Город О духовной силе без плагиата

О духовной силе без плагиата

Как говорится, без знания прошлого нельзя построить будущее. Может быть, именно поэтому признанный медиевист и главный редактор альманаха ИРЛИ РАН, писатель и ученый Евгений Водолазкин выбрал именно древнерусскую книжность и особенности мышления средневекового человека темой лекции для студентов Тюменского государственного университета. Встречу организовала кафедра издательского дела и редактирования в продолжение празднования Всемирного дня книги, который отмечается 23 апреля.

Ученый подчеркнул: с тем, что издается в наши дни, у древнерусской литературы общее лишь название. Средневековые книги не только представляли совершенно другой мир, но и строились по иным законам. В частности, в то время не было понятия плагиата, хотя произведения по большей части состояли из фрагментов ранее написанных. Как пояснил Водолазкин, литераторы использовали метод «литературного коммунизма»: если фрагмент чужого текста станет украшением моего, в этом нет ничего плохого. О плагиате речи не идет еще и потому, что средневековая литература была анонимной – автор не претендовал на то, чтобы прославиться посредством своего творения.

Естественно, вся литература средних веков была тесно связана со Священным Писанием. Популярная тогда летопись служила дневником народа, своеобразным отчетом Богу о его духовном состоянии. Самый распространенный жанр – житие – рассказывал об истории спасения конкретного человека. Даже исторические события, изложенные в летописях, описаны с точки зрения религиозной логики. К примеру, войны и другие бедствия, по версии авторов этих книг, возникают не из-за привычных нам причинно-следственных связей, а как результат нарушения народом нравственных законов, за что он наказан Богом.

Но время не стоит на месте, и распространение книгопечатания, ставшее результатом перехода к новому типу мышления, положило конец рукописным текстам. «Средневековый человек – это личность, сильная духом, но не индивидуальная, – пояснил Водолазкин. – Духовная сила людей выражала не индивидуальное, а общее, представляла коллективную точку зрения на вещи. А в целом средневековый человек был более крепок и силен духом, чем люди следующей эпохи и особенно современности. Он не считал себя умнее и лучше предыдущих поколений, не смотрел на прошлое, как принято сейчас говорить, с высоты своего времени», – резюмирует исследователь.

В заключение беседы со студентами и преподавателями, которая, к слову, была проведена в форме интерактивного диалога, состоялась автограф-сессия. Студенты выстроились в очередь. Большинство из них попросили Евгения Водолазкина украсить памятной надписью книгу «Лавр», за которую в прошлом году ему вручили премию «Большая книга».

Евгений Водолазкин – доктор филологических наук, лауреат литературной премии «Большая книга» (2013), сотрудник Пушкинского дома, главный редактор альманаха «Текст и традиция», автор романов «Соловьев и Ларионов», «Лавр», сборников «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы», «Инструмент языка» и монографии «Всемирная история в литературе Древней Руси», специалист в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии, ученик академика Дмитрия Лихачева. В 2002 году подготовил к выпуску книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха».

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем