Авто Лишать прав за ксенон – государственная политика

Лишать прав за ксенон – государственная политика

Не утихают страсти вокруг использования газоразрядных фар. Очередным поводом для всплеска интереса к этой теме послужили недавние разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в которых говорится о том, что использование

Не утихают страсти вокруг использования газоразрядных фар. Очередным поводом для всплеска интереса к этой теме послужили недавние разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в которых говорится о том, что использование газоразрядных источников света (в первую очередь ксеноновых ламп) в фарах, предназначенных для других источников света (например, галогенных ламп), незаконно. Кроме того, Госавтоинспекция решила квалифицировать это нарушение ПДД по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ и наказывать водителей за использование нелегального ксенона лишением прав на срок от шести до 12 месяцев.

Обсудить проблему использования ксеноновых фар собрались в конце минувшей недели в Областной библиотеке все заинтересованные лица: представители ГИБДД Тюменской области, организаций, занимающихся проведением диагностики транспортных средств, продавцы и установщики ксеноновых фар, помощник депутата городской думы и члены тюменских автоклубов. Дискуссии разгорелись нешуточные, сразу разделив участников на два лагеря: одни – сотрудники ГИБДД и специалисты предприятий по диагностике транспортных средств – придерживались мнения, что незаконное использование ксеноновых ламп должно караться «по всей строгости закона», другие – автолюбители, юристы и примкнувшие к ним продавцы и установщики ксенона – отстаивали право автолюбителей на свободное использование газоразрядных ламп. Особняком держался помощник депутата городской думы, который своим выступлением пытался примирить противоборствующие силы. В итоге все остались при своих.

Причина споров

Если верить организаторам круглого стола, споры вокруг использования газоразрядных фар начались с простого поручения Минпромторга России ФГУП «Научно-исследовательский институт автомобильной эксплуатации» проверить, насколько безопасно использование ксеноновых ламп в автомобиле, и в первую очередь, пиратской продукции, не соответствующей требованиям российских стандартов. В подготовленном заключении институт указал на необходимость внести изменения в ГОСТы, которые регламентируют требования к световым приборам в автомобиле. В частности, ученые предложили скорректировать понятие режима работы, а также квалификацию типа фар под различные источники света.

С 1 января 2010 года на основании Федерального закона «О техническом регулировании» все требования к техническим объектам должны быть выделены в отдельный документ под названием «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». После принятия этого документа изменится система госстандартов. Технический регламент должен вступить в силу 23 сентября 2010 года. В нем пунктом 3.1 и п.п. 1.3.14.6 – 1.3.14.7, приложением №5 установлено, что фары ближнего и дальнего света, а также противотуманные, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны иметь маркировку знаками «Е» или «е». Такие фары должны быть оснащены омывателем и автоматическим устройством регулировки угла наклона, и луч ближнего света должен оставаться включенным, когда включается луч дальнего света.

Использование газоразрядных источников света (категории D) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическим корректором фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны. При этом в действующих ГОСТах ссылка на необходимость автокорректора фар отсутствует. По Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» пунктом 3.46«А» предполагается наличие в автотранспортном средстве фар типа DR, DC, DCR (фары с газоразрядными источниками света категории D: дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары) и устанавливаются к ним определенные требования по силе света, регулировке светового пучка в различных режимах и т.д.

Вместе с тем пункт 4.3.2.2 данного Госстандарта, ранее предполагавший наличие у автомобилей, оснащенных такими фарами, автоматических корректоров, в настоящее время отменен. Требования, установленные Госстандартом, возможно проверить лишь в условиях пункта технического контроля, что и делается при проведении государственного технического осмотра с установленной законом периодичностью. Значит, установка газоразрядных ламп без автокорректора, на чем настаивает ГИБДД, разрешена законом? По крайней мере до сентября, пока не вступит в силу Технический регламент.

Еще один спорный момент – квалификация нарушений, связанных с использованием ксеноновых ламп в фарах, не предназначенных для этого. Ранее инспекторы ДПС относили подобные нарушения к изменениям конструкции автомобиля без согласования с автопроизводителем. Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей. Но масла в огонь подлило постановление Верховного суда России, в котором указывается, что подобные нарушения должны квалифицироваться по статье 12.5 п. 3: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Санкции по этой статье строже. За установку нелегального ксенона владельцу придется заплатить штраф от 2500 рублей для физических лиц, до 500 тысяч – для юридических. Это касается случаев, когда нелегальный ксенон выявят при техосмотре машины, или в дневное время суток в городских условиях при выключенных фарах. А вот за использование нелегального ксенона при движении по трассам и в ночное время с включенными фарами действительно грозит лишение прав.

Ночной дозор

Понять гнев автолюбителей можно. Установка комплекта ксеноновых фар на автомобиль – дело затратное. Кроме того, продаваемый в магазинах и устанавливаемый на станциях ксенон априори должен быть сертифицирован. В противном случае, признавая наличие в стране контрафактных газоразрядных ламп и ксеноновых фар, чиновники расписываются в собственном бессилии, поскольку в их компетенции не допускать ввоз в Россию контрафактной продукции.

Прозвучал и такой аргумент: «На любую машину можно поставить ксеноновый свет. Поскольку у каждой фары имеются разъемы под газоразрядные лампы. Автокорректоры не нужны, госстандартами они не предусмотрены». Автомобилисты оказались более подкованными в технических вопросах. По их словам, лишь в моделях бизнес-класса и топовых версиях автопроизводители устанавливают автокорректоры. При этом на любую модель автомобиля в качестве дополнительной опции покупателям иномарок предлагаются ксеноновые фары. Также владельцы машин с ксеноновыми фарами сослались на мнение офтальмологов, по утверждению которых свет от газоразрядных ламп безвреден для сетчатки глаз. Ослепляющий эффект возникает только в случае, если световой поток не отрегулирован, и в фарах с рифленым стеклом. А современная автомобильная светотехника имеет прозрачный колпак фар, что способствует хорошей светопередаче.

Дневной надзор

Начальник отдела технического контроля ГИБДД Тюменской области Алексей Чубаров подчеркнул, что последние разъяснения ДОБДД МВД России и постановление Верховного суда указали на то, что сотрудники Госавтоинспекци неправильно действовали, квалифицируя данные нарушения по более мягкой статье. «Например, в Казани в прошлом году за такие нарушения уже изымались водительские удостоверения и водители лишались права управления транспортным средством», – отметил Алексей Чубаров.

Он также пояснил, что в случае, если газоразрядные лампы в фарах, не предназначенных для этого, будут установлены самостоятельно, без согласования с производителем автомобиля, и это будет выявлено при прохождении техосмотра или в дневное время суток в ходе совместных рейдов с государственными инспекторами технического надзора, дальнейшая эксплуатация транспортного средства будет запрещена, а номерные знаки изъяты. При этом Алексей Чубаров не смог ответить, как инспекторы ДПС собираются бороться с незаконным ксеноном в ночное время.

Юристов же интересует процедура установления вины водителя за использование ксенона. «Если мы хотим бороться с незаконным использованием ксеноновых фар, необходимо разработать хорошую нормативную базу. На сегодняшний день постановление Верховного суда об использовании ксеноновых фар несет косвенное последствие для правоприменительной практики. Обязательным к исполнению является постановление пленума Верховного суда, – сказал сопредседатель Тюменской региональной молодежной организации «Правозащитный центр – Северный стандарт» Антон Машуков. – Будет жалко граждан, которые пострадают из-за недоработанного законодательства. Они станут жертвами не закона, а государственной политики. Пример – разъяснения о противоречии знаков и разметки, которые в подобных ситуациях рекомендуют принимать решения в пользу водителей. А автолюбителей за это по-прежнему лишают прав. Существует государственная политика в этой сфере. И за ксенон будут лишать прав не потому, что проработана нормативная база, а потому что так решили вверху».

В первую очередь остается неясным, что будет служить доказательством вины водителя – экспертное заключение, выданное органами технического надзора, или рапорт сотрудников ДПС, задержавших нарушителя. Здесь Алексей Чубаров оговорился, буквально, по Фрейду, от чего юристы схватились за голову: «Сейчас будем приходить к единому мнению с мировыми судьями, достаточно ли будет рапорта инспекторов ДПС». В подобных случаях, как показывает практика, мировые судьи используют в своих решениях известную формулировку «нет оснований не доверять» (НОНД) инспектору ДПС и, как правило, встают на их сторону.

Мораторий на запрет

Компромиссный вариант разрешения спора вокруг ксеноновых фар предложил помощник депутата городской думы Артем Скляев. По его мнению, необходимо ввести мораторий на запрет использовать незаконно установленный ксенон в автомобилях, чтобы дать время автовладельцам исправить ситуацию. Кроме того, считает помощник депутата, государство должно компенсировать автолюбителям затраты на установку контрафактного ксенона: «Цивилизовано было бы предусмотреть компенсацию автолюбителям за установленный ксенон. Возместить стоимость фар на основании имеющихся платежных документов или бесплатно заменить ксенон на штатные лампы на уполномоченных СТО».

Кстати, в ряде регионов, например, Самарской и Рязанской областях, инспекторы ГИБДД ввели мораторий: за самовольно установленные ксеноновые фары сотрудники Госавтоинспекции пока только предупреждают автомобилистов, а наказывать начнут с 1 апреля. Представители ГИБДД Тюменской области на этот вопрос ответили уклончиво. Не называя часа «Х», лишь подчеркнули, что проводят профилактические мероприятия. Тем не менее, такие структуры действуют одновременно и по команде, так что всех автовладельцев машин с ксеноном заранее поздравляем с 1 апреля. И это не шутка.

Фото: Видео Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем