Проведение гонок в Тюмени стоит под большим вопросом – единственную площадку, которая использовалась для организации спортивных состязаний, у автоспортсменов пытаются отнять те, кто раньше активно помогал им. Кризис наметился в середине лета 2012 года, когда в региональном отделении ДОСААФ России Тюменской области поменялось руководство. Камнем преткновения стала площадка автодрома ОТШ ДОСААФ России в поселке Метелево. Кусок заасфальтированной земли стал настоящим спасением для тех, кто развивал автоспорт в городе.
За долгие годы территория автодрома стала настоящим домом для всех поклонников гонок Тюмени и других городов России – на состязания по дрифту, ралли-спринту и фигурному вождению съезжались автомобилисты из разных регионов, понаблюдать за спортсменами и перипетиями борьбы на трассе приезжали болельщики, и всем автодром крепко полюбился. Он был не идеален, но силами энтузиастов и за неимением лучших площадок превратился в центр автоспорта не только Тюмени, но и, пожалуй, всей области.
Вопрос с ДОССАФ решался просто – поскольку одной из декларируемых целей организации на государственном уровне является развитие технических видов спорта, то руководство тюменского подразделения Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту по договору безвозмездной аренды предоставляло территорию для проведения различных состязаний. При этом РОСТО (ДОСААФ) выступала в качестве одного из соорганизаторов мероприятий, активно работала с молодежью в деле популяризации автоспорта, оказывала содействие тюменской коллегии судей автомобильного и мотоциклетного спорта.
Совместными усилиями гонки в регионе были выведены на невиданный доселе уровень – на маленькой площадке собирались десятки пилотов из разных городов, а то и стран, поболеть прибывали сотни и даже тысячи фанатов. Но все это вскоре может стать историей.
С приходом на пост главы объединенной технической школы ДОСААФ Валерия Бухнера и Марата Игибаева, занимающего должность исполняющего обязанности председателя РО ДОСААФ России Тюменской области, внезапно выяснилось, что у ДОСААФ Тюмени имеются колоссальные долги, которые каким-то способом нужно погашать. Автодром в Метелево взят в аренду у города и сдавать его на платной основе кому-либо невозможно – для этого предпринимаются попытки любым доступным способом заработать денег, не нарушив при этом закон. Одними из жертв новой политики и оказались автоспортсмены. Пока идут попытки выбить у города разрешение на возможность сдачи автодрома в Метелево в аренду третьим лицам, поборы процветают.
Несмотря на объявление, которое предлагает всем желающим за 250 рублей получить возможность потренироваться на трассе, некие лица принуждают гонщиков записываться в команду ДОСААФ, платить ежегодный членский взнос и выступать на соревнованиях от лица ДОСААФ Тюмени. Естественно, что участникам уже сформированных команд подобные условия не по душе, но другого варианта попасть на территорию автодрома пока нет.
Таким нехитрым образом руководство ДОСААФ старается поправить пошатнувшееся (по их утверждениям) материальное положение организации, а заодно и выполнить уставные обязанности, как то увеличение членов ДОСААФ и развитие технических видов спорта в Тюмени. Тем, кто готов оплатить возможность тренировки в обмен на чек или другой официальный документ, подтверждающий взнос, отвечают просьбой оформить сумму в качестве добровольного пожертвования на улучшение материально-технической базы, что не устраивает автомобилистов – какой же это добровольный взнос, к которому принуждают?
Фаза «холодной войны» начала обретать черты реального противостояния, когда на время, запланированное для проведения финального этапа открытого чемпионата по фигурному вождению автомобиля «Асфальтовый спринт – 2012» на Кубок сети АЗС «Газпромнефть», внезапно был назначен экзамен для курсантов, обучавшихся вождению грузовика, хотя на той площадке отродясь экзаменов на категорию С, да и вообще экзаменов на права, не проводилось. В итоге гонка была проведена на следующий день, но осадочек, как говорится, остался. И это все при том, что договор на безвозмездную аренду автодрома был подписан в мае – в бумагах были прописаны даты проведения гонок и стояла печать ДОСААФ, ни слова о деньгах сказано не было.
К третьему этапу начали возникать трудности – после смены руководства из организации ушли многие сотрудники, работавшие на благо спорта, так что во избежание отмены гонки организаторам «Асфальтового спринта» Марат Игибаев поставил условие оплатить 12 тысяч рублей долга за электроэнергию и приобрести 200 билетов лотереи ДОСААФ (по 25 рублей за билет, в сумме пяти тысяч рублей). На погашение долга было принято решение выделять по четыре тысячи рублей с каждого этапа, а вот лотерею занимающийся проведением гонок тюменец покупал на собственные деньги и позже вынужден был бесплатно раздавать их участникам, приехавшим на тренировку. И до сих пор лежат мертвым грузом некоторые лотерейные билеты...
Перед четвертой гонкой были предъявлены претензии, что обещанный долг автодрома за электроэнергию не был оплачен в полном объеме, поэтому перед заключительным этапом сезона в качестве благотворительного взноса на улучшение материальной базы автодрома было «пожертвовано» восемь тысяч рублей и еще на пять тысяч в очередной раз приобрели билеты лотереи ДОСААФ.
Но в день тренировки сторож трассы, сославшись на приказ директора ОТШ, отказался пускать гонщиков на автодром – разбирательство в ДОСААФ переросло в скандал, поскольку представители организации сделали вид, что никакого договора на проведение гонок не существует. Напомним, что под документом стояла печать ДОСААФ, а второй экземпляр договора формально должен был находиться у руководства, однако уже через два месяца после начала чемпионата выяснилось, что никакого договора в ДОСААФ якобы в глаза не видели.
Ситуацию обострило решение ОТШ провести в день гонки экзамен по вождению, а под «змейку» для курсантов отдать асфальтовую площадку, якобы таково требование инспектора ГИБДД, принимающего экзамен. По словам же инструкторов, «змейку» сроду не проводили на той площадке. При этом изначально экзамен был назначен на 10 сентября, а потом его внезапно перенесли на 15 число. Причем на компромисс вроде временной приостановки соревнований на момент прохождения фигурки курсантами категорически было отказано – сообщили, что с 9:00 до 15:00 никого на автодром пускать не будут. Никого не интересовало, что на гонку уже приехали пилоты из Екатеринбурга, которым пришлось ждать следующего дня.
В целом было дано понять, что выполнение условий договора новому руководству ДОСААФ неинтересно, а встреча с организатором «Асфальтового спринта» закончился очередным предложением купить лотерейные билеты. На последовавший отказ ответили, что с таким отношением в следующем сезоне с ДОСААФ можно и не надеяться на сотрудничество.
Перенос гонки с субботы на воскресенье привел к тому, что для участников из Екатеринбурга для компенсации проблем был снят заявочный взнос на гонку, ряд пилотов отказался от участия из-за того, что 16 сентября не мог присутствовать на трассе. Кроме того, на финале должны были выступать артисты, им был заказан автобус – в связи с отменой менее чем за сутки 50 процентов оплаты они удержали. В итоге касса не досчиталась около 12 тысяч рублей плюс незапланированные расходы на оплату долга автодрома и лотерейных билетов в 25 тысяч рублей, из которых пять тысяч были личными вложениями организатора, а остальная сумма оказалась долгом за сбор электронной отсечки.
Следующий удар представители ДОСААФ нанесли 25 сентября, за несколько дней до старта финального седьмого этапа соревнований по дрифтингу Уральской лиги дрифта и пятого юбилейного гоночного шоу «Автофест-2012». На протяжении нескольких месяцев была договоренность проведения гонок на автодроме в обмен на эфирное время радиостанции «Авторадио», которое предоставляли организаторы для рекламы мероприятий ДОСААФ.
Внезапно в организации отказались от своих слов и предложили взять трассу в аренду за сущие копейки – двести тысяч рублей за два дня. Двести тысяч рублей за неогороженный кусок асфальта размером 100х80 метров в поле, без инфраструктуры и даже без толкового электроснабжения. При этом все расходы по организации состязаний также несла бы на себе радиостанция «Авторадио», которая и является устроителем гонок.
Такими нескромными, мягко говоря, аппетитами генеральный директор «Медиагруппы 101» Владимир Богоделов оказался шокирован – по его словам, за двести тысяч рублей в Тюмени можно на день со всем необходимым оборудованием арендовать помещение Тюменской филармонии или Дворца спорта в черте города, а не клочок асфальта за тридевять земель. Кроме того, плату за аренду попросили передать наличными деньгами без каких-либо договоров, преподнеся ее как добровольное пожертвование.
Любовь к цифре 200 у ДОСААФ прослеживается – со спортсменов просят по 200 рублей членского взноса за год, а у организаторов «Автофеста» 200 тысяч рублей за пару дней. При этом бывшие руководители ДОСААФ отдельно отметили, что официально госорганизации запрещено заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать на сдаче в аренду территории автошколы.
На вопрос, откуда взялась такая сумма за аренду, руководители ОТШ ДОСААФ в Тюмени кивают на начальство в ДОСААФ Уральского федерального округа, которое якобы спустило сверху разнарядку требовать двести тысяч рублей за аренду площадки автошколы в Метелево. Ни имени, ни должности человека, обязавшего вести поборы, ни какого-то документального подтверждения такого требования в ДОСААФ почему-то не предоставляют.
Дело дошло до обращения за помощью к директору департамента информационной политики Тюменской области Александру Новопашину и директору департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области Дмитрию Грамотину, которые выразили обеспокоенность ситуацией и начали помогать. На очереди полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, до которого так же намерен дойти Владимир Богоделов.
За пять лет проведения «Автофеста» шоу превратилось из удела фанатов автоспорта в серьезное мероприятие, собирающее немало зрителей и спонсоров. Не мудрено подумать, что кому-то стало обидно, что такие возможности проходят мимо и для этого был инициирован этот, иного слова и не подберешь, кризис, который в целом ставит под угрозу автоспорт в Тюмени. Складывается такое ощущение, что ситуацию специально сделали кризисной с расчетом на то, что устроители «Автофеста» за столь короткий срок до мероприятия не смогут найти новую площадку и вынуждены будут заплатить. Но нашлись неравнодушные люди, которые начали предлагать варианты разрешения проблемы – рассматривается несколько площадок, в числе которых парковки и частные автодромы, но окончательного решения о месте проведения гонок пока не принято. Организаторы в ближайшее время намерены обнародовать новое место «Автофеста», а сами дрифтеры не сомневаются, что гонка состоится.
В итоге удалось прийти к консенсусу – ценой немалого количества убитых нервных клеток и потраченного времени финал Уральской лиги дрифта все же пройдет в Метелево. Сошлись на том, что площадка будет предоставлена бесплатно, ДОСААФ войдет в число организаторов, получит энное количество приглашений на гонку, а после. по усмотрению устроителей турнира, может получить некоторую денежную сумму в виде пожертвования.
Впрочем, не обошлось без вмешательства представителя РАФ, иначе так быстро конфликт не разрешился бы – как показал опыт последних месяцев, конструктивного диалога у руководства ДОСААФ и представителей автоспортивной общественности Тюмени не получается. Так, отчего-то у нового руководства организации появилось ощущение, что каждая гонка в Метелево собирает по три тысячи зрителей, которые платят по 150 рублей за входной билет и эти деньги уходят неведомо куда. Вот и захотели сделать все, чтобы эти колоссальные суммы, коих на самом деле в природе не существует, пустить на погашение долгов ДОСААФ в 22 миллиона рублей. Правда, откуда нарисовалась такая задолженность госорганизации, так пока и неясно.
В региональном отделении ДОСААФ России Тюменской области сообщили, что автодром в Метелево находится в ведении объединенной технической школы, которая является подразделением организации. Соответственно, вопросы мероприятий на территории площадки так же решает сама ОТШ. При этом в ДОСААФ открестились от того, что за право проведения мероприятий на трассе могут взиматься деньги – в случае, если состязания проходят в установленном порядке, есть разрешения от контролирующих органов, обеспечивается безопасность зрителей и участников, а территория приводится после гонки в порядок, то нет оснований запрещать проведений мероприятий и требовать за это какие-то средства. В ближайшее время состоится обстоятельная беседа с руководством объединенной технической школы. Есть надежда, что ситуация будет прояснена.
Но вопрос с повестки дня не снят. Взаимоотношения ДОСААФ, организаторов гонок и самих пилотов только предстоит урегулировать – стороны ищут точки соприкосновения, но определенные подвижки уже есть. С «Автофестом» пока разобрались, и гонка прошла, но что будет дальше – неизвестно.
К ситуации подключили и депутатов Тюменской областной думы. «Просьбы оплатить аренду автодрома наличными без каких-либо подтверждающих факт оплаты документов невозможны. Все финансовые отношения должны быть подкреплены бумагами, так что такое поведение ДОСААФ неприемлемо. Что касается предоставления площадки, то назначить организации сумму арендной платы или же обязать ее давать территорию для гонок безвозмездно мы не можем», – отметил заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной думы Владимир Ульянов.
«К сожалению, после смены руководства в тюменском ДОСААФ взаимодействие с организацией несколько осложнилось. Найти общий язык и компромиссные варианты работы, которые бы не разрушили все то, что уже было создано, пока не удается. Но мы продолжаем искать точки соприкосновения и, конечно, вопрос о предоставлении трассы для гонок на тех или иных условиях будет обсуждаться. Выход из ситуации необходимо найти», – заявил заместитель председателя областного парламента Геннадий Корепанов.
К слову о дрифте. На «Автофест» приехали порядка трех десятков человек из разных городов России и даже гонщики из Казахстана, заявку на участие подали пять команды – гонка благополучно состоялась. Не хотелось бы думать, что автогонки в Тюмени канут в небытие, но если к стабилизации ситуации не подключатся власть имущие, то Тюмень рискует вернуться в те времена, когда единственной трассой для выяснения вопроса, кто из водителей быстрее и чья машина мощнее, были городские улицы... В следующем году организаторы «Асфальтового спринта» не намерены даже начинать переговоры с руководителями ДОСААФ, которые проявили себя не с лучшей стороны. А найдется ли другая площадка, пригодная для автоспортсменов, вопрос открытый.