Горячие хетчбэки – это витрина достижений масс-производителей. Эти машины не делают продаж, но они делают имя. Когда мне говорят, что французы не умеют строить будоражащих машин, я вспоминаю Peugeot 205 GTi или Renault Clio RS и закрываю вопрос. Умеют. А корейцы?
KIA Cee’d GT – это проба пера. Вообще, у корейцев уже были претензии на спорткар – вспомнить хотя бы харизматичный Genesis Coupe. Но все-таки Genesis создавали специально под пижонистых и активных водителей, а Cee’d GT, как и любой хот-хетч, построен на платформе гражданской машины, а значит может выпятить как ее достоинства, так и недостатки. В этом главный челлендж хот-хетчей – если шасси донора плохое, исправить его недостатки будет либо невозможно, либо слишком дорого.
Тестовый Cee’d GT получился довольно броским из-за наклеек, но в остальном дизайн умеренный. «Джитишность» выдает тонко напомаженная губа да четырехстволка светодиодных противотуманок. Автомобиль можно купить в пятидверном кузове или заказать трехдверку Pro_Cee’d GT – с такой машиной мы познакомились в шоу-руме. Все атрибуты купе при ней: огромные двери, смещенная назад центральная стойка (попробуй, дотянись до ремня), не тесные, но очень мрачные задние сиденья – свет попадает туда через узкий клин окна. Садиться назад сложно, а если страдаете клаустрофобией – лучше не ездить здесь трезвым.
Вот пятидверка – другое дело. По практичности она идентична обычному Cee’d, то есть имеет достаточно просторные задние сиденья и неплохой багажник (380 л) с подполом-органайзером и докаткой внизу. Спорткар на каждый день?
Впервые Cee’d получил по-настоящему мощный мотор, который при скромном объеме в 1,6 л выдает 204 л.с. за счет наддува и прямого впрыска. До сих пор низкая энерговооруженность топовых версий Cee’d была, пожалуй, его главным недостатком, ведь даже для версий ценой под миллион рублей предлагался лишь 130-сильный атмосферник. Вырос до 256 Н*м и крутящий момент, причем за счет наддува доступен он в диапазоне 1750-4500 об./мин. Для сравнения, у обычного Cee'd 1,6 его 157 ньютоно-метров достигаются при весьма высоких частотах – 4850 об./мин. В общем, новый двигатель обещает паровозную тягу.
GT можно купить только с шестиступенчатой «механикой», что явно ограничивает круг потенциальных клиентов, но звучит как серьезная декларация. Дескать, хочешь комфорта – выбирай другую машину. Я считаю, что горячие хетчи должны быть только с механическими коробками передач. Для серьезных спорткаров разрабатывают специализированные трансмиссии, поэтому зачастую их «автоматы» работают четче и быстрее механических коробок, но для разогретых гражданских машин это слишком дорогое удовольствие, а потому простая и честная «механика» – оптимальный вариант. По крайней мере, если хетч в самом деле «горячий».
Но хватит прелюдий. Как он едет? В сравнении с обычным Cee’d динамика завораживает, особенно когда где-нибудь в тесном проулке давишь газ в пол на второй передаче. Едва мотор выходит на рабочие обороты (выше 2000 об/мин), слегка припав на задние колеса, автомобиль пуляет вперед, словно дорога внезапно пошла круто под гору. Соответственно, все гражданские маневры, будь то старт со светофора или обгон, можно выполнять с легкостью, присущей автомобилям премиум-класса. При спокойной езде обнаруживается, что выбор передачи не имеет решающего значения: с примерно одинаковым успехом можно включить вторую, третью или четвертую, а турботяга сделает все остальное.
Правда, и преувеличивать темп разгона не стоит. По меркам хот-хетчей Cee’d – один из самых скромных «по цифрам». Например до «сотни» он разгоняется за 7,7 секунды, тогда как Megane RS делает ее за 6,1 секунды, Ford Focus ST – за 6,5 секунд, Opel Astra OPC – за 6,1 секунды. Это неудивительно: сегодня большинство хот-хетчей имеют двигатели мощностью под 250 л.с. или выше, так что Cee'd GT – один из самых скромных. И даже близкий по характеристикам VW Golf GTI (220 л.с.) все равно шустрее более чем на секунду за счет более моментного двигателя.
Что касается Cee'd, то интенсивность разгона не ослабевает с ростом оборотов, но следующую передачу приходится включать в момент, когда тебе кажется, что вот-вот начнется. Что? Ну, что-то такое, от чего перехватит дух. Тебе кажется, что шумоизоляцию прорежет хрипотца выхлопной системы или разгон начнет вдруг нарастать лавинообразно, но ничего такого не происходит. По меркам обычных машин Cee’d GT шустр и легок на подъем, однако в каждой мелочи – от задемпфированного газа до мягкого нарастания крутящего момента – он стремится, чтобы его динамика была прагматичной, пригодной для каждодневного использования.
Коробка передач с укороченными ходами рычага отличается хорошей избирательностью, хотя при включении передач есть ступенька по усилию. Главное, после хорошего торможения ты можешь быстро включить, например, вторую передачу, не прибегая ко всяким хитростям, вроде перегазовок. Да и сам круглый наболдашник рычага хорошо лежит в руке: как не изгаляются автопроизводители, а эргономичнее шара формы нет.
Подвеску сделали чуть жестче, но именно чуть. Вообще, по разбитым дорогам Cee’d GT идет без зубодробильной тряски, и за глаза я затрудняюсь провести резкую черту между ним и стандартной версией. То есть он комфортен. Единственное, GT страстно повторяет микропофиль дороги, подробно облизывая каждую волну на асфальте. Зато щедрые «лапти» позволяют игнорировать мелочевку вроде трещин или камешков.
Cee’d GT не растерял способности ездить в гражданских режимах. Напротив, спокойная манера вождения как будто даже гармонирует с его характером. Он тихий, не жесткий, у него первоклассная отделка салона и плавные органы управления. Мощность его латентна, она подразумевается, но не выдает себя ни единым звуком. И лишь когда тебе действительно нужно притопить, GT набирает полные легкие и под заурядный гул мотора ускоряется с незаурядной для Cee’d прытью.
Пожалуй, единственная претензия – это настройка сцепления. Такое впечатление, что инженеры не определились, хотят ли они сделать его спортивным или комфортным. Педаль длинноходна, но сцепление прикусывает в самом конце и довольно резко, что вкупе с низким моментом турботора на малых оборотах создает проблемы. За целый день я заглох, наверное, раз шесть. Справедливости ради скажу, что привычка – дело наживное, и, сев в свою машину, я также три квартала привыкал к слишком мягкому сцеплению.
Сущность Cee’d GT все время ускользала от нас. Он был быстрым и расслабленным, агрессивным на вид и в то же время очень похожим на обычный Cee’d со всеми его плюсами и минусами. Мы нашли относительно пустой участок дороги, пристреляли пару поворотов и попробовали дать жару.
А рулевое все-таки слишком вязкое. На баранке есть подобие обратной связи, но это лишь паразитный фон, а на самом деле руль остается легковесным и отстраненным. Вот тормоза отличные, даже в экстренных режимах, поэтому замедляешься перед поворотом точнее, чем проходишь его. Впрочем, у Cee’d есть козырь в рукаве.
Знаете, как пахнет драйв? В современных машинах он пахнет горелыми тормозными колодками, даже если водитель забыл тормозить. Потому что за тебя это делает неутомимая система стабилизации, и, честно говоря, ее работа впечатлила. Она вмешивалась незаметно, и ее изнурительный труд ощущался лишь в едком амбре колодок да тревожном мерцании индикатора. Система в очень деликатной манере пресекает все водительские ошибки, при этом не гася скорость сверх меры. Фактически, ваша главная задача – не переборщить со скорость входа в поворот. А дальше, как говорят англичане, feel free – чувствуйте себя, как дома. Обнаглев, я начал нажимать газ в пол сразу после торможения, и не произошло ничего. Ни сноса передней оси, ни заноса, ни визга шин. Машина выписывала повороты по надежным дугам и порой казалось, что независимая задняя подвеска вкупе с ESP слегка доворачивают автомобиль, создавая приятное чувство остроты.
Отличные настройки для драйверов выходного дня. Людей, которые не ездят каждую субботу дрифтовать, а любят прохватить на пустой дороге под настроение. Они могут ничего не знать о траекториях и балансе шасси, с них достаточно лишь толики благоразумия. Остальное сделает электроника.
Ну, так какой он, этот Cee’d GT? Я не знаю, что именно хотела создать KIA, но получился не столько горячий хетчбэк, сколько подогретый. Концептуально в каждой своей черте, включая внешность, он остался автомобилем гражданским, для семейных маршрутов и поездок на работу. Свои повышенные возможности он, скорее, маскирует, тогда как горячий хетч должен выпячивать. Он способен ездить агрессивно, но не навязывает такой стиль. Его отношение к настоящим спорткарам, как у паркетника к джипам. Ведь паркетник – это не джип, а легковой автомобиль расширенных возможностей. Cee'd GT – тоже.
И полное единение с автомобилем я ощутил не во время попыток стереть резину, а когда мы тихо, мирно и мерно возвращались домой. Богатый салон и хороший уровень комфорта доминируют над остальными качествами автомобиля. Если хот-хетч – это витрина достижений, то в данном случае, эта витрина демонстрирует не столько спортивную закваску, сколько достоинства обычного Cee’d.
Цена вопроса
Пятидверный Cee’d GT стоит 1,059 млн рублей, что на 100 тысяч больше, чем топовый 130-сильный Cee’d. К тому же, последний в этом случае имеет «автомат», систему автопарковки, панорамную крышу, автоматический ручник и навигацию. У трехдверки Pro_Cee’d GT комплектация попроще (например, кондиционер вместо «климата», нет камеры заднего вида и ксеноновых фар), но и стоит она 949 900.
Cee'd GT – одна из самых доступных зажигалок на рынке. Golf GTI стоит от 1,346 млн рублей, Focus ST – 1,251 млн, Renault Megane RS – 1,217 млн, Opel Astra OPC – 1,278 млн. Короче говоря, он занимает промежуточное положение между армией гражданских машин и взводом хот-хетчей как по характеристикам, так и по цене. KIA не надеется на большие продажи автомобиля – даже 2-литровые Cee'd прошлого поколения продавались неважно. Cee'd GT нужен, скорее, для имиджмейкинга – корейцы модель за моделью приучают нас к мысли, что для них нет ничего невозможного.
Благодарим компанию «Техно-Моторс» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА