По моим наблюдениям (как профессиональным, так и сугубо личным), подвержен российский водитель одному заболеванию. Имя ему – двойной стандарт. Типичный симптом – хроническое недовольство всем и всеми: отсутствием дорог и началом строительства новых; недостатком полицейских и тем, что они все-таки поймали вас на нарушении; массовым оснащением городов дорожными камерами и недостаточным контролем за дорожным движением. Если на перекрестке нет светофора, водитель возмутится. Автоматический регулировщик все-таки установили – появится недовольство режимом его работы. Бездействие властей, повышенный контроль, соседи по потоку, пешеходы, ГОСТы и ПДД – вам, подверженным болезни двойного стандарта, не нравится все.
Признаюсь честно, стимулом к написанию колонки стали материалы о камерах – как стационарных постах автоматической фото- и видеофиксации ПДД, так и переносных комплексах «Крис-П». Неприятно удивляет и даже шокирует обилие комментариев, вроде «да как они смеют?!», «полицейское государство», «бедному водителю ни вздохнуть, ни проехать нормально не дают». Автомобилисты в возмущении – за ними следят, их хотят поймать и наказать. Это же безобразие – им мешают нарушать! Согласна, есть спорные моменты (та же стоп-линия, которую из-за отвратительно почищенных дорог порой просто не заметишь), но скорость, друзья! Какого черта вы возмущаетесь, что вас поймали на превышении скорости? Или запрещающий сигнал светофора: вы проехали на красный, пришел штраф на солидную сумму – разумеется, виноваты в этом камеры и те, кто их установил.
А теперь давайте представим, что все комплексы фиксации нарушений пропадут. Бах! И нету ничего. Те же водители начнут возмущаться дорожным беззаконием, отсутствием контроля за соблюдением ПДД и наказания для нарушителей. Снова недовольство. Здесь умники могут заикнуться о том, что за этим должны следить сотрудники полиции. Но вот вам свежая новость – не хватит экипажей ДПС на каждый перекресток и каждый аварийно-опасный участок. За несколько последних десятилетий города солидно разрослись, кое-где до сих пор вовсю идет строительство новых жилых районов. Значительно вырос и автомобильный поток – сегодня почти в каждой семье есть как минимум одна машина. Города большие, автомобилистов много, дорожный поток неиссякаем. Человеческого ресурса следить за тем, чтобы каждый из нас соблюдал Правила дорожного движения, уже давно не хватает. Но, эй! На дворе 21 век. Почему бы не использовать технологии? Экономим человеческий ресурс, ставим камеры, способные зафиксировать нарушение, и создаем допотдел в ГИБДД – людей, которые будут проверять собранный беспристрастным объективом материал и проверять, действительно ли имело место быть нарушение. Экономим и время, и солидную часть бюджета, которая пошла бы на оплату труда сотен экипажей ДПС, да еще и контролируем опасные участки и перекрестки города. Но нет, не нравится водителю так – могут же поймать и наказать.
Та же ситуация с пьянством за рулем. Никто не выносит алководителей, все кричат о том, что их нужно убирать с дорог. Они – угроза жизни, как своей, так и окружающих. Но стоит правительству объявить об упрощении процедуры освидетельствования на состояние опьянения, поднимается совсем другой шум. Автомобилисты возмущены: их проверяют, их отвлекают, заставляют дуть в трубочку, да еще и без понятых. А рейды? Регулярно ГИБДД анонсирует в СМИ профилактические мероприятия, массовые проверки. В эти дни (а чаще – ночи) полицейские останавливают практически все мимо проезжающие автомобили. Цель – выявить пьяного водителя. Очень многим не нравится и это. Что говорит автомобилист, который действительно попался с винным душком за рулем? «Да я обычно не пью за рулем, просто так вышло. И как назло остановили полицейские». Логика такая – виноват не водитель, а сотрудник ГИБДД, который стоял «не в том месте» и остановил «не в то время». А теперь представьте, что в сводке появляется сообщение о водителе, устроившем серьезное ДТП, будучи в состоянии опьянения. И снова виновата будет Госавтоинспекция – не выявила вовремя алкоголика и не убрала его с дороги.
В чем суть? Да в том, что рядовому автомобилисту не нравится все: делается что-то для безопасности движения – плохо, не делается – тоже плохо. И не угодить ему. Потому что хочется и нарушить безнаказанно, и порядка на дорогах.
Фото: Фото автора