Город О развитии младенца и о том, что на него влияет

О развитии младенца и о том, что на него влияет

Справедливости ради стоит отметить, что эмоциональное благополучие ребенка напрямую влияет на его физическое здоровье. Именно поэтому, эмоциональному благополучию в младенческом возрасте нужно уделять максимальное внимание. Остановимся подробнее на значен

" src=

Справедливости ради стоит отметить, что эмоциональное благополучие ребенка напрямую влияет на его физическое здоровье. Именно поэтому, эмоциональному благополучию в младенческом возрасте нужно уделять максимальное внимание. Остановимся подробнее на значении эмоционального благополучия. Ученые выделяют так называемые уровни возрастного реагирования. Речь идет о том, что в разные возрастные периоды дети по-разному реагируют на внешние негативные обстоятельства, стрессы, неблагоприятности. Дети в возрасте от ноля до трех лет характеризуются сомато-вегетативным уровнем реагирования. Это значит, что на любые неблагоприятные обстоятельства малыши реагируют своей «сомой» – телом, организмом. Попросту – они начинают болеть.

Младенец, находящийся в благополучных условиях, окруженный заботой и любовью, теплом и вниманием, когда мама неизменно отзывчива к его потребностям, – не болеет. Такой младенец может ни разу не чихнуть, даже тогда, когда вся его семья болеет гриппом. В семье же, где царят ежедневные конфликты, напряженные отношения, обиды и упреки, скандалы и недоверие, – дети страдают. Младенец не способен понять и объяснить себе причины эмоционального дискомфорта, беспокойства, которое его окружает, но напряженность семьи он остро чувствует. И это напряжение воплощается в болезнь, высокую температуру тела, непроходящие кашель и насморк, проблемы с пищеварением, переносимостью пищи, нарушения сна, плаксивость. В качестве примера рассмотрим случай из жизни.

Молодые люди официально оформили свои отношения, когда будущая мама находилась на шестом месяце беременности, и сделали это, скорее, по настоянию матери невесты. Молодая жена не пожелала переехать к мужу (он жил со своими родителями) и предпочла остаться у мамы. Молодой супруг также не горел желанием поселиться у тещи, и их брак можно было назвать гостевым. Муж ежедневно приезжал к жене, в дом своей тещи, обедал, ужинал, периодически оставался ночевать, но вещи свои не перевез. Приближалось время рождения ребенка, и заботы о приданом для младенца взяла на себя будущая бабушка по линии матери. Будущий отец инициативу проявлял слабо и неохотно, не чувствовал себя главой семьи, да и семьи, как таковой, не было. Молодая же жена охотно передала все заботы собственной матери, конфликты в отношениях с мужем самостоятельно не решала, роли жены предпочитала роль дочери.

Беременность протекала без осложнений, но роды в положенный срок не наступали. Мать беременной занялась поисками «хорошего врача» в «хорошем роддоме», оплатила сервисные роды и сервисную палату на послеродовый период. Роды были совместными, и присутствовал на них не отец ребенка, а бабушка. В послеродовый период бабушка оставалась ночевать в палате роженицы, взяла на себя большую часть забот по уходу за новорожденной внучкой, предоставив молодой матери возможность «отдохнуть и восстановиться». После возвращения из роддома всей троицы (бабушка, мама, новорожденная) самой уставшей и изможденной выглядела бабушка, молодая же мама выглядела цветущей.

В дальнейшем бабушка заняла ведущую роль в заботах о малышке, вставала по ночам к ребенку, заботилась о питании молодой матери, консультировалась с врачами по поводу здоровья внучки, не доверяла матери принятие решений в отношении ребенка. При этом бабушка, занимая ответственный пост, продолжала свою трудовую деятельность, но была раздражена, срывалась на дочери (молодой маме), ворчала, скандалила. Молодая же мать занимала иждивенческую позицию, не желала брать на себя ответственность, перекладывала ее на бабушку, отказалась от грудного вскармливания под благовидным предлогом. Отец участия в уходе за ребенком практически не принимал. В первые три месяца жизни малышка проявляла много беспокойства, часто и подолгу плакала, не могла успокоиться. Ранний перевод на искусственное вскармливание был удобен для матери, так как ночные кормления стало возможным перепоручить бабушке.

У девочки начали проявляться аллергические реакции, вскоре принявшие ужасающий характер – лицо ребенка было буквально изъязвлено, покрыто корками, которые сохли и растрескивались, причиняя малышке неимоверные страдания. Девочка часто болела респираторными заболеваниями, росла капризной, раздражительной, беспокойной. Атмосфера в доме была чрезвычайно напряженной. При введении прикорма, мать насильно кормила дочь, для того, чтобы та подольше спала. В результате вечерние кормления всегда сопровождались криком матери и плачем ребенка. В возрасте двух–трех лет девочка стала вести себя агрессивно по отношению к другим детям, мамы, гулявшие с детьми на этой же площадке, стали уводить своих детей, чтобы не встречаться с агрессивной девочкой.

Ни мать, ни бабушка не осознавали значения эмоциональной атмосферы, царившей в доме в развитии соматических расстройств ребенка, и, соответственно, не пытались изменить ситуацию.

Чему нас учит описанный случай? Если вы замечаете, что ваш ребенок стал часто болеть, у него появились стойкие аллергические реакции, беспокойство, нарушения сна – первое, что вы должны сделать – проанализировать, что доставляет дискомфорт вашему ребенку? Насколько благоприятна эмоциональная атмосфера в вашей семье?

Основная потребность младенческого возраста – непосредственно-эмоциональное общение. Главное, что нужно младенцу, помимо пищи и сухих пеленок – эмоциональное тепло матери. Именно в условиях эмоционально-благополучных отношений с матерью возможно нормальное физическое и психическое развитие ребенка. Цель новорожденного – адаптироваться в новой среде, ведь девять месяцев он, находясь в утробе матери, был максимально защищен и испытывал воздействия окружающего мира только через тело матери. Теперь его кожа чувствует малейшие перепады температуры, доселе неведомые ему прикосновения, слышит звуки, гораздо более резкие и громкие, видит свет, наконец, его положение в пространстве тоже стало иным. Цель младенца – адаптироваться к новым условиям, научиться способам взаимодействия с окружающим миром, и именно этим он занимается в первый год своей жизни.

Любая заботливая и внимательная мама следит за темпом развития своего чада, приглядывается ежедневно к поведению ребенка, радуется возникновению у него новых навыков и огорчается, когда ей кажется, что развитие младенца недостаточно быстрое. Для того, чтобы молодые родители могли убедиться в том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам, ниже приведены схемы нормального психического развития младенцев.

Если вы замечаете, что развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, это серьезный повод обратиться к неврологу. Важно помнить, что проблемы развития, в подавляющем большинстве случаев, легко преодолимы в первый год жизни. Чем позже начато лечение, тем больше времени оно займет, и тем больше шансов формирования необратимых последствий болезни. Бывает, что родители отказываются от лечения, назначенного младенцу неврологом, опасаясь негативных последствий. Нередко от родителей можно услышать фразу, типа: «Зачем ребенка лекарствами травить, пройдет само». Это большое заблуждение, современные препараты, призванные помочь ребенку преодолеть трудности развития, – совсем не токсичны, а польза от них огромная. Дети, чьи родители пренебрегли своевременным лечением, могут обнаружить впоследствии проблемы речевого и интеллектуального развития.

Фото: Фото с сайта Picture-book.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем