Город Геннадий Лоточкин, начальник управления ГИБДД по Тюменской области: «Инспектор должен быть помощником, а не врагом»

Геннадий Лоточкин, начальник управления ГИБДД по Тюменской области: «Инспектор должен быть помощником, а не врагом»

Должность начальника управления ГИБДД по Тюменской области Геннадий Лоточкин занял почти ровно год назад – приказ о назначении Министр внутренних дел РФ подписал 23 декабря 2008 года. До этого Геннадий Дмитриевич также около года исполнял эту роль с приставкой и.о. 47-летний уроженец Тобольска – 11-й начальник областной Госавтоинспекции за всю ее историю. Среди достижений за эти два года отметим, что Геннадию Лоточкину удалось сделать работу своей службы более открытой для СМИ и простых граждан, а также сместить акцент в сторону профилактики.

В биографической справке на сайте областной Госавтоинспекции говорится, что Лоточкин неоднократно находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона, но сам он эту тему в интервью скромно обошел стороной.

– Расскажите о своем профессиональном пути в милиции.

– Родился я в Тобольске и нигде, кроме Тюменской области, не жил и не работал, поэтому считаю себя коренным жителем нашего региона. В 1983 году поступил в Тюменский юридический институт, который тогда еще назывался Тюменским отделением заочного обучения Омской высшей школы милиции. По его окончании в 1987 году поступил на должность участкового-уполномоченного. Сами, наверное, помните, что это были за времена. Перестройка, в те годы много нового было внесено в систему МВД. Очень большое внимание уделялось работе участковых, говорили, что это как бы микроначальник ОВД.

В мои обязанности входили регулярные встречи с населением, профилактика и раскрытие преступлений на своем участке, контроль над криминальными элементами. В зону моей юрисдикции входил район на Червишевском тракте от ул. Пархоменко в сторону границы города. Я знал все, что происходит в моем районе. Неспокойное было место: общежития, муниципальные двухэтажки. Как раз в разгаре была антиалкогольная кампания, и очень многие у себя дома варили самогон. Работы хватало.

Уже в 1992 году я перешел на работу в органы ГИБДД, получив должность инспектора регистрационного экзаменационного отдела (РЭО). Мы тогда располагались в подвальном помещении по ул. Одесской, вели прием граждан по сдаче экзаменов, обмену водительских удостоверений. Не очень было удобно все устроено для граждан, надо признать. Тогда ведь во многих небольших городах ХМАО и ЯНАО не было подразделений, где обменивали бы удостоверения. И жителям этих городов приходилось ехать к нам.

А процедура выдачи и обмена занимала больше времени, чем сейчас: удостоверения заполнялись по старинке пером и тушью. К тому же, печать со временем смывалась, и у многих водителей из-за этого возникали проблемы. Поэтому они частенько, проезжая транзитом с Севера через Тюмень в другие регионы, специально заезжали к нам, чтобы обновить документы. Возникали очереди, недовольство. В общем, смутные были времена. Через год я был назначен начальником экзаменационного отдела ГАИ Тюменской области. Затем некоторое время работал на разных должностях в милиции общественной безопасности. А в 2005 году вернулся в ГИБДД.

– Что запомнилось из этого этапа?

– Если помните, в середине 90-х по указу правительства вводилась новая форма водительских удостоверений – так называемый Тип 2, более компактный и удобный. Они должны были поступить в обращение с 1 января 1994 года. Я заинтересовался этим проектом, и мы решили сыграть на опережение: еще в 1993-м закупили оборудование и вторыми в России, после Екатеринбурга, начали выдавать удостоверения нового типа. Когда в ГАИ РФ поступила эта информация, к нам приехали представители главка – знакомиться с передовым опытом. Сразу же случился большой наплыв желающих обменять документы, ведь в/у Тип 2 считались международными, это было модно что ли.

– Когда вас самого в последний раз наказывали за нарушение правил дорожного движения?

– Кажется, за остановку под знаком «Остановка запрещена», я уже работал в системе ГИБДД.

– Оштрафовал вас инспектор?

– Ограничился внушением. Я и сам понимал, что нарушил. Мы, кстати, сейчас пропагандируем среди инспекторского состава более лояльное отношение к водителям за незначительные нарушения, особенно когда за рулем пожилые люди. Сам всегда говорю сотрудникам ДПС: если видите человека в возрасте, без серьезных прегрешений, не надо его песочить, достаточно предупредить, объяснить. Придет такой человек домой, расскажет, что инспектор его по делу остановил, но штрафовать не стал, был вежлив и предупредителен – взаимного уважения у водителей и инспекторов будет больше. В то же время выпиши ему протокол, пусть на 100 рублей, – человек будет долго переживать, люди в этом возрасте становятся ранимыми, все принимают близко к сердцу. Слышал о случаях, когда у людей из-за таких стрессов возникали проблемы со здоровьем. Всегда призываю сотрудников задумываться над этим.

Убежден, сегодня нужно строить новые отношения между водителями и сотрудниками ГИБДД, инспектор должен, прежде всего, помогать людям, а не выглядеть врагом общества. Сегодня же эти отношения порой напоминают военные действия. От этого нужно уходить, выработать новые принципы работы.

– А от кого это зависит в большей степени? И что можно сделать?

– От всех: от меня, командира взвода, роты, полка ДПС, от каждого конкретного инспектора, водителя, в том числе от вас. Поверьте, мы сами многое делаем для того, чтобы инспекторы повернулись в сторону населения. И до водителей, в том числе и с вашей помощью, мы стремимся донести мысль о том, что вежливым и дисциплинированным на дороге быть выгоднее. Могу сказать, что в последний год мы наблюдаем больше взаимоуважения в отношениях, люди стали чаще уступать друг другу дорогу, «аварийкой» моргают в знак благодарности – значит, не зря мы об этом говорим.

– Геннадий Дмитриевич, по мне пусть лучше бы инспектор получал 30–40 тысяч рублей, может быть, даже больше, но чтобы при этом он дорожил своей работой и репутацией, и меньше было бы соблазнов для мздоимства. Чтобы эта работа была престижной и на нее набирали по конкурсу самых достойных, честных и порядочных. Доживем мы когда-нибудь до этих светлых дней?

– В самом деле, работа у инспекторов неблагодарная: и в грязь, и в дождь, и в снег, и в морозы – на посту. И водители встречаются разные, потому общение с ними далеко не всегда приятное. В общем, работа требует высокой стрессоустойчивости и заслуживает более достойной оплаты, о чем мне приходится слышать от самих инспекторов и руководителей подразделений. Я думаю, в руководстве страны, Министерстве внутренних дел эти вопросы поднимаются. К тому же правительство Тюменской области в прошлом и нынешнем годах выделило средства на материальное стимулирование сотрудников за определенные заслуги и достижения, например за раскрытие преступлений. Мы же со своей стороны стремимся обеспечить достойные условия труда. С личным составом работают психологи, проводим обучение и так далее.

– На одной из пресс-конференций вы заявили, что чаще всего на инспекторов жалуются водители, которые больше всех и нарушают. Тем не менее, нельзя отрицать, что факты превышения своих полномочий, процессуальных нарушений, предвзятости, хамства и других недопустимых вещей со стороны инспекторов имеют место.

– Повторюсь, жалуются действительно чаще наиболее злостные нарушители, это статистический факт. Как правило, в тех случаях, когда им грозят серьезные санкции, лишение прав, например. Когда дела доходят до суда, они всевозможными письмами в различные инстанции пытаются затянуть дело, найти «крючки» в законодательстве и так далее. С другой стороны, мы не скрываем, что инспекторы тоже допускают нарушения, и всегда внимательно разбираем каждый конкретный случай, применяем к провинившимся сотрудникам жесткие санкции. Бывают случаи, когда сотрудникам просто не хватает опыта, например при составлении материала о ДТП, в итоге участники происшествия остаются недовольны и предъявляют справедливые претензии.

В любом случае, могу уверить наших граждан, что ни одну жалобу мы не оставляем без внимания и в случае подтверждения фактов неправомерных действий наших сотрудников выносим законные решения. Хочу сказать, что эта работа также повышает доверие людей к нашей службе, они видят, что мы никого не покрываем, а поступаем в соответствии с законом. Например, когда мы отменяем незаконно вынесенные постановления, граждане затем приходят и благодарят.

Что касается грубости, хамства, о которых нам становится известно, то скажу вам, что мы в таких случаях, как в школе, привлекаем родителей инспекторов, пишем им письма, где сообщаем о дисциплинарном взыскании, наложенном на их сына. Кстати, также мы поступаем, когда сотрудникам выносятся благодарности и присваиваются награды.

– Эффект от нового административного регламента, который вступил в силу 1 сентября, ощущаете?

– Конечно. Все разрозненные предписания и инструкции теперь сведены в один четкий документ, конкретно регламентирующий действия сотрудников ГИБДД. Но главное – регламент доступен для населения, он также является руководством и для других участников дорожного движения. Теперь они могут лучше узнать, что позволено и не позволено инспектору, а также права и обязанности самих водителей, пассажиров, пешеходов.

– Проблему взаимоотношений «водитель – инспектор» отчасти должны будут в ближайшем будущем во многом решить видеокамеры. В одном из интервью нашему сайту вы заявляли о появлении на дорогах переносных устройств видеофиксации. Их число будет расти?

– На сегодняшний день таких приборов различных модификаций в нашем распоряжении насчитывается уже 160. И мы будем приобретать еще. В ближайшее время на это планируется потратить 20 миллионов рублей. Приборы уже доказали свою эффективность. Количество спорных ситуаций и жалоб в районах, где работает видеофиксация, снизилось в разы. Мы сейчас претензии по оспариванию информации с приборов практически не принимаем. Все исчерпывающие данные по нарушению высвечиваются на экране: автомобиль, его госномер, иногда можно и лицо водителя разглядеть, участок дороги и скорость. Почвы для споров никаких.

– А если инспектор захочет что-нибудь в приборе подкрутить, чтобы компьютер выдавал нужную ему информацию в ущерб водителю?

– Это бесполезно. Фиксация идет в реальном времени, так что злоупотребления исключены.

– Вы также анонсировали появление стационарных видеокамер на перекрестках города.

– Да, документы по этому вопросу находятся в правительстве области, проводится тендер, надеюсь, уже в начале следующего года первые такие приборы видеофиксации в городе появятся.

– В связи с этим идут разговоры о необходимости создания центра организации дорожного движения, где бы вся информация с видеоприборов собиралась, анализировалась, хранилась, откуда можно было бы управлять светофорными объектами, влиять на распределение транспортных потоков и так далее.

– Как раз в рамках программы по установке стационарных комплексов видеофиксации планируется создание такой структуры. Уже занимаемся подготовкой помещения для центра управления и обработки данных.

– Еще одна проблема, напрямую касающаяся безопасности движения: по мнению специалистов автошкол, в ближайшие годы нас ожидает острый дефицит водителей категории D из-за дороговизны обучения. Говорят, чтобы выучиться на водителя автобуса или маршрутки, придется потратить около ста тысяч рублей, а то и больше. В итоге пополнение кадров происходит в основном за счет граждан из соседних республик Средней Азии, квалификация которых подчас вызывает у населения серьезные опасения.

– Надо признать, что престиж этой профессии по сравнению с советскими временами заметно упал, что в нынешних социальных условиях естественно. Однако на сегодняшний день могу сказать, что кадрового дефицита в этой профессии Юг области не испытывает, за последние годы мы выдали достаточно удостоверений категории D. Но многие не хотят идти в эту отрасль, причина, на мой взгляд, простая – лень-матушка. Молодежь сегодня вообще не очень любит учиться. У кого есть личный автомобиль, он лучше в такси пойдет.

Если говорить о гастарбайтерах, то здесь понятна позиция автотранспортных предприятий. Их руководству выгоднее иметь дело с этими безотказными работниками, которые согласны на меньшую зарплату, никогда не жалуются и не выдвигают условий. При этом засилия приезжей рабочей силы в общественном транспорте у нас в области не наблюдается, существуют квоты, и мы их строго придерживаемся. И могу сказать, у нас с этой категорией водителей особых проблем нет. Они, как правило, ездят аккуратнее, число ДТП с их участием составляет 3–5% от общего числа происшествий с участием общественного транспорта. А нарушают в основном наши соотечественники.

Вернусь в связи с этим к вопросу об административном регламенте. Согласно этому документу, инспектор теперь может остановить автобус или маршрутное такси и на месте составить протокол о нарушении, а не на конечной остановке, как это было раньше. Это, конечно, доставляет определенные неудобства пассажирам. Но важнее то, что такая мера имеет больший эффект в отношении водителей. Мало того, что они из-за нарушения теряют время, выбиваются из графика, так еще недовольные пассажиры покидают автомобиль, не заплатив, поскольку услуга не оказана и люди не доставлены в места их следования: то есть водитель теряет деньги. В общем, сплошные потери. И надо сказать, это возымело эффект – водители автобусов и маршруток после первого сентября стали меньше нарушать ПДД.

– Какую проблему в области обеспечения безопасности дорожного движения вы бы назвали главной?

– Здесь все главное, мелочей нет. Это единая система, где каждая составная часть играет свою важную роль. Если провал идет в каком-то одном направлении, рушится все остальное. Принято считать, что отвечать за безопасность дорожного движения и принимать меры должна только Госавтоинспекция. На самом деле, это целый комплекс вопросов, решение которых зависит от дорожных, медицинских служб, органов образования, гостехнадзора, министерства транспорта и так далее. Тот же минтранс, например, должен контролировать работу автопредприятий междугороднего сообщения. Но почему-то у нас на крупных международных пассажирских маршрутах наличие тахометров на автобусах обязательно, а на локальных маршрутах никто не требует. А потом так трудно найти ответственных за такие аварии, какая, к примеру, приключилась на трассе Ханты-Мансийск – Тюмень в сентябре, когда из-за неисправности рейсового автобуса пострадали 34 человека.

У нас же пока во всем виновата ГИБДД. Снег выпал, дороги не убрали, светофор не работает – кто виноват? ГИБДД! Да, у нас есть надзорная функция, и мы реагируем на различные ситуации. Но и соответствующие службы не должны ждать сигналов, а брать на себя инициативу и решать проблемы в рамках своей компетенции. Если каждый будет делать то, что должен, организации и безопасности на дорогах станет больше.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем