Город Были бы роботы мягкими игрушками

Были бы роботы мягкими игрушками

­

Сын моей питерской знакомой – способный и бойкий мальчик – помешан на роботах. Денег у мамы не много, и роботов она ему шьет. Мягкие игрушки. Сам он делает их из пластилина, картона. Однажды у детей был конкурс на лучшую поделку из природного материала. Семейство отправилось в лес, набрали шишек, веточек, коры. Из этого материала мальчик сделал робота.

По большому счету, никого это не удивляет. Примелькалось, стало фоном. Взрослые не пробуют разобрать неумелые детские граффити, равнодушно проходят мимо витрин с игрушками, где иногда нет ничего, кроме машинок и трансформеров. Останавливаются, когда дернет за руку сын. У него есть два конструктора и вертолет, но вот тот робот – герой его любимого мульта. Он умеет говорить, обладает мегазрением и кого-то там спас. Это не просто штуковина с проводами, у него есть душа. И он развивается.

Для большинства детей этот яркий и шумный, куда-то стремящийся мир намного интереснее привычного им «мира природы» – молчаливых пригородных рощ, божьих коровок и цветов на слабых ножках. Среди книжных «чудес природы» одни в глазах детей – только забавные небылицы и притчи, другие расскажут про «зачем» и «почему». Есть и настоящие чудеса – но чтобы их увидеть воочию, надо отправиться далеко, а чтобы познать, нужно время.

И они уже не для всех. В «клубе созерцателей природы» место немногим – большинство людей постигает ее ее через опыт жизни; пассионарным особам недостаточно и этого. Первым детским впечатлением Генри Форда было птичье гнездо и отец, вытаскивающий плуг из борозды, чтобы его не потревожить. Дед тоже учил его простым радостям природы в лесах, окружавших усадьбу, – рассказывая о цветах, деревьях и повадках местной живности. Форд будет любить это всегда, – но случайно увиденный им локомобиль поразит его настолько, что через пару лет он бросит школу, ферму и пешком уйдет в Детройт. Его мечтой станет «автомобиль для каждого». Их будет много таких, «бежавших за чудесами».

Теперь чудеса приходят сами. В США помнят полувековой давности историю с ряженым рекламным роботом, который, переходя от городка к городку, увлекал за собой сотни детей. Газеты прозвали его «Гамельнским дудочником». С той поры у него много братьев – люди в странных костюмах с кнопками на груди появляются на детских праздниках, в школьных классах, помогая делать уроки нескучными. Все это весело и здорово, пусть уже и не так ново. Добавьте сюда мульты, игрушки, книжки... Но постойте. «Робот», кажется, должен работать? Чем же он занят?

Больше столетия продолжаются эти пляски с роботами. Начиная с века пара. Листая старые журналы, попадаешь в по-детски наивное будущее, которое не состоялось. Вместо снующих вокруг людей «роботов-слуг» – машины по сборке других машин, космические аппараты и все более изощренное оружие. «Искусственный интеллект» далек и страшноват, «шагающие автоматы» опустошают леса. Промышленная автоматика, способная выполнять сложные задания, плодит безработицу. Так о чем весь этот шум?.. «Массовый» робот – это всего лишь рекламный зазывала и агент по трудоустройству в корпорации «Прогресс». Многие понимают, что ею управляют опасные авантюристы и мошенники, – так что те, затевая что-то, обходятся без уговоров. Их «клиентура» – дети и зеленая молодежь. Понятно, выбирают лучших.

Это сегодня про нас. В стране, которая каждое лето задыхается в дыму лесных пожаров, идет подготовка к модернизации грандиозного масштаба. Нет, не так: мирового. На массу граждан, тех, чьи деды пережили «Великий перелом», а отцы – Великий Облом, особо не полагаются – обыватели, циники, маловеры. Требуются горячие сердца и умные головы: «Опираться нужно на исполненную энтузиазмом молодежь, творческую, амбициозную, – молодежь, которой хочется быть самой лучшей, самой красивой, самой умной». (с сайта МГЕР). Начинают со школьной скамьи. Тут и наши старые знакомые: развивают инженерные способности. «Робототехника – это интересно и круто, это прогрессивно и инновационно». В СССР роботы были добродушными истуканами, вокруг которых собиралась детвора; теперь они напоминают юрких насекомых, «заполоняющих» школы и лицеи. Охват – массовый: нужны таланты.

Дежурный вопрос: куда это «развивается»? Некоторые из тех, кому по их рангу и заслугам полагается об этом думать, считают развитие технологий чем-то вроде «промысла божьего» (наших европейских соседей это бы, наверное, рассмешило). Ну а большинство – люди дела. Куда бы это ни шло и что бы ни сулило, разорение и уничтожение природы не оправдает ничто. В России в природоохраных движениях немало молодежи; но иногда значение одного человека выше доброй тысячи других. И пока техника увлекает лучших в мир «смелых шагов и больших идей», пока эти деятельные и умные находят себе применение в сферах, далеких от природы или наносящих ей вред, остановить это не получится.

Русский художник рубежа XIX-XX веков Василий Максимов написал картину «Мальчик-механик». Деревенский отрок, присев у окна, мастерит грубый механизм из деревянных шестерен; вошедший в избу отец глядит на это с почтительным вниманием. Есть у Максимова и картина под названием «Лесной сторож»: немолодой крестьянин с окровавленной щекой и связанными за спиной руками одиноко стоит подле свежих пней, провожая взглядом нагруженные бревнами дровни. Поставим эти две картины рядом.

Предыдущие записи автора:

Фото: Фото из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем