Недвижимость Бизнес и партнерство в ЖКХ

Бизнес и партнерство в ЖКХ

Государство не в состоянии справиться с проблемой ветшающих сетей и растущих тарифов. И поэтому решить вопросы жилищно-коммунального хозяйства возможно только при поддержке частных инвесторов, уверены тюменские законотворцы и чиновники. По данным Министер

Государство не в состоянии справиться с проблемой ветшающих сетей и растущих тарифов. И поэтому решить вопросы жилищно-коммунального хозяйства возможно только при поддержке частных инвесторов, уверены тюменские законотворцы и чиновники. По данным Министерства регионального развития РФ, физический износ сетей в среднем по России превышает 60 процентов, достигая в отдельных регионах уровня в 70–80 процентов. Около 30 процентов сетей полностью отслужили нормативный срок. Всего же на ремонт основных фондов ЖКХ, по данным Минэкономразвития РФ, требуется более шести триллионов рублей. Очевидно, что без привлечения частных инвестиций эту работу сегодня не сделать.

«К сожалению, наш регион в этой статистике не исключение», – констатировал заместитель председателя Тюменской областной думы Сергей Холманский во время круглого стола «Актуальные вопросы правового регулирования жилищно-коммунального комплекса», прошедшего в конце прошлой недели. По данным доклада депутата, в среднем потери только по тепловым сетям в Тюменской области составляют более 11 процентов. Фактические потери в системе муниципального теплоснабжения превышают 20 процентов. Высокой степенью износа (в среднем от 47 до 56 процентов и выше) характеризуется и состояние электрических сетей.

Выше среднероссийских значений во многих муниципальных образованиях области расходы на подъем, очистку и транспортировку воды. При этом значительная часть воды (до 30 процентов) теряется по пути к потребителю. Еще выше эти показатели в Тюмени (36 процентов) и Ишиме (39 процентов). На решение этих и других не менее важных вопросов как раз и направлена программа по модернизации ЖКХ. И как один из вариантов реализации проекта, наиболее адекватный сложившейся ситуации, – привлечение бизнеса на правах государственно-частного партнерства.

Однако, сегодня нет федерального закона о государственно-частном партнерстве, но есть ряд законов, призванных регулировать взаимодействие государства и бизнеса. В настоящее время 34 субъекта РФ приняли собственные законы о государственно-частном партнерстве. Основой для них стал законопроект, разработанный Государственной думой РФ. В ряде субъектов федерации создаются региональные центры развития государственно-частного партнерства. «В Тюменской области также создана рабочая группа по разработке подобного закона, которым будут регулироваться отношения участников государственно-частного партнерства», – отметил в своем выступлении депутат.

В сфере модернизации ЖКХ взаимодействие участников выглядит следующим образом: инвестор будет кредитовать непосредственно ресурсоснабжающую организацию, а орган государственной власти выступит гарантом и контролером данного соглашения, отмечено в докладе. При этом предлагается следующий механизм возврата инвестиций, вложенных в модернизацию проектов инженерной инфраструктуры тепло-, водо- и газоснабжения: сбытовые организации принимают на баланс отремонтированные или вновь построенные сети и гарантируют оплату коммунальных услуг в течение некоторого времени по льготному тарифу – в пределах суммы, затраченной на строительство сетей.

«Таким образом, источником инвестиционной деятельности, в частности, могла бы стать та рассчитанная экономия, которая возникнет при использовании отремонтированных и вновь построенных сетей. А к строительству сетей можно было бы привлечь не только застройщиков, которые сегодня вынуждены заниматься этим вопросом, но и других инвесторов. Например, такими инвесторами могли бы стать дольщики, которые заключали бы параллельно с договором о долевом строительстве жилья отдельный инвестиционный договор на строительство сетей. А ресурсоснабжающие компании сначала брали бы сети в аренду, а затем выкупали их за счет льготных тарифов у населения, – констатирует Сергей Холманский. – Сейчас же наиболее частой оказывается ситуация, при которой сети оказываются не нужны ресурсоснабжающим организациям. Строительные компании вынуждены оставлять их у себя на балансе. При этом возникает дополнительная налогооблагаемая база».

В конце прошлого года в Тюменской областной думе была создана рабочая группа по рассмотрению и формированию тарифов на тепловую и электрическую энергию и платы за технологическое подключение к источникам электро- и теплоснабжения. Итогом работы этой группы должно стать подписание всеми ресурсоснабжающми организациями, Союзом строителей Тюменской области, Тюменской областной думой Меморандума о намерениях ресурсоснабжающих организаций по вопросам технического присоединения к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Это событие можно оценить как один из шагов в развитии государственно-частного партнерства.

Кроме того, отныне о реализации собственных инвестиционных программ ресурсоснабжающие компании должны будут отчитываться перед депутатами Тюменской областной думы. «Это решение призвано обеспечить согласованность развития систем ресурсоснабжения в целях повышения инвестиционной привлекательности Тюменской области в целом», – заключил Сергей Холманский.

Отдельные проблемы развития государственно-частного партнерства на территории Тюменской области затронул председатель комитетов по аграрно-промышленному комплексу и земельным отношениям Тюменской областной думы Юрий Конев. Он напомнил, что порядка 400 тысяч населения живет на селе. И проблемы, которые возникают в сельской местности, отличаются от тех, с которыми сталкиваются жители областного центра.

Все муниципальные районы области являются дотационными, все строительство на селе идет за счет бюджета области. Даже выполнение программ по обеспечению жильем молодых специалистов и молодых семей возможно здесь только благодаря тому, что за счет областного бюджета формируются площадки под индивидуальное жилищное строительство. «Получается, что на селе государственно-частным партнерством занимается два субъекта – бюджет области и те компании, которые занимаются энергоснабжением», – сделал вывод депутат и тут же добавил, что фактически в сельской местности тарифы на электроэнергию уже выросли на 43 процента. Но модернизации сетей нет. Не решаются и вопросы по техническому присоединению к сетям. Так, в течение полугода стоит и не может подключиться к электросетям завод по производству рапсового масла в Заводоуковске.

«Нам обещали, что в результате реформы появится рынок генерирующих и энергоснабжающих компаний, которые будут конкурировать и бороться за удешевление тарифов. Но сегодня вместо этого они все сбрасывают электроэнергию в оптовый рынок и уже потом берут ее для поставки потребителям. Сегодня компаниям присылают счета на электроэнергию и предупреждают, что это предварительный счет. Сколько окончательно будет стоить электроэнергия, еще неизвестно. Как в таких условиях можно планировать производство?», – заострил внимание Юрий Конев.

Помимо модернизации, участники мероприятия затронули еще ряд важных вопросов, с которыми можно ознакомится на официальном портале Органов государственной власти Тюменской области. Но вывод, к которому пришли за четыре часа беседы, оказался неутешительным: проблем в сфере ЖКХ пока гораздо больше, чем конкретных, выработанных решений. Итогом же мероприятия должна стать общая резолюция, которая, наконец, сдвинет процесс с мертвой точки.

Инна Воробей, Ольга КРЮКОВА
Фото: Фото с сайта News.zn.ua
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем