Город Тюменцы не умеют продавать?

Тюменцы не умеют продавать?

Тюменские товаропроизводители и крупные торговые сети недовольны друг другом. Одна сторона удивлена условиями входа в торговую сеть, другая – непониманием современных требований к качеству продукта, которые предъявляет покупатель. Помочь сторонам попытали

" src=

Тюменские товаропроизводители и крупные торговые сети недовольны друг другом. Одна сторона удивлена условиями входа в торговую сеть, другая – непониманием современных требований к качеству продукта, которые предъявляет покупатель. Помочь сторонам попытались законодатели.

Круглый стол по формированию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей состоялся в Тюменской областной думе. В его работе приняли участие представители предприятий области, торговых сетей, депутаты областной думы.

Областной центр является основным рынком сбыта продукции тюменских сельхозпроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Хлебом Тюмень обеспечивают местные производители, 80% молочной продукции и куриного мяса, половина мяса и колбасных изделий реализуемых в городе, изготовлены тюменцами. Тюменскую «прописку» имеет 60% водки, 50% кондитерских изделий, 70% картофеля, капусты, моркови, которые покупают жители области. В регионе не производится и полностью ввозится из других регионов и зарубежья масло растительное, майонез, шоколад и шоколадные конфеты, карамель.

Основными покупателями тюменских продуктов являются предприятия общественного питания, розничной торговли, цеха по переработки, рынки.

Анализ специалистов управления по потребительскому рынку Тюмени показывает, что менее половины потребностей в сырье мясоперерабатывающих цехов и предприятий общественного питания города обеспечивают местные аграрии. Практически нет реализации мяса от сельхозпроизводителей через стационарную розничную сеть, за исключением рынков. Среди основных причин этого называют высокие цены на местное мясо, отсутствие у производителей навыка в торговле и маркетинге.

Поставки картофеля, капусты, овощей также идут в основном через посредников, что увеличивает розничную цену. К примеру, цена овощей на ярмарках товаропроизводителей составляет 7-9 рублей за килограмм, в розницу – от 14 до 25 рублей. Не обеспечивает АПК спрос торговли в мытых, чищеных овощах.

Кроме этого, плательщики сельскохозяйственного налога освобождены от НДС, в результате, их деловым партнерам – предприятиям розничной торговли – приходится выплачивать НДС с полной стоимости реализованного товара, что для них невыгодно.

По словам начальника управления по потребительскому рынку администрации Тюмени Анатолия Канова, приход крупных ретейлеров ознаменовал собой начало формирования нового уровня организации торговли и предоставления услуг покупателю: расширение ассортимента и возможность комплексных закупок в одном месте, дополнительные услуги для покупателя.

Но сети приводят на рынки производителей, с которыми имеют длительные и проверенные хозяйственные связи. Для вхождения в сеть местные поставщики вынуждены снижать отпускные цены, выплачивать входные и другие бонусы. Такие расходы не смущают крупных поставщиков, они компенсируют их за счет больших объемов продукции. Для предприятий Тюменской области, которые частично относятся к среднему, а большинство – к малому бизнесу, такие условия – кабальные. Они «вымывают» местные товары с рынка.

Сейчас доля продукции местных товаропроизводителей в сетях составляет 10-15% от общего объема товарооборота, тогда как с учетом производственного потенциала области доля должна быть 20-25%. Считанное число сельхозпроизводителей сотрудничают с сетями напрямую. Так, с «Метро кэш энд Кэрри» заключили договоры двенадцать представителей среднего бизнеса (Тюменский хлебокомбинат, «Юнимилк», «Очаково-Тюмень», «Новэра», Ишимский мясокомбинат и другие), и по два представителя малого бизнеса («Северснабсервис» и «Арома») и сельхозпредприятий («Ритца» и «КРиММ»). Как отметил глава управления по потребительскому рынку, проблемы сотрудничества с сетевыми структурами характерны для всех регионов. Деятельность всех филиалов, объектов сетей выстроена трафаретно – стратегия и тактика разрабатывается головным офисом.

Генеральный директор ЗАО «Племзавод Юбилейный» Николай Мамонотов предложил включить в проект рекомендаций круглого стола изменение договорных условий между местными производителями и федеральными сетями – отмену входных билетов при открытии новых магазинов, ускорение процедуры согласования товарной матрицы, уменьшение стоимости ввода новых товарных позиций.

О низкой эффективности сотрудничества местных товаропроизводителей и торговых сетей говорил в своем выступлении и генеральный директор комбината «Маслосыр «Ишимский» Виктор Кнауб. Помимо недовольства большим количеством бонусов, он отметил неудобное время доставки – 8-9 часов утра; предварительное уведомление о повышении цен на продукцию (до 30 дней).

Генеральный директор Тюменского хлебокомбината Геннадий Страчков также отметил, что сетевые компании не рассматривают никакие корректировки договоров в пользу товаропроизводителя. Г-н Страчков отметил, что проблематично решать возникающие вопросы – руководство сетей находится в других регионах, пересмотр цен затягивается на три месяца. Ситуация по муке в 2007 году вынуждала менять цены на продукцию ТХК, но по условиям договора это невозможно сделать, не предупредив другую сторону за полгода – из-за этого предприятие несло убытки. Гендиректор считает, что стоит рассмотреть вопрос об утверждении минимального ассортимента или процента продукции местного товаропроизводителя на прилавках сетевых магазинов.

Директор ЗАО «Торговый дом «Перекресток», филиал «Тюменский», Евгений Просвиров рассказал, что в его магазине за год работы в областном центре заключено около 50 контрактов с местными производителями. «Мы прилагаем усилия, чтобы набрать как можно больше ассортимента производителя Тюменской области. Нам это выгодно. Это дешевле, чем вести из Центральной России, к тому же это живое взаимодействие с поставщиками».

Местная продукция должна быть уникальной, чтобы ее выбрал покупатель, заплатил за нее деньги, считает Просвиров. Но возникает обратная тенденция: производитель хочет быть уникальным в плане договоров. Торговая сеть – огромный механизм, который работает на прописанных до последней буквы бизнес-процессах. Для сети важны и такие нюансы как современная упаковка со штрих- кодом. «На данный момент я торгую картошкой в развалку, а в «Ленте» картошка подмосковного Дмитровского села – аккуратная сеточка, – отметил директор филиала. – В Тюмени мне никто этого предложить не может». Это не мелочи, это конкурентное преимущество, подчеркнул он. И таких «немелочей» сети и предприятия-производители сообща могут назвать достаточно много.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем