Авто Город Успеть по старым ценам?

Успеть по старым ценам?

Есть человек Х, а у него вполне сносная машина Y, которая до присоединения Крыма обещала прослужить еще этак года три. И есть у нашего мистера Х еще тысяч 500, или, может быть, миллион наличности...

Ведущий на радио спросил: «Артем, все-таки, на твой взгляд, нужно торопиться с покупкой машины в преддверии кризиса?» Я даже задумался...

Сам я решил не поддаваться потребительской агонии и машину не менять. Тем не менее, в ноябре и особенно в декабре на рынке наблюдался ажиотаж, отчасти связанный с нашествием казахов и белорусов, отчасти – с внутренним спросом. Как назвать людей, которые впрыгнули в последний вагон уходящего потребпоезда: паникерами или прагматиками?

До августа рынок стабильно снижался, демонстрируя признаки насыщения, так что активность в последние месяцы – чисто кризисное явление, в основе которого одна философия – успеть. То же самое наблюдается с бытовой техникой.

Как я понимаю, меня спрашивали о таком сценарии: есть человек Х со вполне сносной машиной Y, которая до присоединения Крыма обещала прослужить еще этак года три. И есть у нашего мистера Х тысяч 500, или, может быть, даже миллион. На квартиру без ипотеки не хватает, для бытовой техники многовато, и он остается один на один с безальтернативным вариантом – купить новую машину выше классом. А если еще успеть взять «дешевый» кредит...

В общем, я ответил так: «Если были объективные причины менять машину в ближайший год, то, да, лучше поторопиться. Если рассматриваете ее как «вложение капитала», то покупка близка к абсурду».

Есть расхожее мнение, что, выезжая из салона, машина теряет то ли 10%, то ли 30% цены (значение нередко преувеличивается, ибо ликвид может почти не потерять). Но я не только об этом.

Рассматривать автомобиль как способ «сохранения капитала» – одно из проявлений экономической наивности. Автомобиль очень редко окупается в прямом смысле слова. Ну, если установить ГБО и подключиться к диспетчерской службе – может быть, хотя старая «десятка» или «Газель» окупится в разы быстрее новой иномарки. В остальном «рентабельность» машины находится глубоко в минусе, потому что автомобиль – это сплошные и не всегда заметные глазу расходы. Чем новее и дороже автомобиль, тем меньше его «экономическая эффективность». Добавляя полмиллиона до машины ценой миллион, мы де-факто свои вторые полмиллиона спускаем в унитаз, надеясь обнаружить их утром с процентами в бачке.

У нас и до кризисов не принято было выбирать скромные варианты и менять малолитражку на малолитражку. Размашистым шагом мы шагали по иерархии личных авто, меняя их не только по насущной необходимости, но и ради ноющего позыва выглядеть успешным. За счет кредитов, обналички маткапа или последних денег – не важно. Предчувствие кризиса обострило эти явления, и кто-то решил прикупить второй автомобиль в семью. А че? Пусть будет...

Но даже «старые цены» зачастую выше прошлогодних и весьма чувствительно, а на волне ажиотажа дилеры стали менее сговорчивыми. Некоторые отказались торговать по программе утилизации и отменили часть заманух, которые планировали активировать к концу года. В отличие от прошлых кризисов, когда демпинг в самом деле был фантастическим, в этот раз высокий спрос осадил рынок.

В следующем году иномарки будут дороже, но выше станут и многие сопутствующие расходы, например страховка каско (или эквивалентный ущерб от ДТП, если страховки нет). Помимо лютых ценников страховщики начнут юлить при выплатах, и чем дороже и новее машина, тем ощутимей будет эффект. Лично меня впечатлила перспектива выкладывать порядка 100 тысяч рублей в год за страховку Ford Focus в одной компании. Хорошо, что у меня не Focus.

Те, кто придумал себе повод «успеть, пока есть», на мой скромный взгляд, перепаниковали. Допускаю, что совокупное обесценивание такого «вклада» (с учетом расходов и потери цены) будет не меньше, чем у рубля, от которого граждане пытались избавиться. А, может, у нас в самом деле полстраны тайных олигархов, а я тут сужу со своих нищебродских позиций?

Есть ситуации, когда необходимость в новой машине более-менее объективна: старая постоянно ломается, изменился образ жизни или что-то подобное. Тогда можно рискнуть, потому что в перспективе нескольких месяцев цены на автомобили в самом деле сделают большинство из нас целевой аудиторией АВТОВАЗа. Но это, если есть необходимость.

А просто взять машину, лишь бы избавиться от рублей, – вот это мне сложно понять. Уж лучше купить гараж в удачном месте: его стоимость будет расти вместе с автомобилизацией.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
337
ТОП 5
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Машина — это привилегия»: журналист — о том, почему автомобилисты обязаны платить за парковку
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Ночь. Ракетная опасность. Бежишь в ванную прятаться». История семьи, переехавшей в Тюмень из Белгорода
Майя Антонова
Переехала из Белгорода
Мнение
«Радуйтесь своему географическому положению». Зубаревич — подробно об экономике Тюменской области
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления