Бизнес «А кому вообще интересны новые идеи?»

«А кому вообще интересны новые идеи?»

Круглый стол на тему «Переход региональной экономики на инновационный путь развития» состоялся в Тюмени. Организатором мероприятия выступили ГК «Лекс», ЗАО «Западная Сибирь» и журнал National Business. Легендарный основатель компании Apple Стив Джобс гово

" src=

Круглый стол на тему «Переход региональной экономики на инновационный путь развития» состоялся в Тюмени. Организатором мероприятия выступили ГК «Лекс», ЗАО «Западная Сибирь» и журнал National Business.

Легендарный основатель компании Apple Стив Джобс говорил: «Инновации отличают лидера от догоняющего!». В период кризиса они как никогда актуальны. Как их стимулировать и где искать источники бизнес-идей? Что важнее – новые технологии или маркетинговые приемы? На эти и многие другие вопросы отвечали участники круглого стола, проходившего в ресторане «Потаскуй».

Мурат Нурпеисов, исполнительный директор КГ «Лекс»: Что же такое инновации? С точки зрения науки, бизнеса? С одной стороны, мы очень инновационная страна, но большинство наших идей воплощается за границей. Вице-премьер Сергей Иванов недавно отметил, что деньги в это вкладываются, но единой базы инноваций не существует.

Виктор Рядинский, директор Технопарка ТГУ: Если мы говорим о том, что инновации – все новое, то это «новации». А предлог «ин» предполагает инвестиции, которые производятся с целью получения прибыли. То есть инновации – это все новое, приносящее прибыль. Кого считать инноватором? Англичане считают таковыми тех, кто создает рабочие места с высокой заработной платой. В России инноватор – это тот, кто имеет патент на изобретение.

Мурат Нурпеисов

М. Н.: На сегодняшний день инновации – это мода? Или без них невозможно дальнейшее развитие бизнеса?

Виктор Савранский, генеральный директор Технопарка ЗСИЦНиГ: Практически 60 процентов всех изобретений зарождается в России. Но в связи с нерасторопностью их внедрения в производство они чаще всего скупаются Израилем, а воплощаются Соединенными Штатами Америки. А потом мы же покупаем у них свои идеи. Вот поэтому и было принято решение создания технико-внедренческих зон – технопарков: чтобы изменить сложившееся положение вещей.

На сегодняшний день ко мне часто приходят с идеями, где конечная цель – постройка завода! Я говорю: «Зачем? Почему нельзя внедрять производство этого изделия на действующих мощностях?» Они не осознают, что самое главное – это маркетинговый аспект. Как продать то, что ты придумал и воплотил в жизнь? Еще один аспект – боязнь раскрыть свою идею. Пока нет полноценной юридической защиты интеллектуальной собственности, изобретатели не спешат с презентациями. В Финляндии с этим проблем вообще нет, там все прекрасно отработано. А в России нет законодательной проработки идеи технопарка, инноваций...

Ольга Езикеева, сопредседатель НП «Меркурий-Клуб»: Давайте рассмотрим личность инноваторов. Источником любого роста всегда являлась человеческая гениальность и дух предпринимательства. Сейчас многие заговорили о государственном регулировании. С одной стороны, это великое благо, с другой – большое зло. Думаю, не стоит загонять гениальность в рамки госрегулирования. А вот помочь предпринимателю внедрить его инновацию и предоставить ему право дальше самостоятельно развивать его – это необходимость сегодняшнего дня! Как вы видите развитие технопарков в дальнейшем?

Ольга Езикеева и Денис Волков

В. С.: Технопарк – это обычная инфраструктура. Вы приходите к нам с идеей, в совете экспертов проверяют ее новизну и экономический эффект и начинают думать, как же запустить ее в производство, чтобы был положительный экономический эффект. И это всегда непросто!

О. Е.: А наша промышленность вообще готова принимать новые идеи? Например, все мы знаем историю про карбоновые трубки: их изобрели в начале 90-х годов, а внедряют только сейчас, лишь спустя 15 лет осознав, как же они хороши!

В. С.: Например, сейчас в нашем технопарке на базе «Геолога» мы не готовы к воплощению идеи «под ключ», для этого мы строим базу в Алебашево. И прежде, чем внедрять какую-либо деталь, мы просчитываем бизнес-план...

Петр Цых, генеральный директор ЗАО «Западная Сибирь»: Думаю, для коммерческого успеха идеи при технопарке должна быть создана специальная внедренческая фирма, которая бы подключалась на последней стадии, занимаясь продвижением и инвестициями.

М. Н.: С нашими предпринимателями вот тут возникают следующие проблемы: они отвергают хорошие идеи, мотивируя их лишней головной болью. Они говорят: «Зачем? У меня и так все нормально!» Может быть, кризис их заставит шевелиться? Пока мы живем в стране с огромными ресурсами, мы будем относиться к ним не очень рационально.

Виктор Рядинский

В. Р.: Основная проблема всех наших разработчиков – неприязнь к маркетинговой составляющей! Они даже не думают о том, кто же это будет продавать? Больше того – они неприязненно относятся к будущим продавцам их идей, чуть ли не считая их людьми второго сорта. А ведь на один рубль их идей надо потратить 100 рублей на продвижение. Это аксиома! И наши кулибины почему-то этого не понимают...

А кому вообще интересны новые идеи? Если взять корпорации, которые давно уже поделили рынок, то мы заметим две тенденции. С одной стороны, они не всегда заинтересованы в инновациях, так как это может отнять у них часть пирога, а с другой – у них огромный штат людей, занимающихся инновациями внутри этих же корпораций. Им другие гении не нужны!

В. С.: Вот поэтому-то технопарк должен быть очень профессиональным и независимым, которому бы доверяли все: и ученые, и финансисты, и чиновники.

Денис Волков, генеральный директор NEO-Systems: Давайте спустимся с уровня корпораций до конкретных предпринимателей. Наша фирма занимается информационными технологиями, и ко мне постоянно приходит куча людей со своими идеями. Их всех объединяют три вещи: юридическая и маркетинговая безграмотность и общее недоверие ко всем.

О. Е.: Вот это проблема: как нам юридически защитить человека, у которого, кроме идеи, ничего нет?

Виктор Савранский и Петр Цых

Шамиль Каримов, генеральный директор ЗАО НИПИ КДС: Эти вопросы тоже должен решать технопарк!

Юлия Денеко, директор ООО НИПИ ЭиРИПР: Хочу высказаться в защиту изобретателей. А разве они не должны заниматься именно изобретениями? Они не бизнесмены и не маркетологи. Для того и создаются технопарки, чтобы заниматься маркетингом, сертификациями, юридическими проволочками. Потому что ученый, занявшийся предпринимательством, становится потерянным для науки. И наоборот.

Еще одна проблема: государство задает нам курс на инновации. Но от этой идеи до реального внедрения в жизнь такой бурьян, что сквозь него вообще невозможно пройти: сертификация, лицензирование, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и прочее. Не потому ли мы создали карбоновые трубки в 90-х, а внедрили в 2000 году?

М. Н.: Согласен! Но у нас многие изобретатели трудятся «ради искусства». А ведь это надо продавать! Зачем создавать то, что никому не нужно и что никто не купит?

В. Р.: Не стоит рассматривать технопарк в качестве панацеи. Это всего лишь инфраструктура. Грубо говоря, это дорога. И ты по ней можешь ехать. Но все остальное зависит от тебя. А многие к этому не готовы. К нам многие директора новоиспеченных с нашей помощью компаний приходят и говорят: «Если бы мы знали, что при первом же поступлении денег нас так будет дергать налоговая, мы бы ни за что на свете не бросали науку и не уходили в бизнес». Потому что бизнес – это 600 видов риска. А инновационный бизнес – это шесть тысяч видов риска.

Петр Цых и Валерий Гут

Дмитрий Кошелев, управляющий партнер ООО «Сибирский магазин готового бизнеса»: Полагаю, что половину озвученных проблем технопарк точно сможет решить. Нет инвестора? Он поможет найти. Трудности в сертификации? Он предоставит соответствующего специалиста. Беда в том, что крупным корпорациям технопарк не нужен, у них своих гениев полно, а средних и мелких компаний у нас очень мало.

В. Р.: А теперь давайте смотреть правде в глаза: никакие инвесторы напрямую в технопарке идеи не покупают, им это не нужно. В США инновационные технологии покупают только те компании, которых подталкивает государство. Оно им говорит: «Или иди в технопарк, или сейчас за налоговые недоимки пойдешь в тюрьму». И практически везде так. Я объездил около сотни различных инновационных форумов и нигде не встречал того идеализма, которого бы нам всем хотелось: никто там ничего не покупает...

Ш. К.: Согласен! Я как-то предложил автоматизировать одну из своих технологий каркасного домостроения заводу ЖБИ-5, так они сразу отказались, хотя идея хорошая. Сейчас ей заинтересовался Щепелин из ДСК, посмотрим.

О. Е.: Пока у нас на государственном уровне не займутся решением комплексных мер, один Савранский своим рывком ничего не сдвинет.

Юлия Денеко и Дмитрий Кошелев

Д. К.: Во всей этой моде на инновации меня смущает то, что страна до сих пор не научилась делать простые вещи: снабжать себя своим питанием, одеждой...

В. Д.: И все-таки чем мы можем повлиять на то, чтобы этот процесс начал двигаться как надо?

М. Н.: Дело не двинется дальше нас самих! Например, Генри Форд за каждую новую идею давал рабочим один доллар. В итоге, за пару лет он потратил около 100 тысяч долларов, пока не нашел одну идею, внедрив которую, получил астрономическую прибыль. К чему это я рассказал? Пока мы сами не поймем важность инноваций для самих себя, ничего не изменится. Не все готовы к качественным изменениям, к развитию.

В. С.: Полагаю, что кризис подвигнет нефтяную отрасль на поиск новых технологий, на пути снижения себестоимости. Мы обзвонили все наши крупнейшие нефтяные компании и попросили их обозначить нам круг проблем, над которыми стоит поработать.

О. Е.: А как же малый и средний бизнес? Его, по всем данным, должно быть минимум 60% для нормального роста экономики, а у нас его меньше 20%. Почему технопарки создают для нефтяной отрасли? Другим они не нужны?

В. С.: Не согласен! Производя детали для нефтянки, мы параллельно можем загружать другие отрасли – машиностроительную, например. Наш технопарк никогда не откажется от проработки хорошего энергетического проекта, например, или любого другого.

Сергей Лыжин

В. Р.: Нам обязательно нужен «Каталог инновационных проектов Тюменской области»! Как без него можно понять, во что вкладываться, какие необходимы суммы? Недавно был в Казахстане, в городишке Кульдсары, где они мне показывали цветной каталог своих инновационных проектов, на прекрасной бумаге. А в Тюмени? Например, в процессе командировок мы неожиданно поняли, что у нас лидерство в производстве натуральных пищевых продуктов, в переработке нефтяных отходов на болотах. Может быть, это нас выведет в мировые лидеры?

М. Н.: Итак, что же мы можем сделать? Давайте резюмируем. Чем мы можем быть полезны?

Д. К.: Почему бы нам не сделать регулярные экскурсионные туры на технопарк, для того чтобы можно было в деталях ознакомиться с ним?

М. Н.: Наверное, нужно также создавать базу экспертов...

О. Е.: Предлагаю создать при технопарке некий попечительский совет, состоящий из бизнесменов-практиков, имеющих ресурсы.

В. Р.: Нужно также создать некое юридическое сообщество, которое будет говорить: «Руки прочь от инноватора!!!» Потому что как только дело касается реальной жизни, ни о каких инновациях речи не идет, так как тебя могут вообще под суд отдать за твои попытки что-либо создать...

О. Е.: «Меркурий-Клуб» мог бы провести для технопарка большой форум, у нас большой опыт в подобных мероприятиях.

Валерий Гут

П. Ц.: В нашей компании есть Агентство развития предпринимательства, в котором мы бесплатно помогаем начинающим бизнес-структурам в оказании юридических, бухгалтерских, кадровых услуг. Через полгода-год, когда они вырастают, то становятся нашими полноценными клиентами. Выигрывают и они, и мы. Поэтому свои услуги мы с удовольствием готовы предложить технопарку, вплоть до совместной работы по бизнес-инкубатору.

Валерий Гут, председатель совета директоров журнала National Business: Мы вместе с КГ «ЛЕКС» решили организовать этот круглый стол по причине остро стоящей проблемы, а именно, безусловной важности перехода российских предприятий на инновационный путь развития. Сегодня нужно всеми силами пропагандировать необходимость изменений. Те, кто останется в прошлом, погибнут для рынка. Сегодня – время инноваций! И мы как деловое СМИ всегда готовы поддерживать все проекты технопарка.

М. Н.: Я рад, что сегодня нам удалось выработать ряд совместных решений. Хотелось бы, чтобы к нам присоединились другие бизнесмены, которые понимают важность поддержки инновационных предприятий.

Евгения КАРТАШОВА
Фото: Фото Александра ЧЕРЕМНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем