Город Рождение и первый бой

Рождение и первый бой

Многие памятные даты забываются по мере того, как события уходят в тень под лучами последующих мировых катастроф. 15 июня 1904 года уроженцы нашей губернии впервые столкнулись с тем, что назвали позднее Русско-Японской войной 1904-1905 годов.

110 лет назад Российская империя вела войну с императорской Японией. За далекие земли, за Желтороссию, за «Инженер. Расстёгнут ворот. Фляга. Карабин. Здесь построим русский город, назовём Харбин», за честь, за имперские амбиции. Своих сынов на фронт отправляла Тобольская губерния.

Утром 25 апреля (8 мая по грегорианскому календарю) 1904 года множество жителей Тобольска устремились на загородный вал. Отсюда сверху была видна поставленная у здания винной монополии, окруженная войсками, походная лазаретная палатка с деревянным крестом наверху. С западной стороны палатка была закрыта суконными по бокам и шелковою посредине завесами. Перед палаткою выставлены аналои с иконами, внутри размещался алтарь. Так выглядела полевая походная церковь тобольского сибирского пехотного полка, отправлявшегося на театр военных действий. В 10 часов утра в ней была отслужена первая литургия. После литургии был отслужен молебен «в путь шествующим». А на городских пристанях уже были приготовлены баржи и пароходы для посадки войска.

В конце молебна полковой священник, отец Петр Кузнецов, обратился к окружающим его воинам: «Воины христолюбивые! Державною волею Государя Императора вы призываетесь на борьбу с врагами нашего Отечества. Святая церковь благословляет вас на подвиг ратный. Вы охотно идете на этот подвиг. Вы твердо помните присягу, и мужественно постоите за Веру, Царя и Отечество. Дерзкий враг хвалится своим оружием и хитростью, а русский воин не любит хвалиться наперед; не хуже врага он владеет оружием, но надеется не на свою силу и храбрость, а на всесильную помощь Божию. Все, что надо и что по вашим силам будет, то вы исполните; а что сверх ваших сил потребуется совершить, и в том поможет вам Господь Бог.... С нами Бог, разумейте языци и покоряйтеся, яко с нами Бог! Аминь!».

Командир полка в 1904 году
полковник Душкевич

9-й Тобольский сибирский пехотный полк четырехбатальонного состава был сформирован указом от 21 февраля 1904 года на основе тобольского резервного батальона. Это было уже второе «повзросление» батальона в наступившем столетии. В 1900-1901 годах он временно разворачивался в полк при походе в Китай на подавление боксерского восстания. Офицеры резервного батальона, прослужившие в Тобольске несколько лет, составили костяк штаба новорожденного полка.

Командир полка – полковник Александр Душкевич (он командовал тобольским батальоном уже два года с 03.01.1902), выпускник Саратовской классической гимназии и Тифлисского пехотного юнкерского училища. Молодым прапорщиком, а затем подпоручиком он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Подполковник Гиго (Георгий) Абуладзе, однокашник своего командира по Тифлисскому юнкерскому училищу. Судя по сходству годов производства в офицеры, Душкевич и Абуладзе были старыми знакомыми-сослуживцами.

Подполковник Николай Виссонов – еще один ветеран русско-турецкой войны, получивший на ней и ранение и боевые ордена.

Подполковник Альфред (фон) Вирен – ранее капитан тобольского батальона, командир первой роты (по традиции, вероятно, образцовой), он был произведен в новый чин 26 февраля 1904 года перед отправкой на фронт.

Подполковник Константин Парфенов. Три пули ждут его на Нангалинском перевале, но он вернется в строй и… в Тобольск.

Командир роты, капитан Иван Ермолаев – и ему еще предстоят в эту компанию и ранения и награды.

Командир роты, Леопольд Беренс – сын омского купца, президент евангельско-лютеранского совета в Тобольске.

Командир роты, капитан Николай Иванович Захаров.

Штабс-капитаны, поручики, подпоручики, прапорщики и, конечно, простые солдаты. У всех разные судьбы. Пока еще все вместе.

На пароходах и баржах полк прибыл по Тоболу и Туре в Тюмень, откуда по железной дороге двинулся на восток. Переброска была стремительной, на всем протяжении пути была лишь одна дневка в семи верстах от Иркутска, офицеры и нижние чины посетили Вознесенский монастырь, где хранились мощи святителя Иннокентия, «почти все купили образки святителя для ношения на груди». Война была уже близко. 27 мая полк прибыл в пункт сосредоточения войск – город Хайчен, где уже находились пять полков пехоты и несколько батарей артиллерии. Здесь, полк простоял три дня, свои последние мирные три дня. Можно сказать, что тобольчане практически вступили в бой «с колес».

Из письма отца Петра Кузнецова: «30 мая полк был отправлен пешком в Дашичао, в 35 верстах на юг от Хайчена, куда пришли 1 июня. После месячного сидения в вагонах, этот короткий путь под лучами палящего манчжурского солнца показался нашим солдатикам длинным и очень тяжелым; более половины их посмозолили себе ноги; утешались лишь мыслию об отдыхе в Дашичао. Но Господу было угодно возложить на нас новое испытание. 1 июня в 12 часов ночи полк был посажен на поезд и отправлен к станции Вафангоу (в 150 верстах от Порт-Артура к северу), где с 30 мая шел бой. В Вафангоу приехали 2 июня около 11 часов дня и прямо из вагонов пошли в бой. В этом первом бою пришлось понести тяжелую потерю в лице подполковника Абуладзе; здесь же был ранен прапорщик запасный Николай Бенедиктов (бедный, не вынес раны, помер в лазарете). Жаль молодой жизни; покойный отличался прекрасным характером и особенной жизнерадостностью. Несмотря на свою тяжелую рану, при встрече с товарищами по пути к перевязочному пункту, не желая смущать других, на вопрос: как он себя чувствует, улыбаясь, отвечал: «банзай!» (японский боевой клич). Всех потерь в полку было в этом бою до 70 человек, из них убитых, кажется, до 23 человек, хорошо не упомню. Из раненых большая часть ранены легко. Бой длился 2 июня до 7 часов вечера, а затем полк отступил несколько и оставался всю ночь и весь следующий день на позициях».

Таков был первый бой 9-го Тобольского полка. По описаниям боевых действий этой войны, полк был выслан главнокомандующим Куропаткиным в Вафангоу в поддержку наступления Первого сибирского корпуса Штакельберга, но, прибыв к концу сражения (в учебниках эти события названы «сражением под Вафангоу»), прикрывал выход его частей из образованного контрнаступлением японцев мешка. «В 11:30 два батальона Тобольского полка прибыли на станцию Вафангоу и сразу же пошли в бой, в 16 часов отошли за арьегард Мрозовского». За бой 2 июня потери полка по официальным сводкам: убиты один офицер и три нижних чина, ранены один офицер и 40 нижних чинов, три нижних чина пропало без вести.

Впереди было еще 14 месяцев войны.

Предыдущая запись автора:

Юрий Зотин. 39 лет. Коренной тюменец. Любит ходить пешком, каждый раз выбирая новый маршрут. Называет себя патриотом родного города. Исследователь в области генеалогии Тюмени.
Юрий ЗОТИН
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем