Авто АВТОВАЗ: былое и «бумы»

АВТОВАЗ: былое и «бумы»

Отечественный автопром, над которым даже сами россияне непатриотично смеялись еще вчера, в нынешних экономических условиях становится хорошей альтернативой дорогим и дефицитным иномаркам. Те, кто еще вчера хотел брать кредитную иномарку, сегодня не просто рассматривает вариант купить продукт АВТОВАЗА, а уже вовсю штурмует дилерские центры LADA по всей стране. Причины вполне понятны – и цена приемлема, и в обслуживании эти авто более предсказуемы (запчасти не будут стоить как крыло Боинга). Именно поэтому непростой 2015 год для волжского автогиганта, скорее всего, станет периодом покупательского «бума». Но отразится ли это на качестве продукции? С какими предложениями АВТОВАЗ войдет в новый год и какими знаменательными событиями запомнился в уходящем 2014-ом? Рассмотрим подробно.

На завод проникла «японская ДНК»

Одним из ключевых событий в жизни АВТОВАЗа, безусловно, стал старт производства на заводе автомобиля Datsunon-DO. Cовместный проект АВТОВАЗа и альянса Renault-Nissan вызвал множество споров среди автоэкспертов. Скептики утверждали, что новое детище альянса – это лишь модификация «Лада-Гранта», которая в конечном итоге и вытеснит ее (Ладу) с рынка. Однако сами производители заявляют, что главный конкурент «японца» вовсе не вазовская продукция, а рынок вторичных автомобилей. И вообще – это различные автомобили. Ведь Datsun on-DO разрабатывали в Японии, поэтому у автомобиля, якобы, «японская ДНК». Хотя само это понятие для среднестатистического автолюбителя лишено конкретики. Куда важнее для него получить качественный автомобиль по доступной цене. А какое там ДНК – японское или французское – дело второе. Кстати, именно цена (чуть более 300 тысяч рублей за минимальную комплектация) стала одной из основной «фишек» обновленного, «русского японца».

К слову, уже первые тест-драйвы показали, что Датсун он-До действительно многообещающий проект альянса. Который, к тому же, будет иметь продолжение. Ведь в 2015 году стартует серийное производство второй модели японского бренда – «Датсун Ми-ДО», который будет доступен, в том числе, и с АКП.

Новые модели и совершенствование старых

Но не Альянсом одним жив АВТОВАЗ. Хотя злые языки утверждают уже не первый год, что именно за счет французов и японцев завод пока худо-бедно держится на плаву. Вопреки этому мнению, в 2014 году тольяттинский автогигант разрабатывает и начинает претворять в жизнь собственные амбициозные проекты. Так, настоящий фурор среди автомобилистов произвел концепт автомобиля LADA Vesta, который был представлен на Московском автосалоне.

Vesta построена на новой платформе АВТОВАЗа Lada B и, по заявлением производителей, соответствует всем стандартам европейского автопрома. Назло всем тем, кто с восхищением смотрел на концепт, но не верил в серийное производство, в октябре был собран кузов первой серийной Vesta. А уже в декабре завод объявил о начале сборке спортивной Vesta.

Не менее амбициозным и многообещающим является проект автомобиля Lada X-Ray, концепт которого также представили на Московском автосалоне, и который так же как и Vesta планируют выпускать серийно уже в 2015 году.

А параллельно с выпуском новых моделей, инженеры ВАЗа трудились и над усовершенствованием старых. Так, например, линейка Lada Granta была дополнена вместимым лифтбеком, электрокар EL Lada получил кондиционер с электроприводом и кожаный салон, Largus получил комплектацию VIP, а старая добрая Kalina модификацию Sport.

«Лично я всегда поддерживал отечественный автопром, и мне хочется, чтобы он развивался, – считает автогонщик, мастер спорта международного класса Михаил Малеев. – Я был на Московском автосалоне – там мне очень понравилась «Веста». Эта машина сделана по европейским стандартам, «Икс-Рей» – тоже хорошее, на первый взгляд, авто. Надеюсь, что их начнут выпускать серийно. Вообще, «Лада» – это лидерский автомобиль. Те, гонщики, кто за рулем «Лады», всегда приходят к финишу в первой шестерке участников».

Эффект присутствия

В 2014 году АВТОВАЗ взял курс на расширение доли присутствия своей продукции на региональных рынках. Так, например, в мае 2014-го Бу Инге Андерсон сделал смелое заявление о том, что собирается «пересадить Москву и Питер на LADA». Хотя на тот момент, доля присутствия продукции автозавода в двух столицах составляла порядка 5%. Тогда эксперты скептически усмехнулись над намерениями шведского топ-менеджера. Однако сейчас, в условиях экономического кризиса, относятся к нему намного серьезнее. Тем более, что по данным правительства Самарской области, продажи продукции автогиганта к началу осени возросли: в Москве – в три раза, в Санкт-Петербурге – в два раза. Кроме того, расширять присутствие АВТОВАЗ намерен и в республике Татарстан.

Стоит также напомнить, что осенью текущего года Бу Инге Андерсон лично ездил в Чеченскую республику, город Аргун, чтобы открыть там новый дилерский центр Lada. И в качестве промо-акции даже подарил главе республике Рамзану Кадырову Lada Largus VIP. Правда, не ясно, оставил ли он автомобиль для личного пользования или, как уже было раньше, передал в детский дом.

Заводчане волнуются – раз...

Однако все эти позитивные события происходили на фоне непростой обстановки на самом заводе. Ведь 2014 год запомнился на АВТОВАЗе не только новыми продуктами, но и волнениями среди персонала. Так, в середине осени среди рабочих прошел слух – руководство частично останавливает работу некоторых конвейеров в связи с проблемами из-за поставок деталей. Речь шла о линиях производства Kalina/Granta. Через некоторое время информация отчасти подтвердилась – данные конвейеры действительно встали. По официально неподтвержденной информации, предприятие задолжало денег поставщикам, и чтобы возобновить производство завод обратился к помощи ИжАвто, который помог ВАЗу с комплектующими. Эта процедура заняла несколько дней, и линии Kalina/Granta заработали через неделю после остановки. Впрочем, официально эту информацию не комментируют ни на одном из предприятий.

Неразберихой и волнениями среди рабочих поспешил воспользоваться местный неофициальный профсоюз работников АвтоВАЗа «Единство» и его бессменный лидер Петр Золоторев. Уже не первый год он и его единомышленники пытаются добиться того, чтобы руководство предприятия услышало их идей, предложения и требования. Они объявили о проведении митинга против сокращений, коих на заводе за 2014 год было совершено более 8 тысяч. Мероприятие собрало около 600 недовольных сотрудников, которые начали активно собирать подписи тех, кто готов выйти на забастовку. Впрочем, официальный профсоюз ВАЗа назвал акцию провокационной и сообщил, что на заводе все спокойно. Сокращения – это итог естественного оттока и оптимизации. Президент АВТОВАЗа Бу Андерсон, в свою очередь гарантировал, что в 2015-ом году сокращений на заводе не будет, а все работники завода по итогам года получили премии от 5 до 8 тысяч рублей. Что по тольяттинским меркам является вполне существенной суммой. Тем более, что зарплата среднестатистического работника завода, по различным данным, колеблется на уровне 15-ти тысяч рублей.

Зарплаты ТОПов и потери ВАЗа

К слову, топ-менеджеры АвтоВАЗа себя зарплатой не обижали. И это тоже вызывало определенное раздражение в рядах сотрудников автогиганта. Так, например, согласно отчету по второму кварталу 2014 года, топы предприятия увеличили свои зарплаты.

Доходы двенадцати членов правления автогиганта за первые шесть месяцев 2014 года составили 159,9 млн руб, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил чуть менее, чем 77,6 млн руб. Все бы ничего, но на фоне убытков предприятия немалые доходы ТОПов выглядят несколько контрастно. Так, согласно официальным данным, за первое полугодие 2014 года чистый убыток предприятия составил чуть меньше, чем 2,75 млрд руб, а к концу года он стал еще больше. «К сожалению, по итогам девяти месяцев мы все еще убыточны, – констатирует Бу Андерсон. – Чистый убыток по РСБУ составил 5,1 млрд. Основная причина убытка – переоценка наших валютных кредитов по курсу на конец сентября. В текущей ситуации нестабильности мы должны продолжать сокращение затрат, максимально использовать возможности программы утилизации и успешно реализовывать наши новые продукты: LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross и LADA 4х4 Urban».

Пусть ВАЗу повезет

Тем не менее, ОАО «АВТОВАЗ» развивается и, в сравнении с предыдущими годами, там наметилась положительная динамика. Это видно и по новым проектам, и по расширению и модернизации производства. Кроме того, правительство Самарской области и Федеральный центр обещают в 2015 году всестороннюю поддержку предприятию. Так, в ближайшие два года в автогигант будет вложено порядка ста миллиардов рублей. Ведь ВАЗ – не только градообразующее предприятие, работа которого сказывается на социальном настроении в Тольятти, но и на имидже всей страны.

Фото: Фото Андрея ТИШИНА и Артема КРАСНОВА, инфографика Дмитрия ГЛАДЫШЕВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
70
ТОП 5
Мнение
«Крем — как муж: мой вам может не подойти». Тюменский аллерголог — о важности принятия себя
Анонимное мнение
Мнение
«Машина — это привилегия»: журналист — о том, почему автомобилисты обязаны платить за парковку
Анонимное мнение
Мнение
«Ночь. Ракетная опасность. Бежишь в ванную прятаться». История семьи, переехавшей в Тюмень из Белгорода
Майя Антонова
Переехала из Белгорода
Мнение
«Радуйтесь своему географическому положению». Зубаревич — подробно об экономике Тюменской области
Анонимное мнение
Мнение
Что мы на самом деле отмечаем 4 ноября? Уральский историк рассказал увлекательный детектив из прошлого
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления