Стали известны некоторые подробности трагического происшествия, случившегося более недели назад, когда автомобиль Hyundai Elantra, уходя от преследования экипажа ДПС, на полном ходу врезался в снегоуборочный самосвал КАМАЗ. Напомним, в той страшной аварии, произошедшей под утро во вторник, 12 января, погибли молодой человек 24 лет и две девушки 18 и 22 лет. Еще одна пассажирка, 20-летняя девушка, получила серьезные травмы и была госпитализирована. А 24-летний водитель отделался травмой головы.
Происшествие вызвало живой отклик далеко не только у тех, кто лично знал его участников. Но помимо соболезнований близким погибших и требований сурово наказать виновника общественность живо обсуждала вопрос, почему водителя не смогли остановить раньше и имел ли преследующий его экипаж дорожно-патрульной службы возможность предотвратить несчастье. Наиболее агрессивно настроенные граждане и вовсе всю вину валят на сотрудников дорожной инспекции: якобы именно они спровоцировали аварию.
Вкратце напомним, как развивались события. Около четырех часов утра дежуривший на ул. 30 Лет Победы экипаж ДПС заметил автомобиль Hyundai Elantra, нарушивший правила дорожного движения, и подал водителю сигнал остановиться. Однако тот лишь прибавил скорость. И пока инспекторы начали движение, у нарушителя уже был гандикап метров в 200-300. На очень большой скорости (по оценкам преследователей, она могла составлять до 140 км/ч) водитель Hyundai, игнорируя запрещающие сигналы светофора, пронесся по ул. Пермякова до ул. Харьковской.
«Экипаж ДПС, несмотря на необходимость преследовать нарушителей, все же не мог рисковать собой и другими участниками движения на скользкой дороге и придерживался максимально допустимой скорости, в то время как нарушитель ехал гораздо быстрее, – отмечает начальник ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин. – В итоге к моменту столкновения автомобиля Hyundai с КАМАЗом сотрудники ДПС находились на приличном расстоянии от места происшествия и предотвратить ничего не могли».
Все, что могли предпринять преследовавшие нарушителя инспекторы, так это призывать водителя по громкой связи остановиться и передать в дежурную часть информацию о преследовании, что и было сделано. По ходу движения беглеца уже стали стягиваться другие экипажи, чтобы попытаться его перехватить. Однако с момента начала преследования до столкнования прошли какие-то три минуты. За такое короткое время никаких оперативных подготовительных мероприятий для задержания провести было невозможно.
«По закону, наши сотрудники имеют право в подобных ситуациях, несущих угрозу жизни и здоровью окружающих, использовать табельное оружие для задержания автомобиля, в частности чтобы прострелить колеса, – отмечает начальник отдела ДПС управления ГИБДД Тюменской области Эдуард Ступак. – Однако в этой ситуации расстояние между автомобилем Hyundai и преследовавшим его экипажем было слишком велико».
Как сообщил Эдуард Ступак, совсем недавно, в канун Нового года, в подобной ситуации сотрудники ДПС в Ишиме остановили нарушителя, пытавшегося скрыться от преследования, прострелив задние колеса на его автомобиле. Вообще же участвовать в погонях тюменским нарядам дорожно-патрульной службы приходится не так уж редко – до трех-четырех раз в неделю, отметил Эдуард Васильевич. Как правило скрыться пытаются либо угонщики, либо водители, грубо нарушившие ПДД: нетрезвые, лишенные водительских удостоверений и так далее. Гонки от инспекторов они устраивают как в будни, так и в выходные. Причем в субботу и воскресенье даже пореже. Вот и происшествие с Hyundai Elantra случилось во вторник.
Как отмечают специалисты из правоохранительных органов, в мировой практике несчастные случаи во время преследования нарушителей и преступников – не редкость. И у сотрудников правопорядка не так много возможностей их предотвратить, поскольку предугадать действия нарушителя, маршрут его следования, особенно если он неадекватен или находится в нетрезвом состоянии, оценить уровень его опасности для окружающих и, соответственно, на ходу в считанные секунды принять решение о мерах задержания – очень сложно. Более того, иной раз людям в погонах приходится самим идти на таран и подставлять свои автомобили, чтобы не пострадали невинные люди. Порой преследования длятся по нескольку часов. Надо помнить, что проезжая часть сама по себе – место повышенной опасности, а в случае погони риск несчастного случая возрастает в разы.