.
Многополосных федеральных трасс на своем веку мы, похоже, не застанем. Но радикально улучшить обстановку помогла бы относительно недорогая процедура ревизии знаков и разметки. А сейчас, въезжая в Башкирию, помимо ограничения обгона на сравнительно простых участках, имеем экипажи ДПС в хлебных точках, которые, скорее всего, будут недовольны наведением порядка в этой области. И подобное отношение толкает водителей на полный нигилизм, когда любой запрет, даже вполне разумный, они воспринимают в штыки.
P. S. Пожалуй, самым раздражающим на М-5 (и не только) является ежегодный ремонт того или иного моста. Стоишь в километровых очередях из машин и думаешь: ух, наверное, работа кипит. А в конце одна и та же картина: половина моста разобрана, строительная техника стоит, по объекту праздно шатается один-два рабочих. Перманентный перерыв на обед. Едешь через месяц – картина та же. Через сто километров – еще один мост. Потом еще. Неужели федеральные трассы не заслуживают того, чтобы ремонт на них проводился с кавалерийским нахрапом и по очереди? Закрыли мост – сделали, перешли к другому. Впрочем, судя по табличкам, разрешение на ремонт выдается на весь теплый период с апреля по октябрь, так что к чему спешить?
Фото: Фото из архива Аutochel.ru