Город Система Занкова: до истины школьники докапываются сами

Система Занкова: до истины школьники докапываются сами

Учебная развивающая программа Леонида Занкова на сегодняшний день считается одной из самых сложных и в то же время успешных систем обучения для начальных классов. Одна из важнейших ее целей – воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности

Учебная развивающая программа Леонида Занкова на сегодняшний день считается одной из самых сложных и в то же время успешных систем обучения для начальных классов. Одна из важнейших ее целей – воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Задачи программы ориентированы не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ребенка. При этом ставится цель не подтянуть слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе сильным или слабым.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе тюменской гимназии №1 Елена Азова отмечает, система Занкова хорошо подходит под новый образовательный стандарт (ФГОС), так как ориентирована на личностный результат школьника, что является одним из главных принципов стандартов второго поколения. Ребенка учат не просто отвечать на вопрос, из каких чисел может состоять число шесть, а формулировать ответ-рассуждение. Вопрос по Занкову всегда будет сформулирован менее конкретно для большего количества вариантов ответа. Принципы программы заключаются в том, что учитель не выдает школьникам истины, а заставляет докапываться до них самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал затем закрепляется практическими заданиями.

Основы этой системы – быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. «У системы Занкова есть существенные плюсы – школьник учится работать с любым видом информации. Кроме того, программа ориентирована на работу в парах и группах. Через общение намного быстрее проходит адаптация к среде. Но при выборе этой программы необходимо учитывать все индивидуальные особенности школьника. Развитый интеллект – это, конечно, хорошо, но если ребенок сам по себе медлителен, не факт, что его интеллект будет активно развиваться в рамках системы Занкова. В этом, конечно, минус программы», – пояснила Елена Азова.

У тюменки Марины Пагудиной в этом году сын пошел в первый класс школы №91 и ближайшие четыре года будет заниматься по системе Леонида Занкова: «С одной стороны, мы наслышаны, что это очень сложная программа, ведь основана она на том, что дети должны самостоятельно многое домысливать и максимально задействовать себя в учебной деятельности. С другой – хотелось бы развивать ребенка. Я слышала от многих, чьи дети уже не первый год занимаются по этой учебной программе, что она сложная, а задания особенно по математике ставят в тупик даже родителей. Думаю, выводы о ее пользе или вреде можно будет сделать лишь со временем». По словам учителей, сложность примеров как раз обусловлена тем, что эффективного развития можно достичь, лишь забегая вперед и создавая задания, которые могут показаться на уровень сложнее тех, что принято считать адекватными возрасту или уровню интеллектуального развития.

Помимо воодушевленных родителей, много и тех, кто опасается, что все муки ребенка в начальной школе не приведут к ощутимым результатам, потому что заканчивать школу он будет наравне с остальными учениками. Отметим, система Занкова рассчитана на начальную школу. «Проблемы у учеников появляются в старшей школе. В начальной система дает много занимательного материала, в итоге затем в средней школе детям становится неинтересно учиться, изюминок не остается. Вдобавок из-за этих обрывочных сведений «обо всем» у подростков формируется дилетантизм. Хотя главная опасность даже не в этом, а в том, чтобы ребенок вообще смог безболезненно перестроиться с Занкова на любую другую программу», – считает мать школьницы Ирина Алпанова.

В ответ учителя отмечают, что при обучении по данной программе дети учатся гибкости и готовы работать в высоком темпе. «Многое зависит от школы, если в среднем звене процесс учебы будет ориентирован на активную деятельность, то успехи, достигнутые в начальной школе, будут лишь развиваться. К слову, результаты видны невооруженным взглядом. Когда в пятом классе к нам приходят сильные ученики из других школ, где учились по традиционной программе, они заметно отстают и по скорости восприятия материала, и по манере мышления», – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Азова.

Отметим, в процессе воспитания по системе Занкова также ставится акцент на развитие эстетического и нравственного восприятия реальности ребенком. А главным результатом этого является гармонично и глубоко развитые интеллект, физическое и эмоциональное состояние школьника, отмечают сторонники системы.

Добавим, что в среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Занкова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем