Журнал Forbes привел результаты исследования главных причин дорожных аварий. Иследование проводилось в Соединенных штатах, однако вполне актуально и для российских дорог, пишет Autonews.ru. На первом месте, как это ни странно, банальное пьянство за рулем. В Соединенных Штатах по вине пьяных водителей происходит около 40% всех ДТП. Но не только янки позволяют себе выпить перед тем, как сесть за руль. В Москве на Краснопресненской набережной есть даже памятник, посвященный тематике пьянства за рулем. Он выполнен в виде бутылки, наполненной фрагментами разбитых автомобилей, – своеобразная квинтэссенция результатов эксплуатации автомобилей пьяными водителями.
По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2009 года в России произошло 185 тысяч 237 ДТП, из них 11 тысяч 475 – по вине нетрезвых водителей. В результате этих ДТП погибли 2059 человек, почти 17 тысяч получили ранения.
О примерах пьянства за рулем и о его последствиях мы чуть ли не каждый день узнаем из новостей. Так, в сентябре прошлого года в Новосибирской области пьяный водитель «Волги» сбил четырехлетнего ребенка. Случилось это, когда водитель удирал на автомобиле от пытавшихся остановить его инспекторов ГИБДД. В результате горе-шофер не справился с управлением и влетел на машине прямо на детскую площадку. Двое игравших там детей успели отскочить от автомобиля, один – не успел. Ребенок скончался на месте. Экспертиза установила, что водитель находился в тяжелой степени алкогольного опьянения. Сам водитель признался, что перед поездкой выпил литр (!) самогона.
В Иркутске в ноябре пьяный водитель врезался в автобусную остановку и сбил шестерых. Одна из пострадавших (20-летняя девушка) скончалась в больнице. А задержанный водитель, как выяснилось, не только был пьян, но еще и угнал автомобиль, на котором было совершено ДТП.
Самые свежие примеры – в Тюмени: 12 января нетрезвый водитель Hyundai Elantra ночью после веселья в клубе устроил бегство от пытавшегося остановить его патруля ДПС, взяв перед этим на борт четверых пассажиров – своего приятеля и девушек 18–22 лет. После столкновения со снегоуборочным самосвалом в живых из пассажиров осталась лишь одна девушка, которая получила при этом тяжелые травмы. А также сам водитель, который теперь ждет суда. В отношении другого нетрезвого водителя из Абатского района, по вине которого погиб один человек, суд на днях уже вынес решение – 19-летний молодой человек проведет год в колонии-поселении.
Но не только пьянство является причиной дорожных происшествий. Беспокойство вызывает также любовь водителей к написанию SMS-сообщений. Американские ученые выяснили, что если при разговоре по мобильному телефону за рулем вероятность попасть в аварию увеличивается примерно в четыре раза, то при наборе SMS – в шесть раз. Скорость реакции при разговоре по телефону снижается на 9%, тогда как при наборе SMS – уже на 30%! К сожалению, статистика ДТП, случившихся из-за набора SMS за рулем, в России не ведется, а вот американские полицейские сообщают, что в день современные технологии, а вернее – их несвоевременное применение, становятся причиной от четырех до восьми тысяч крупных и мелких ДТП.
Дальше в рейтинге расположились эмоции. Вернее, даже не просто эмоции, а с применением огнестрельного оружия. Порой реакция воителей на то, что им не нравится, переходит всякие границы. Так, в начале декабря на северо-западе Москвы водитель внедорожника выстрелил из травматического пистолета в водителя маршрутки. Ранее в Люберцах водитель выстрелил из травматического оружия в пешехода, стоявшего на автобусной остановке. До этого между ними произошел конфликт. В сентябре на юге Москвы еще один водитель внедорожника обстрелял из «травматики» автомобиль скорой помощи, не поделив с ним дорогу. Ну а совсем свежий пример – подполковник милиции, выстреливший в водителя снегоуборочной машины. Последний, кстати, от полученного ранения скончался.
Следующий пункт – лихачество. Данные по США говорят, что превышение скорости – причина 13% от количества всех аварий и 33% от всех аварий со смертельным исходом. Ну а если говорить о России, то тут уж вряд ли стоит отрицать очевидное: на дороге лихачат больше половины водителей. Случаев ДТП, произошедших из-за превышения скорости, – великое множество.
Есть и многие другие причины, часто приводящие к ДТП. Это, к примеру, игнорирование ремней безопасности. Само по себе оно, конечно, к аварии привести не может, но последствия очень многих ДТП могли бы быть иными, если бы их участники в начале пути пристегнулись, как того требуют правила дорожного движения. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении – в 1,8 раза, а при опрокидывании автомобиля – в пять раз. У пристегнутых пассажиров степень риска при лобовом столкновении автомобиля с препятствием или с другим автомобилем в девять раз меньше, чем у непристегнутых! По данным, полученным специалистами Корнельского университета (США) и подтвержденным их коллегами из Германии, использование ремней на 62–75% сокращает количество травм в ДТП.
Другая ошибка – неиспользование в авто специального детского кресла (child restraint system – детское удерживающее устройство). Дело в том, что вся пассивная безопасность авто рассчитана на взрослых людей. У детей другая комплекция, и их обязательно нужно перевозить именно в детском кресле. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.
Прибавьте к списку еще недооценку погодных условий (как следствие, например, несвоевременную смену резины) и вождение в усталом состоянии. В общем, выезжая на трассу, следует помнить, что автомобиль – это не только средство передвижения, но еще и средство передвижения повышенной опасности, особенно в руках водителя, самоуверенно полагающего, что «море ему по колено» (таких на наших дорогах немало). Цена за пренебрежение элементарными правилами дорожного движения может быть непомерно высока.