Авто Авторынок: тенденции и перспективы

Авторынок: тенденции и перспективы

Авторынок делает первые шаги к восстановлению: темпы падения постепенно замедляются. Но радоваться рано: дилерам предстоит пережить вторую волну кризиса, вызванную резким снижением доходов от автосервиса. По данным аналитического агентства «Автостат», в п

Авторынок делает первые шаги к восстановлению: темпы падения постепенно замедляются. Но радоваться рано: дилерам предстоит пережить вторую волну кризиса, вызванную резким снижением доходов от автосервиса. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году куплено 1,47 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей на 30 миллиардов долларов в денежном эквиваленте. Иномарки откатились к показателям 2006 года – 1,02 миллиона автомобилей (-52%). УрФО лидирует по провалу: продажи сократились на 62% и составили 83,5 тысячи новых иномарок, или 8,2% общероссийского рынка. Это пятое место среди федеральных округов.

Тройка крупнейших неизменна – Свердловская область, Тюменская область с округами и Башкортостан. Традиционно на Урале хорошие результаты показывают Chevrolet, Toyota, Hyundai. Сдал позиции Ford. Высокая динамика у Kia: по итогам 2009 года марка занимает второе место по объему продаж в Челябинске, третье – в Тюмени, в Уфе и Перми – в первой пятерке. Самые продаваемые модели в УрФО – Renault Logan, Ford Focus, Daewoo Nexia (в совокупности 11% от общего объема продаж иномарок в регионе). Примечательно, что популярностью на Урале пользуются Toyota Corolla (занимает четвертое место против 12-го по России) и Mitsubishi Lancer (шестое против 15-го), а народный любимец – Chevrolet Lacetti – напротив, в региональном рейтинге ниже, чем в среднем по России (седьмое место против третьего), сообщает «Эксперт-Урал».

Надежды на восстановление

Продажи новых автомобилей пока не очень радуют дилеров: в январе они оказались на 37% ниже, чем в первом месяце 2009 года, когда кризис на рынке уже был в разгаре. Продажи в феврале – на 32% ниже уровня прошлого года. Представители крупных компаний замечают, что контрактование машин со второй половины февраля идет неплохо, но прогнозов делать не решаются, опасаясь спугнуть намечающееся оживление, сообщают «Ведомости». И все-таки итоги первых двух месяцев дают надежду на некоторое восстановление продаж в этом году: динамика в отличие от многих европейских стран по-прежнему отрицательна, но темпы падения замедляются. В январе-феврале в России продано 165,9 тысячи автомобилей.

Ценовые акции продолжительного действия и агрессивная маркетинговая политика, увеличение квот на более простые и, значит, дешевые модификации, другие внутренние резервы помогут дилерам начать постепенно восстанавливать продажи. Неплохой опорой в кризисное время могут стать операции дилеров на вторичном рынке. По мнению экспертов «Автостата» , число регистраций подержанных автомобилей в ряде регионов России, особенно удаленных от центра, в три-пять раз превышает число регистраций новых машин. Но пока по отношению к trade-in дилеры настроены скептически и считают, что направление начнет развиваться не раньше следующего года.

Борьба за клиента

За время кризиса структура валовой прибыли дилеров зеркально изменилась: теперь 60 процентов в ней приходится на доходы от сервиса, а остальное приносит продажа новых автомобилей. Как отмечают «Ведомости», в этом году авторынок ждет новая неприятность: под угрозой оказались доходы дилеров от обслуживания автомобилей. В 2010 году выручка дилерских центров от оказания сервисных услуг может сократиться на 15-20% – объемы слесарных работ уменьшатся из-за снижения парка автомобилей на гарантии, а объемы кузовного ремонта – из-за изменения политики страховых компаний: в целях экономии они все чаще отправляют автомобили в более дешевые центры.

Уменьшение парка машин, находящихся на гарантии, – это самая серьезная проблема для дилеров. Из-за этого загрузка сервиса начала падать еще в 2009 году, а в 2010 году этот тренд усилится. Сильные позиции сейчас у тех дилеров, кто сумел создать базу лояльных клиентов. Согласно опросу, проведенному «Ведомостями», у пяти крупнейших российских дилерских компаний не менее 70 процентов обслуживаемых автомобилей – гарантийные. К 2011 году парк иномарок в возрасте до двух лет (они почти все находятся на гарантии) сократится на 40% по сравнению с пиковым значением начала 2009 года – с 4,74 миллиона примерно до 2,3 миллиона.

Неавторизованный автосервис

В Москве средний коэффициент загрузки дилерских техцентров составляет 0,75–0,95 (от проектной мощности центра), а в регионах этот показатель может составлять не более 0,5, пишут «Ведомости». По мнению специалистов, в 2011 году техцентрам дилеров придется пройти проверку на эффективность: они могут потерять 30-40% своей выручки. Борьба за клиентов сейчас будет идти по двум основным направлениям: введение скидок на обслуживание в официальных дилерских центрах и создание неавторизованных сервисов.

Так, московская компания «Рольф» продвинулась дальше других по пути создания неавторизованных сервисов, но открывает их не сам «Рольф». В проекте «Белый сервис» участвуют дилеры-партнеры компании, которым «Рольф» передает бренд, технологии, сайт и осуществляет поставки неоригинальных комплектующих. Соответственно, в «Белом сервисе» могут обслуживаться все машины. Дилерам проект интересен тем, что позволяет увеличивать клиентский поток и, соответственно, загрузку сервисов за счет привлечения постгарантийных автомобилей.

Концепция «Белого сервиса» в том, что цена его услуг не привязана к нормо-часам: клиентам объявляют фиксированную стоимость определенной услуги, включающую цену работы и запчастей. Цены на услуги не менее чем на 40 процентов ниже, чем в авторизованных сервисах, и сопоставимы со стоимостью работ на «простых» сервисных станциях. Но при этом клиент «Белого сервиса» получает гарантию на работы и запчасти. По словам представителей компании «Рольф», к концу 2010 года под вывеской «Белого сервиса» будет работать уже 100 сервисных центров.

Автовладельцы выбирают независимость

Как показало недавно проведенное исследование среди российских автомобилистов, 24 процента водителей назвали «доверие в ремонте» как первую причину выбора сервиса и 41% назвали эту причину среди первых трех. При этом на втором месте среди причин – «быстрый ремонт», а «гарантия» занимает лишь третье место. В то же время «гарантия» является основной мотивацией при выборе официального дилера, а «доверие в ремонте» для автовладельцев – стимул обратиться в независимый автосервис. Кроме того, в 2009 году среди автовладельцев иномарок моложе пяти лет 43% водителей хотя бы один раз в течение года обслуживались у официального дилера, 39% – в независимом автосервисе. При этом в 2009 году среди тех, кто посещал официального дилера, только 30% автомобилей находились на гарантии.

С другой стороны, среди владельцев иномарок моложе пяти лет только 10,4% водителей посещают официального дилера без гарантии, а 62,8% предпочитают независимый автосервис. Это значит, по мнению экспертов, что независимый автосервис в шесть раз лучше по показателям официального дилера. Интересно взглянуть и на структуру Российского автопарка в 2009 году: 44% составляют новые автомобили, 56% – автомобили, сменившие собственника. При этом 89% машин, «бывших в употреблении», были куплены у частных лиц и лишь 4% – у официальных дилеров, что еще раз свидетельствует, что услуги trade-in дилерами практически не развиваются.

Можно отметить и тенденцию к старению автопарка. Как показало исследование среди владельцев иномарок моложе пяти лет, если в 2008 году автовладельцы в среднем меняли автомобиль через два года и 10 месяцев, то в 2009 году – через три года и два месяца. Также через два года и один месяц после регистрации новой иномарки, автовладелец чаще посещает независимый автосервис, чем официального дилера. В целом же в 2009 году только 25 процентов всех посещений автосервисов приходится на официальных дилеров, в то время как 47 процентов занимают независимые автосервисы.

Автосервис по-тюменски

Помощник технического директора группы компаний «Автоград» Иван Покрышкин считает, что у техцентров официальных дилеров есть перспективы для успешного развития и без создания неавторизованных автосервисов. По его словам, примеров, когда официальный дилер открывает неавторизованный автосервис, в Тюмени пока нет.

– Как на тюменских автодилерах сказалось уменьшение парка гарантийных машин?

– Безусловно, отток автовладельцев от официальных дилерских автосервисов заметен. Но он неравномерный. Например, в свое время нам удалось на одном из массовых брендов наладить высокий уровень качества обслуживания клиентов в техцентре, что позволило выйти в первую пятерку среди всех дилеров России. Те, кто проводил такую политику, смогли максимально удержать клиентов и меньше пострадали от уменьшения парка гарантийных машин.

Там же, где мы не успели до кризиса выстроить систему взаимоотношений с клиентами, с большей или меньшей степенью вероятности можно говорить о сокращении клиентской базы. При этом надо учитывать и психологию потребителя услуг — найти там, где дешевле и быстрее. Но автопарк стареет, как показывают исследования, автомобили все чаще требуют ремонта. Поэтому перспективы у автосервиса есть, и большие. Вопрос в том, кто эти перспективы будет осваивать.

– Назовите основные тенденции развития автосервиса?

– Тенденции следующие. В настоящее время автовладельцы по ряду причин обращаются на автосервис, в основном, за сложным ремонтом. Если раньше сложный ремонт занимал порядка 20-30 процентов в структуре всех операций на автосервисе, то сейчас его доля значительно выросла. Это можно продемонстрировать по потребностям автосервисов в механиках. По наиболее популярным автомобильным брендам соотношение такое: 50 процентов механиков в авторизованных техцентрах имеют стаж до двух лет и 50 процентов – механики со стажем от трех лет и выше.

Это значит, что структура ремонта изменилась, все чаще приходится решать более тяжелые и сложные технические проблемы. Это вызвано несвоевременным обслуживанием автомобилей по причине того, что в начале кризиса автовладельцы стали меньше средств в своем семейном бюджете выделять на техническое обслуживание машин. В результате сейчас к официальным дилерам обращаются именно за высококвалифицированной помощью. Причем, соотношение в сторону увеличения числа опытных механиков в автосервисных мастерских официальных дилеров будет сохранятся еще ближайшие два года, если принять за точку отсчета наметившееся в этом году оживление в сфере продаж автомобилей. Можно отметить и то, что практически не требуются автодилерам механики, занимающиеся установкой дополнительного оборудования. За прошедший год доля установленного дополнительного оборудования во всем объеме работ автосервисов официальных дилеров снизилась с 20 до 10-12 процентов.

В целом с началом кризиса ситуация складывалась следующим образом. Клиент ринулся в независимые автосервисы, которые просто не готовы были принять такое количество автовладельцев. И люди, обжегшись, начали массово возвращаться к авторизованным дилерам за техобслуживанием. Несмотря на то, что в этом году на официальных дилерах должен отразится провал продаж, который начался два года назад, мы надеемся за счет «обратной волны» увеличить долю автосервиса в объеме всей выручки. Это, может быть, и не перекроет все наши докризисные потребности, но процентов на 20-25 увеличит загрузку дилерских центров.

– Насколько отличаются цены на обслуживания у официальных дилеров и независимых автосервисов?

– Независимый и так называемый «серый» автосервис занимает в России в среднем 60-70 процентов рынка. Их доля в нашей стране всегда была больше в сравнении с западными странами. Поскольку у нас гораздо проще открыть шиномонтаж, чем какой-либо другой вид бизнеса, и уходить от уплаты налогов. Соответственно, если есть предложение со стороны независимых и серых автосервисов, будет и спрос.

Большинство водителей в настоящее время обращаются к неофициалам за техническим обслуживанием и ремонтом, за исключением гарантийных машин. Потому что основной мотивацией для обращения в дилерский центр остается гарантия. Раз машин стали продавать меньше, естественно, это отражается спустя два года на автосервисе. Но еще раз хочу отметить, люди едут за дешевым обслуживанием и обжигаются. Неавторизованный автосервис не может оказать им требуемый уровень ремонта, и они возвращаются к официальным дилерам.

Разница цен на обслуживание у официальных дилеров и независимых автосервисов зависит от бренда. В линейке наших брендов есть услуги, цены на которые конкурентоспособны с обслуживанием в независимых автосервисах. Ведь что произошло: переизбыток клиентов у неавторизованных автоцентров породил повышение стоимости их сервисных услуг. Если сравнить обслуживание по кузовному ремонту, то цены у официальных дилеров и независимого автосервиса практически одинаковые, несмотря на то, что мы официальные представители. Просто люди не знают ситуации досконально.

По основным видам ремонта наши цены близки к стоимости услуг в независимых автосервисах. Разница лишь в сумме налогов и стоимости неоригинальных запчастей, на чем и выигрывают неавторизованные автосервисы. Но надо понимать, какого качества запчасти владелец машины приобретает у «нелегалов». Отечественный потребитель не настолько научен, чтобы понимать это.

– Как изменится структура доходов официальных дилеров?

– Сейчас основной источник доходов официальных дилеров – автосервис. На втором месте – продажи новых автомобилей, на третьем – запчасти. В конечном итоге мы придем к общемировой формуле, когда 70 процентов доходов официальных дилеров будет приносить сервисное обслуживание и продажа запчастей, а 30 процентов – продажа автомобилей. С кризисом поменялась и маркетинговая политика. Если раньше мы работали на привлечение потребителя извне, то есть пополняли базу новыми клиентами, то сегодня усилили работу с уже сложившейся клиентской базой. Это всевозможные SMS-рассылки, обзвон клиентов, директ-майл, что до кризиса мало использовалось.

– Эксперты называют различные даты восстановления докризисного уровня авторынка. Ваш прогноз.

– Предсказывать будущее в ситуации, когда все может изменится за считанные дни, дело неблагодарное. Впрочем, по некоторым самым оптимистичным прогнозам, в Москве ожидают выхода на докризисный уровень продаж автомобилей уже в июле-августе 2010 года. Значит, в регионах эта тенденция проявится через 2-3 месяца. Если ориентироваться на этот прогноз, то в Тюмени докризисный уровень будет достигнут осенью. Но это всего лишь один из великого множества вариантов развития событий.

Подстегнуть продажи может утилизационная программа. Есть интерес со стороны покупателей к моделям наших брендов по утилизации. Но во всероссийском масштабе порядка 80 процентов всех проданных по программе машин займут отечественные автомобили. Потому что потребительский портрет такого покупателя характеризуется ориентацией на отечественный автопром.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем