Город Павел Шаманенко, директор туристической фирмы «Глобус»: «Был бы теплоход – желающие попасть на него стояли бы в очереди от Тюмени до Салехарда»

Павел Шаманенко, директор туристической фирмы «Глобус»: «Был бы теплоход – желающие попасть на него стояли бы в очереди от Тюмени до Салехарда»

Павел Шаманенко убежден, что стремление посмотреть мир присуще каждому человеку. И уж точно – ему самому. 16 лет назад его увлечение поездками и путешествиями стало профессией – родилась турфирма «Глобус». Побывав во многих странах, сегодня Павел Анатолье

" src=

Павел Шаманенко убежден, что стремление посмотреть мир присуще каждому человеку. И уж точно – ему самому. 16 лет назад его увлечение поездками и путешествиями стало профессией – родилась турфирма «Глобус». Побывав во многих странах, сегодня Павел Анатольевич утверждает: в нашей стране и в нашем регионе есть немало мест, куда стоит поехать на отдых, полюбоваться красотой. Поэтому в ближайших планах – организовать водные экскурсии по рекам Тюменской области.

– Павел Анатольевич, я знаю, что туризм – это для вас не первая сфера деятельности. Как получилось, что в 1992 году вы создали турфирму «Глобус»?

– Это было время, когда страна начинала жить по-новому. Многие люди тогда меняли профессии, сферы деятельности... Непосредственно перед 1992 годом я занимался фотографией – делал цветные и черно-белые снимки на заказ. Работал фотографом на туристическом теплоходе «Михаил Светлов». Это был, конечно, не тот теплоход, где снимали фильм «Бриллиантовая рука», а шикарный корабль здесь, в Тюмени. Последние две его навигации в регионе я и работал на «Светлове». А еще раньше был Тюменский индустриальный институт, моя специальность – автомобили и автомобильное хозяйство. Работал в разных сферах – надо было содержать семью: в 21 год у меня уже было двое детей...

При этом всегда была тяга к тому, чтобы собрать друзей, хорошую компанию и поехать вместе отдыхать за город, на природу. В ту пору под Тюменью, по Салаирскому тракту, была база отдыхов нефтяников – мы ездили туда. Выбирались «дикарями» на озера, речки. Когда появилась возможность ездить за границу – а первыми были страны так называемого соцлагеря – поехали в Болгарию, Польшу, Югославию. Мы почувствовали тогда вкус этих поездок – увидеть мир, отдохнуть и, конечно, что-то приобрести, потому что в нашей стране это было время пустых магазинных полок.

Открылась возможность для предпринимательской деятельности, можно было выбрать что угодно. Я был знаком с одним из работников «Интуриста», вот с ним и сделали первые шаги в новой для меня сфере. А потом наши пути разошлись, и я решил работать сам. Было не паханое поле и никакой конкуренции – в Тюмени тогда было две или три турфирмы. Первое название моей фирмы было «Глобус турс», потом в городе появилась еще одна компания – «Глобус тур». У ее клиентов были претензии, с которыми они часто шли к нам. Пришлось сменить название на «Глобус», а несколько лет назад мы вернулись к имени «Глобус турс». Наши двойники, кстати, уже давно ушли с рынка.

– И какие направления на глобусе вы выбрали?

– Мы работаем по всем направлениям – куда турист пожелает, туда и поедет. Были и такие направления, которые мы сами открывали, например, Пакистан. Дважды у нас были свои чартерные рейсы в эту страну. Но это было сложное направление и в плане законодательства, и в плане инструкций для туристов. Пришлось приостановить его. Первыми в городе стали отправлять тюменцев в составе московских групп в Индию, человек по 50 каждый месяц.

– Большой опыт работы в туризме позволяет вам сравнивать: сложнее было работать в начале 90-х или сейчас?

– Сложно всегда. Тогда было легче из-за того, что меньше конкуренции. Даже в Москве туристических компаний было единицы. А желание у народа ехать заграницу было огромное – просто вал какой-то: только отправьте куда-нибудь! Несравнимо легче было оформить загранпаспорт. Меньше было претензий у туристов: ну что они видели – да еще ничего! За счастье было хоть что-то посмотреть. Сейчас планка требований установлена очень высоко – сфера туризма развивается, страна наша становится более цивилизованной. Турфирмам сейчас работать труднее. Нам в том числе, несмотря на 16-летний опыт. Появляются новые фирмы, за которыми стоят богатые компании, они помогают с арендой офиса, рекламной компанией, др. Мы же пытаемся развиваться только на те средства, которые сами заработали.

– Как вы считаете, у всех людей есть желание посмотреть мир?

– Желание есть почти у всех, но не у всех получается. Часто человек думает: да, я буду путешествовать, но потом, попозже, а пока надо заработать на квартиру, детей вырастить, выучить и т.д. В этом вечном беге забываем о ценностях, а выходит, что недополучаем от жизни что-то… Казалось бы, нам, в силу профессии, путешествия более доступны, но… Каждый туристический сезон – у нас самая работа, мы сами не едем – отправляем. А зимой уже меньше хочется отдыхать.

– Вы лично стали меньше ездить, чем раньше?

– Нет, меньше ездить не стал – это нужно для работы. Прежде чем отправить человека куда-то, грамотный, квалифицированный менеджер сам проедет по маршруту, сам все посмотрит, на себе испытает. Тогда и туристу сможет рассказать, что его ждет, что надо увидеть, чего опасаться. Такие рекламные туры – часть нашей работы, их предлагают нам и зарубежные партнеры, и московские операторы.

– Павел Анатольевич, считали, сколько вы стран посетили?

– Специально не считал, но, наверное, около 20.

– Есть среди них любимые?

– Сложно сказать… Все разные и хороши по-своему. Везде интересно, поэтому и хочется повидать больше.

– А где бывали не один раз?

– В Греции – вот ее я точно люблю, у меня там друзья, и вообще страна нравится. В Турции, в Казахстане на Голубых озерах. Казахстан, кстати, это направление, которое мы начинали для тюменцев 10 лет назад. У «Глобуса» свой транспорт – семь автобусов и четыре микроавтобуса туристического класса – появился сначала именно для этого направления. Район Голубых озер называют маленькой Швейцарией и, действительно, природа там очень красивая. Туда люди, ограниченные в средствах, могут съездить легко. Человеку ведь все равно надо отдыхать во время отпуска – сменить «картинку», которая у тебя год перед глазами, эмоционально разгрузиться, получить новые впечатления. В этом году Голубые озера на 10 дней с проездом, питанием, проживанием будут стоить около 15 тысяч.

– Как вы сейчас отдыхаете?

– Не часто, но ездим в Ярковский район небольшой компанией. А чаще так: едем на выставку туристическую в другой город, регион – выбираемся с коллегами в пригород.

– Это все, как говорится, обстоятельства диктуют, а если бы две недели чистого отдыха – куда бы поехали?

– На Алтай. На Байкал. У нас страна великолепная, много всего красивого, неизведанного. Нас несет в Италию, Париж, а у себя-то красоту не рассмотрели. Может, на Волгу бы поехал, на рыбалку…

– «Глобус» делает ставку на массового туриста или есть экзотические туры?

– У нас политика такая: просьбу любого туриста мы выполним, чего бы он не пожелал. Если традиционное направление – выберем оптимальный вариант. А экзотический – так экзотический: Малайзия, Сингапур, Бали, Тайланд, Куба…

– А если человек приходит и говорит: хочу на сафари, на львов поохотиться?

– С удовольствием отправим, если такой клиент будет. Если у человека есть желание и деньги, то…

– С какой суммы начинаются такие запросы – «хочу туда-то и по своей программе»?

– Если это сафари или что-то подобное, думаю, около 10 тысяч долларов в зависимости от насыщенности программы, желательных трофеев и т.д.

– Если в Китай, к тибетским монахам?

– Это значительно проще. Непал, Тибет – это в районе трех тысяч долларов. Там на месте все недорого, перелет – главная расходная статья. Да и в обычном туре самую большую долю в стоимости занимает именно перелет.

– Обобщенный портрет клиента «Глобуса» можете нарисовать?

– Сложно… Мы ведь занимаемся экскурсионными программами, а там и дети, и пенсионеры. В среднем же – это люди лет 35-45, которые уже чего-то в жизни добились – или работают на хорошо оплачиваемых местах, или имеют свой бизнес, могут себе позволить отдых по своему желанию. Кто-то путешествует – хочет посмотреть как можно больше стран. А кому-то понравилась Турция – он ездит только туда, бывает, что и в один и тот же отель: «Мы там были, нас там все устраивает, спасибо, больше ничего не надо предлагать». Пик спроса – летний сезон, пляжный отдых на Средиземноморье. Еще – Греция, Италия, в целом Европа, а когда на Средиземном море еще холодновато – Египет.

– Знаете, я была в турпоездке в 1997 году, фирмой осталась недовольна – на месте многое оказалось не так, как мне обещали в Тюмени. Смотрю сейчас турфорумы в Интернете – как много аналогичных претензий: ожидали одно, а на месте оказалось совсем иное. Как вы думаете, почему даже высокая конкуренция среди турфирм не помогла решить эту проблему?

– Десять лет назад это могло быть потому, что менеджеры были некомпетентны во многих вещах. Доступ к информации был невелик – развитие Интернета началось позже. Например, когда мы начинали работать, я летал в Москву, чтобы отправить факс со списком туристов в Пакистан. Потому что факсов было три на город и такое качество связи, что мне проще было улететь в Москву и отправить оттуда.

А что касается нынешней ситуации, то турфирмы тоже разные. Мы, например, считаем, что лучше человеку меньше обещать, чем больше. Но неизбежно какие-то накладки были, есть и будут, например, в пик сезона с бронированием отелей. Другое дело, как на это отреагирует туроператор – сможет ли решить проблему как можно быстрее и не испортить человеку отдых. Это уже зависит от профессионализма.

– У вас есть постоянные клиенты?

– Конечно. И среди них даже те, кого мы отправляли в 1992 году в самую первую поездку в Грецию. Бывает, что клиенты у нас съездили, потом пропали, возвращаются через некоторое время – нет, мы лучше с вами. Радуют не только ситуации, когда человек, вернувшись, звонит нам, выражает благодарность или приходит с шампанским, конфетами, но и просто – когда не звонит и не приходит. Съездил – все было хорошо, все как надо, претензий нет, и он о нас не вспомнит до следующего отпуска. Неплохо, когда говорят: вот здесь было не то, вы это доработайте. Мы такую критику учтем, чтобы исправиться.

– «Глобус» стал развивать въездной туризм, организовывать экскурсии по Тюменской области именно потому, что лично вы много путешествовали по окрестностям?

– Не только. Туристический сезон длится около трех месяцев. Потом идет спад, дальше спрос повышается только периодами – Новый год, каникулы. Надо чем-то заниматься в остальное время. Кроме того, местные программы – Тюмень, Тобольск, Покровское, Абалак – интересны людям, а у нас очень квалифицированные экскурсоводы. Из тюменских турфирм по организации поездок в Тобольск мы лидируем, потому что есть собственный транспорт.

– Вы почувствовали, что интерес к Тобольску сейчас растет?

– Да, он растет, правда не в том объеме, в каком хотелось бы. Но думаю, если Тобольск займет одно из первых мест в рейтинге «Семь чудес России», то это очень поможет его популяризации. А шансы у города, на мой взгляд, очень велики: богатейшая история, уникальная архитектура. Интересно это, я считаю, иностранцам – посмотреть сибирскую глубинку. Только надо сервис наращивать. Хотя за последние годы сделано немало – дорога до Тобольска хорошая, в городе идет реставрация, стало чище.

Иностранцы активно путешествуют по Транссибирской магистрали, но у нас не задерживаются – им интересен Екатеринбург, а дальше проскакивают до Новосибирска, Иркутска. Здесь, в Тюмени мы их еще ничем не «прихватили». У «Глобуса» есть договоренность с партнерами, что в этом году к нам в область поедут швейцарцы, японцы – первые группы. Мы готовы обслуживать и этот контингент.

– У вас есть такие направления, как Успенка, Исеть, Ингальская долина. Это тоже привлекает?

– Пока это мало кого привлекает, потому что мало известно. Это больше на тюменцев рассчитано. По экскурсиям в Ингальскую долину есть заявки от Челябинска, Перми. Исетский музей интересен не только тем, что там экспонаты, найденные при раскопках в Ингальской долине, но и предметами сельского быта…

– Маршрут «Северное Сияние» предполагает выезд на природу?

– Это для индивидуальных заказов или, например, для небольшой компании, которая собралась на природу. Охота, рыбалка – это все оговаривается дополнительно, с учетом сезонности, разрешения на оружие, лицензии и т.д. Но это может быть и просто выезд в красивое место. Например, две дамы из Швейцарии пришли в восторг от рыбалки на озере под Тюменью – сами ловили карасей, сами готовили… Одного итальянца возили в Ярковский район, леса же там богатейшие, тоже впечатления были самые лучшие.

– А есть маршруты для желающих увидеть северную глубинку?

– В принципе, все это организовать можно, только надо сначала самим съездить посмотреть, что и как. Потому что у иностранцев запросы такие: надо чтобы, например, лес, берлога и тут же рядом - туалет и ванна с горячей водой. Им сервис подавай, побаиваются, если не уверены, что все это их там ждет.

– Начинается туристический сезон, что нового планирует «Глобус»?

– Есть мысль приобрести небольшой теплоход и организовать водные маршруты. В области водный туризм не развит – нет флота. К сожалению, «Михаил Светлов» уже давно работает на Лене. А водные маршруты у нас в регионе великолепные, был бы сейчас такой теплоход – желающие стояли бы в очередь по обоим берегам от Тюмени до Салехарда. Природа вдоль берегов словно нетронутая – на стоянку причаливаешь, сойдешь на берег и такое чувство, что до тебя здесь не ступала нога человека. А плывешь по реке – каждые полчаса пейзажи меняются…

Но сейчас в Тюмени работает только теплоход «Москва» с трехчасовой прогулкой по Туре. Мы бы хотели сделать более продолжительные маршруты, кроме того – организовывать поездки для небольших групп. Маленькое судно мы попытаемся купить сами, взяв кредит. А вот если говорить о большом теплоходе, отеле на воде, то здесь без помощи правительства области не обойтись, мы можем только в аренду такое судно взять. Мы были первопроходцам во многих направлениях – почему бы и здесь не попытаться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем