В сельских школах по-новому борются с угрозой закрытия. Иногда варианты «выживания» становятся настоящей панацеей: «игра», начавшаяся на школьной скамье, перерастает в реальный бизнес.
Чтобы спасти свое учебное заведение, директора одной из сельских школ Пензенской области придумали свой маленький бизнес. Сначала наладили сотрудничество с опытным пчеловодом: к нему дети ходили на пасеку перенимать опыт, а затем взяли у администрации 5 га земли и засеяли ее гречихой, чтобы пчелы производили гречишный мед, а на выигранный грант закупили ульи, спецкостюмы для пчеловодства, вощину. Дети с радостью занялись в общем-то привычным для них делом, у многих родные тоже держат пасеки. А теперь это приносит деньги и им самим. Несмотря на конкуренцию в селе, бизнес этот достаточно актуальный и прибыльный, а благодаря тому, что детей вдохновляют педагоги, процесс идет намного быстрее. Вот уже трое выпускников сельской школы решили остаться в родном селе, и теперь у них уже собственные пасеки.
В другой сельской школе области, также прежде находящейся на грани закрытия (настал день, когда в школу 1 сентября пришло только 90 детей), избрали иной вид бизнеса. По договору с центром занятости дети выращивают в школьной теплице лук, комнатные растения, рассаду. И пусть прибыли небольшие, это вдохновляет детей и помогает им почувствовать себя более уверенно. Конечно, детский труд в стране по-прежнему ограничен нормами законодательства. Директора вышеперечисленных школ не выходят за рамки закона, и при этом за годы учебы у ребят из сельских школ есть шанс обучиться ремеслу, которое поможет им определиться с будущим.
При таком раскладе есть надежда, что и отток из деревень и районных центров в манящие легкой жизнью мегаполисы удастся сдержать благодаря тому, что часть молодежи, привлеченная выгодными перспективами, будет оставаться на малой родине.