Авто Реформа автошкол: рублем ответит будущий водитель

Реформа автошкол: рублем ответит будущий водитель

Рынок не досчитается порядка 30 процентов автошкол после того, как будут в обязательном порядке закреплены последние нововведения в сфере обучения водителей, считают эксперты. В России вступает в силу распоряжение Правительства Российской Федерации о введ

Рынок не досчитается порядка 30 процентов автошкол после того, как будут в обязательном порядке закреплены последние нововведения в сфере обучения водителей, считают эксперты. В России вступает в силу распоряжение Правительства Российской Федерации о введении новых требований к автошколам, которые предусматривают изменение порядка сдачи государственных экзаменов на водительское удостоверение, введение механизма аккредитации автошкол, наличие собственной материально-технической базы. Этим распоряжением утверждается план проведения мероприятий по изменениям в работе автошкол. К концу года все новшества должны быть разработаны и приведены в исполнение.

Основное нововведение касается прохождения автошколами процедуры аккредитации. Она будет выдаваться только тем учебным заведениям, которые оборудованы автодромами с автоматизированной системой и комплексами аудиовидеонаблюдения для приема практического экзамена.

«Институт аккредитации учебных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, до сих пор в России не применялся. Видимо, сейчас, после публикации распоряжения правительства, ответственные федеральные органы исполнительной власти МВД, Минобрнауки, Минтранса, Минэкономразвития, Минюста и ФАС сформируют комиссии, которые будут проводить аттестацию. Существующая система обучения и сертификации некорректна. Имеются существенные разногласия в подходах к обучению. Сейчас 800 автошкол из пяти тысяч имеющихся в России используют программы, которые разработаны ВОА совместно с ГИБДД и другими заинтересованными ведомствами. Программы других школ значительно отличаются. Между тем новые повышенные требования к подготовке водителей требуют координации методик обучения, стандартизации форм подготовки и сертификации», – говорит главный эксперт Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Андрей Карлов.

Процедура аккредитации полностью добровольна, автошкола может и не делать этого. В таком случае сдача экзамена будет проходить в прежней форме. Аккредитация необходима лишь в том случае, если автошкола планирует объединить внутренний экзамен по правилам дорожного движения, с теоретическим экзаменом в ГИБДД, а также первый этап практического экзамена по вождению на закрытой площадке или автодроме – с первым этапом практического экзамена на получение прав при условии их проведения на базе аккредитованных учебных организаций, сообщает «Российская газета». Но даже при условии аккредитации, инспектора ГИБДД будут присутствовать при сдаче экзаменов в автошколах. Но вмешаться в процесс не смогут. Собственно для этого и внедряются новые технологии при сдаче экзамена.

«Если автошкола считает необходимым проводить государственный экзамен по теории и первому этапу вождения на автодроме на собственной территории, то она должна пройти аккредитацию, – говорит заместитель директора автошколы «Учебный комбинат» Александр Рухлов. – Для этого требуется наличие компьютерного класса с обучающими программами, экзаменационных машин, оснащенных средствами видео и аудиофиксации, автоматизированного автодрома. А подобные автодромы есть не у всех, и вряд ли они появятся в ближайшем будущем в Тюмени. Автоматизированные автодромы имеются пока в Челябинске и Краснодаре. Мы думали над этим и даже начали оборудовать автодром по новым требованиям. Но их как обязательные отменили прошлой осенью. И сейчас это все встало».

Чтобы автоматизировать только один автодром, требуется около 30 миллионов рублей, что не всем автошколам под силу. Кроме того, не многие учебные заведения вообще могут себе позволить иметь автодром. «В прошлом году учебные заведения обязывали иметь собственные автодромы, оснащенные знаками дорожного движения, светофорами, железнодорожным переездом и т.д., – продолжает Александр Рухлов. – У нас такой автодром есть. Но чтобы его оборудовать, пришлось вложить порядка 10 миллионов рублей. Представьте, надо полностью заасфальтировать площадку, установить и подключить светофоры, получить разрешения на подключение и т.д. Переоборудование провели за счет кредитных средств и сдавали автодром в аренду для тех автошкол, у которых его нет. Пока отсутствуют жесткие требования, можно учить вождению практически во дворе дома. Поэтому мы ждем вступления в силу новых правил, которые обяжут все школы иметь автодром. После этого в Тюмени останется не больше пяти автошкол, обладающих собственными оборудованными площадками: «Учебный комбинат», «Автомобилист», «Престиж», автошкола РОСТО (ДОСААФ) и автошкола ВОА».

По мнению руководителя московского представительства Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергея Канаева, нововведения приведут к ликвидации порядка 30 процентов автошкол в стране, так как они не смогут предоставить материальную базу, о которой заявлено в документе, – у них нет своего автодрома и возможности оснастить машины камерами видеонаблюдения. С такой оценкой согласен и Александр Рухлов, который считает, что после ужесточения требований к материально-технической базе учебных заведений в Тюмени останется не больше десяти автошкол.

С другой стороны, введение автоматических средств фиксации при сдаче экзамена никак не влияет на качество обучения. Это больше антикоррупционная составляющая. Средства видеофиксации, по мнению Александра Рухлова, должны сводить к нулю покупку экзамена. Любая ревизия сможет проверить, как тот или иной курсант сдавал экзамен.

«На качество подготовки водителя будет влиять лишь увеличение часов на вождение и срока обучения. Я считаю, будущего водителя надо учить минимум три-четыре месяца. Больший срок невыгоден автошколам – в итоге меньшее количество курсантов они обучат за год. В противном случае нам придется повышать стоимость раза в два. Если сделают обучение в течение шести месяцев, как предлагают некоторые горячие головы, то стоимость подготовки водителя на категорию «В» повысится до 50–60 тысяч рублей», – уточнил Александр Рухлов.

Напомним, новые программы обучения для автошкол были разработаны и изданы Министерством образования совместно с ГИБДД еще в прошлом году, но не зарегистрированы в Минюсте. Поэтому антимонопольная служба и прокуратура их отменили. В связи с последним распоряжением правительства изменения будут вносится в уже разработанные программы. В частности, распоряжение обязывает автошколы проводить дополнительное бесплатное обучение кандидатов в водители в объеме не менее пяти часов в случае, если они три раза не сдали теоретический или практический экзамен.

Реформа автошкол в стране затянулась. Заинтересованные стороны никак не могут прийти к единому мнению, каким должен быть процесс обучения, какая материальная база требуется автошколам, сколько времени необходимо, чтобы выпустить на дорогу подготовленного водителя. В итоге разрабатываются программы обучения, ужесточаются требования, которые потом либо не работают, либо отменяются. А попытка решить сразу же несколько задач – повысить качество обучения и снизить коррупцию в сфере подготовки водителей – может привести только к одному результату: увеличению стоимости обучения. А в погоне а двумя зайцами рублем ответит будущий водитель.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем