Авто Генпрокурор раскритиковал ГИБДД для профилактики

Генпрокурор раскритиковал ГИБДД для профилактики

Тюменские эксперты предлагают не спешить радоваться инициативам Генпрокуратуры по наведению порядка в ГИБДД, а дождаться конкретных шагов в этом направлении. Напомним, глава Генпрокуратуры России Юрий Чайка, выступая перед Федеральным собранием с ежегодны

Тюменские эксперты предлагают не спешить радоваться инициативам Генпрокуратуры по наведению порядка в ГИБДД, а дождаться конкретных шагов в этом направлении. Напомним, глава Генпрокуратуры России Юрий Чайка, выступая перед Федеральным собранием с ежегодным докладом «О состоянии законности и правопорядка», обрушился с критикой на ГИБДД. По мнению Генпрокуратуры, инспекция занимается пресечением административных правонарушений в ущерб их профилактике. Это приводит к искусственному наращиванию статистических показателей и коррупции. Об этом сообщали «Ведомости» на прошлой неделе.

Наиболее распространенные правонарушения – искусственно созданные дорожные ситуации, связанные с наличием необоснованных дорожных знаков и разметки, которые систематически используются сотрудниками Госавтоинспекции для неправомерного привлечения водителей и пешеходов к административной ответственности. По таким преступлениям возбуждаются уголовные дела уже против сотрудников ГИБДД, сообщается в докладе Юрия Чайки.

В качестве примера генпрокурор привел Челябинскую область, где водительские удостоверения получили 650 человек, стоящих на учете с диагнозами наркомания или алкоголизм, причем на 120 судебных решений о лишении таких лиц права управлять автотранспортом фактически изъято только 50 водительских удостоверений. Многочисленные нарушения в работе ГИБДД стали возможны из-за отсутствия должного контроля за подчиненными со стороны милицейского руководства, считает генпрокурор и выражает надежду, что идущая в системе МВД реформа позволит исключить дублирующие и избыточные функции подразделений ГИБДД, оптимизирует штатную численность и позволит автоинспекции сосредоточить усилия на профилактике ДТП.

С другой стороны, по мнению члена Совета Федерации и бывшего начальника ГИБДД России Владимира Федорова, Генпрокуратура просто отрабатывает поручение президента, который в прошлом году поставил перед ней задачу усилить надзор за безопасностью на дорогах.

Впрочем, многие из претензий Юрия Чайки вполне оправданны, говорит Владимир Федоров: контроль за обустройством и состоянием дорог не на высоте, зато число наказанных водителей достигло чрезвычайно высокого уровня. В прошлом году их было более 50 миллионов (в то время как весь автопарк России, по данным на 1 января 2010 года, составляет 33 миллиона автомобилей – прим. авт.). «Когда в 1997–1998 годах мы вышли на подобную цифру, пришлось снижать административный пресс. Я помню, как давал указание не наказывать, а предупреждать за незначительные нарушения», — вспоминает Владимир Федоров.

«Генпрокуратура на федеральном уровне признала, что ГИБДД устраивает засады на водителей, – и это огромный прогресс», – радуется руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Но он выразил сомнение, что это сколько-нибудь сократит в ближайшее время число милицейских засад на дорогах или поможет рядовым водителям в общении с инспекторами ГИБДД. При этом позиция прокуратуры может стать хорошим подспорьем для общественных организаций, которые защищают права водителей.

По словам помощника руководителя Следственного управления СКП РФ по Тюменской области Евгения Казакова, основными видами преступлений, по которым привлекаются к уголовной ответственности сотрудники ГИБДД Тюменской области, являются взяточничество и превышение должностных полномочий. Так, в 2009 году Следственным управлением СКП РФ по Тюменской области расследовано около десяти подобных дел. В том числе и в отношении организованных преступных групп. Наиболее громкие процессы связаны с возвратом за вознаграждение водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортным средством, а также с изготовлением подложных документов для получения незаконных страховых выплат за разбитый транспорт.

Напомним, начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин придерживается позиции предупреждать водителей, а не наказывать за совершенные незначительные правонарушения. «Я за то, чтобы автолюбителей предупреждали. Они лучше это понимают, чем наказание. И инспекторам об этом говорю. Потому что у сотрудников ГИБДД есть такая функция, как предупреждать правонарушение, – сказал Геннадий Лоточкин. – Я вовсе не сторонник, чтобы на всех составлять административный протокол. Другое дело, что, в соответствии с Кодексом, при нарушении Правил дорожного движения инспектор ДПС должен составить административный материал. То есть меру воздействия инспектор выбирает на свое усмотрение. Вот в чем проблема».

В то же время в управлении ГИБДД Тюменской области проводятся широкий комплекс мероприятий по предупреждению коррупционных проявлений среди сотрудников, говорит начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Анжела Борисова: «Так, управление принимает активное участие в акции «Честь дороже взятки». В соответствии с указом президента все сотрудники продекларировали свои доходы за прошедший год. Проводится и воспитательная работа с личным составом. Заместители руководителей подразделений выезжают к сотрудникам домой, смотрят на жилищные условия и помогают в решении бытовых проблем. В системе служебной подготовки проводятся беседы с инспекторами, в которых принимают участие представители прокуратуры, судейского корпуса, ветераны Госавтоинспекции, даже священники. Также в этом году для сотрудников ГИБДД проводилась экскурсия в СИЗО».

В управлении действует телефон доверия: 79-45-94, прием граждан по личным вопросам проводит начальником ГИБДД Геннадий Лоточкин. Жалобы можно направлять и через сайт управления. Каждая жалоба рассматривается в установленном порядке. Кроме того, контрольно-профилактический отдел управления проводит гласные и негласные проверки личного состава, принимает участие в межрегиональных проверках управлений ГИБДД в УрФО.

В свою очередь юрист Тюменского союза автолюбителей Денис Аханов считает, что радоваться водителям пока рано. Надо дождаться конкретных шагов по решению проблем, озвученных в докладе генпрокурора. Хотя хорошо уже то, что эта тема поднимается на столь высоком уровне. «На самом деле так оно и есть. В законодательстве прописаны функции ГИБДД, которые должны быть направлены на профилактику правонарушений. А сейчас, и все прекрасно об этом знают, ГИБДД является карательным органом, – говорит Денис Аханов. – И все прекрасно знают, почему. Несмотря на то, что приказ МВД №650 и предусмотренные им критерии оценки деятельности ГИБДД уже отменены, так называемая «палочная система» по-прежнему действует и никуда она не делась. Работа Госавтоинспекции также оценивается по определенным показателям в сравнении с предыдущим годом».

Самое удивительное, что бывший начальник ГИБДД России Владимир Федоров фактически признал существование административного пресса на водителей. Причем, если следовать его логике, ужесточение наказания водителей за административные правонарушение никак не сказывается на снижении уровня зарегистрированных правонарушений. Очевидно, что проблемы уже не столько в водителях, сколько в самой системе. Сможет ли Генпрокуратура ее изменить?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем